Урок в 10-м классе по теме "Энергетика"

Разделы: География


Цель: Через работу в группах дать характеристику ведущим отраслям топливной промышленности и электроэнергетики как основе Мирового хозяйства, выявить мировых лидеров в добыче, экспорте и импорте энергоресурсов, выявить пути транспортировки основных видов топлива, определить тенденции и перспективы в развитии

Задачи:

  1. Сформировать представление и знания о Мировом хозяйстве и познакомить с его ведущими отраслями.
  2. Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, отбирать и систематизировать материал, совершенствовать навыки работы с картой.
  3. Формировать навыки коммуникативного общения, взаимопомощи, взаимоконтроля, сплочение коллектива через работу в группах.

Оборудование:

  • политическая карта мира, карта топливной промышленности мира, карты атласа;
  • учебники географии для 10-го класса (авторы: В.П. Максаковский, Ю.Н. Гладкий);
  • статистический материал (автор: Элькин Т.Н.);
  • схемы, таблицы, данные международного энергетического агентства.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: исследовательский, частично-поисковый.

Форма работы: групповая работа.

Ход урока

  1. Организационный момент.

II. Актуализация знаний обучающихся:

а) дать определение понятий “мировое хозяйство” и “НТР”;

б) какие факторы определяют размещение традиционных отраслей мирового хозяйства, а какие – новейших?

в) назовите отрасли “ авангардной тройки”? Почему их так называют?

г) определите, к какому пути развития техники и технологий в эпоху НТР относятся:

1) конструкционные материалы;

с заранее заданными свойствами;

2) лазерная обработка металлов;

3) мартеновские печи большого объема;

4) оптико-волоконная связь;

5) сверхглубокое бурение нефтяных скважин;

6) термоядерная энергия;

7) увеличение скорости на ж/д транспорте;

а) революционный

б) эволюционный

III.Работа над новым материалом:

Учитель:

После того как мы познакомились с такими понятиями, как “НТР”, “мировое хозяйство”, “глобализация”, можно перейти к изучению отраслей мирового хозяйства. Откройте ст. 82 учебника и ознакомьтесь с отраслевым составом мирового хозяйства. Выделите 4 группы отраслей.

(учащиеся готовят задание, отвечают)

  1. Учитель:

Ведущей отраслью материального производства является промышленность. В ее отраслевой структуре главнейшее место занимают обрабатывающие отрасли, в которых на протяжении всей эпохи НТР наиболее опережающими темпами развивались отрасли “авангардной тройки”: электроэнергетика, химическая промышленность, машиностроение. На отрасли “авангардной тройки” в среднем в мире приходится 50-60% валовой промышленной продукции. При этом на первый план выходят новейшие наукоемкие производства авангардных отраслей.

Задание: назовите новейшие наукоемкие отрасли из указанных ниже:

1.Текстильная промышленность;

2.Микроэлектроника;

3.Роботостроение;

4.Химия органического синтеза;

5.Черная и цветная металлургия;

6.Атомная энергетика;

7.Автомобилестроение;

(учащиеся анализируют, отвечают)

Учитель:

Изучение мирового хозяйства мы начинаем с авангардной отрасли – энергетики. Что такое энергетика? Вся история человеческой цивилизации связана с освоением различных видов топлива и энергии. Иногда даже говорят: “Энергетика управляет миром”. Потребление энергии растет во всем мире, оказывая огромное влияние на политическую и экономическую ситуацию в мире. Энергетика – это основа современного хозяйства, всех прогрессивных процессов в экономике. До последнего времени эта отрасль развивалась опережающими темпами по сравнению с другими отраслями. За 100 лет ее использование выросло в 15 раз.

Цель нашего урока: через работу в группах дать характеристику ведущим отраслям топливной промышленности и электроэнергетики как основе мирового хозяйства, выявить мировых лидеров в добыче, экспорте и импорте энергоресурсов, выявить пути транспортировки основных видов топлива, определить тенденции и перспективы развития.

