Цель: Через работу в группах дать характеристику ведущим отраслям топливной промышленности и электроэнергетики как основе Мирового хозяйства, выявить мировых лидеров в добыче, экспорте и импорте энергоресурсов, выявить пути транспортировки основных видов топлива, определить тенденции и перспективы в развитии
Задачи:
- Сформировать представление и знания о Мировом хозяйстве и познакомить с его ведущими отраслями.
- Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, отбирать и систематизировать материал, совершенствовать навыки работы с картой.
- Формировать навыки коммуникативного общения, взаимопомощи, взаимоконтроля, сплочение коллектива через работу в группах.
Оборудование:
- политическая карта мира, карта топливной промышленности мира, карты атласа;
- учебники географии для 10-го класса (авторы: В.П. Максаковский, Ю.Н. Гладкий);
- статистический материал (автор: Элькин Т.Н.);
- схемы, таблицы, данные международного энергетического агентства.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: исследовательский, частично-поисковый.
Форма работы: групповая работа.
Ход урока
- Организационный момент.
II. Актуализация знаний обучающихся:
а) дать определение понятий “мировое хозяйство” и “НТР”;
б) какие факторы определяют размещение традиционных отраслей мирового хозяйства, а какие – новейших?
в) назовите отрасли “ авангардной тройки”? Почему их так называют?
г) определите, к какому пути развития техники и технологий в эпоху НТР относятся:
1) конструкционные материалы;
с заранее заданными свойствами;
2) лазерная обработка металлов;
3) мартеновские печи большого объема;
4) оптико-волоконная связь;
5) сверхглубокое бурение нефтяных скважин;
6) термоядерная энергия;
7) увеличение скорости на ж/д транспорте;
а) революционный
б) эволюционный
III.Работа над новым материалом:
Учитель:
После того как мы познакомились с такими понятиями, как “НТР”, “мировое хозяйство”, “глобализация”, можно перейти к изучению отраслей мирового хозяйства. Откройте ст. 82 учебника и ознакомьтесь с отраслевым составом мирового хозяйства. Выделите 4 группы отраслей.
(учащиеся готовят задание, отвечают)
- Учитель:
Ведущей отраслью материального производства является промышленность. В ее отраслевой структуре главнейшее место занимают обрабатывающие отрасли, в которых на протяжении всей эпохи НТР наиболее опережающими темпами развивались отрасли “авангардной тройки”: электроэнергетика, химическая промышленность, машиностроение. На отрасли “авангардной тройки” в среднем в мире приходится 50-60% валовой промышленной продукции. При этом на первый план выходят новейшие наукоемкие производства авангардных отраслей.
Задание: назовите новейшие наукоемкие отрасли из указанных ниже:
1.Текстильная промышленность;
2.Микроэлектроника;
3.Роботостроение;
4.Химия органического синтеза;
5.Черная и цветная металлургия;
6.Атомная энергетика;
7.Автомобилестроение;
(учащиеся анализируют, отвечают)
Учитель:
Изучение мирового хозяйства мы начинаем с авангардной отрасли – энергетики. Что такое энергетика? Вся история человеческой цивилизации связана с освоением различных видов топлива и энергии. Иногда даже говорят: “Энергетика управляет миром”. Потребление энергии растет во всем мире, оказывая огромное влияние на политическую и экономическую ситуацию в мире. Энергетика – это основа современного хозяйства, всех прогрессивных процессов в экономике. До последнего времени эта отрасль развивалась опережающими темпами по сравнению с другими отраслями. За 100 лет ее использование выросло в 15 раз.
Цель нашего урока: через работу в группах дать характеристику ведущим отраслям топливной промышленности и электроэнергетики как основе мирового хозяйства, выявить мировых лидеров в добыче, экспорте и импорте энергоресурсов, выявить пути транспортировки основных видов топлива, определить тенденции и перспективы развития.
Каждая группа до конца урока будет характеризовать одну из отраслей, заполняя по мере изучения систематизирующие таблицы:
Страны Название отраслей |
Лидеры по запасам топлива | Лидеры по добыче топлива | Экспор-тёры топлива |
Импортёры и потребители |
Крупнейшие бассейны |
Нефтяная |
|
||||
Газовая |
|
||||
Угольная |
|
Страны Название отраслей |
Лидеры по выработке | Лидеры по душевому производству | Лидеры по выработке энергии на ГЭС | Лидеры по выработке энергии на АЭС | Крупнейшие электростан-ции мира |
Электроэнерге-тика |
На следующем уроке группы обменяются результатами своей работы.
Задания группам:
I группа. Нефтяная промышленность.
- Проанализировать изменения в топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) мира, произошедшие за последние 100 лет, используя текст учебника.
- История создания организации стран-экспортеров нефти ОПЕК. Какие страны входят в ОПЕК, ее роль на мировом рынке нефти (текст учебника, дополнительный материал, заранее подготовленный учащимися).
- Выявить страны-лидеры по запасам нефти (на основе данных учебника). Выявить страны-лидеры по добыче нефти (на основе дополнительных статистических данных).
- Мировая добыча нефти и ее распределение по странам мира (на основе дополнительных статистических данных).
II группа. Нефтяная промышленность.
- Выявить страны и регионы-экспортеры нефти (на основе дополнительного материала и текста учебника).
- Выявить страны-импортеры нефти (на основе дополнительного материала), основные грузопотоки нефти (на основе карты и текста учебника).
- Главнейшие нефтегазоносные бассейны мира (на основе карты атласа).
- Перспективы развития нефтяной промышленности (опережающее задание).
III группа. Газовая промышленность.
- Значение газовой промышленности. Выявить страны-лидеры по запасам газа (на основе дополнительного материала и текста учебника).
- Выявить страны-лидеры по добыче газа (на основе дополнительного материала и текста учебника).
- Выявить основных экспортеров и импортеров газа, главные международные грузопотоки,(на основе статистического материала и текстов в учебниках).
- Перспективы добычи газа (опережающее задание).
IV группа. Угольная промышленность.
- Выявить страны-лидеры по запасам угля на основе текста учебника.
- Выявить основные угледобывающие страны, крупнейшие угольные бассейны (на основе карты атласа “Минеральные ресурсы мира”, текста учебника).
- Экспортеры угля, основные потребители (на основе текста учебника).
- Важнейшие грузопотоки угля (на основе карты учебника).
V группа. Электроэнергетика.
- Рассказать о значении электроэнергетики, об основных типах электростанций, на которых она вырабатывается (на основе текста учебника и карты атласа “Энергетика”).
- Выявить страны-лидеры по общей выработке электроэнергии (статистический материал).
- Выявить страны-лидеры по душевому производству электроэнергии (статистический материал и текст учебника).
- Крупнейшие электростанции мира, альтернативная энергетика (опережающее задание).
(учащиеся работают над выполнением группового задания до конца первого урока.)
Учитель: (на втором уроке)
В течение 40 минут группы будут представлять результаты коллективной работы, используя настенную карту. Остальные будут слушать и заполнять систематизирующие таблицы. После отчета о работе, консультанты анализируют степень участия каждого члена своей группы и затем передают мне оценочный лист.
(в течение 35-40 мин. идёт представление работы, обсуждение, анализ)
VI. Итог урока:
Комментарии учителя, консультантов и членов групп, обсуждение оценочных листов, групповая оценка и оценка работы каждого участника.
Вопросы к итоговому обобщению.
Почему в развивающихся странах нефтепроводы протянуты от мест добычи нефти к портам?
Почему в развитых странах нефтепроводы тянутся от портов к местам переработки нефти?
Учитель:
Ребята, к следующему уроку вы должны подготовиться к контрольному тестированию по изученной теме “Энергетика”, используя текст учебника, результаты заполненных систематизирующих таблицы и карт атласа. По результатам тестирования вы получите вторую оценку. Благодарю всех за работу.