Каждая группа до конца урока будет характеризовать одну из отраслей, заполняя по мере изучения систематизирующие таблицы:

Страны

Название отраслей

Лидеры по запасам топлива Лидеры по добыче топлива

Экспор-тёры топлива

Импортёры и потребители

Крупнейшие бассейны

Нефтяная

 

       

Газовая

 

       

Угольная

 

       

Страны

Название отраслей

Лидеры по выработке Лидеры по душевому производству Лидеры по выработке энергии на ГЭС Лидеры по выработке энергии на АЭС Крупнейшие электростан-ции мира

Электроэнерге-тика

         

На следующем уроке группы обменяются результатами своей работы.

Задания группам:

I группа. Нефтяная промышленность.

  1. Проанализировать изменения в топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) мира, произошедшие за последние 100 лет, используя текст учебника.
  2. История создания организации стран-экспортеров нефти ОПЕК. Какие страны входят в ОПЕК, ее роль на мировом рынке нефти (текст учебника, дополнительный материал, заранее подготовленный учащимися).
  3. Выявить страны-лидеры по запасам нефти (на основе данных учебника). Выявить страны-лидеры по добыче нефти (на основе дополнительных статистических данных).
  4. Мировая добыча нефти и ее распределение по странам мира (на основе дополнительных статистических данных).

II группа. Нефтяная промышленность.

  1. Выявить страны и регионы-экспортеры нефти (на основе дополнительного материала и текста учебника).
  2. Выявить страны-импортеры нефти (на основе дополнительного материала), основные грузопотоки нефти (на основе карты и текста учебника).
  3. Главнейшие нефтегазоносные бассейны мира (на основе карты атласа).
  4. Перспективы развития нефтяной промышленности (опережающее задание).

III группа. Газовая промышленность.

  1. Значение газовой промышленности. Выявить страны-лидеры по запасам газа (на основе дополнительного материала и текста учебника).
  2. Выявить страны-лидеры по добыче газа (на основе дополнительного материала и текста учебника).
  3. Выявить основных экспортеров и импортеров газа, главные международные грузопотоки,(на основе статистического материала и текстов в учебниках).
  4. Перспективы добычи газа (опережающее задание).

IV группа. Угольная промышленность.

  1. Выявить страны-лидеры по запасам угля на основе текста учебника.
  2. Выявить основные угледобывающие страны, крупнейшие угольные бассейны (на основе карты атласа “Минеральные ресурсы мира”, текста учебника).
  3. Экспортеры угля, основные потребители (на основе текста учебника).
  4. Важнейшие грузопотоки угля (на основе карты учебника).

V группа. Электроэнергетика.

  1. Рассказать о значении электроэнергетики, об основных типах электростанций, на которых она вырабатывается (на основе текста учебника и карты атласа “Энергетика”).
  2. Выявить страны-лидеры по общей выработке электроэнергии (статистический материал).
  3. Выявить страны-лидеры по душевому производству электроэнергии (статистический материал и текст учебника).
  4. Крупнейшие электростанции мира, альтернативная энергетика (опережающее задание).

(учащиеся работают над выполнением группового задания до конца первого урока.)

Учитель: (на втором уроке)

В течение 40 минут группы будут представлять результаты коллективной работы, используя настенную карту. Остальные будут слушать и заполнять систематизирующие таблицы. После отчета о работе, консультанты анализируют степень участия каждого члена своей группы и затем передают мне оценочный лист.

(в течение 35-40 мин. идёт представление работы, обсуждение, анализ)

VI. Итог урока:

Комментарии учителя, консультантов и членов групп, обсуждение оценочных листов, групповая оценка и оценка работы каждого участника.

Вопросы к итоговому обобщению.

Почему в развивающихся странах нефтепроводы протянуты от мест добычи нефти к портам?

Почему в развитых странах нефтепроводы тянутся от портов к местам переработки нефти?

Учитель:

Ребята, к следующему уроку вы должны подготовиться к контрольному тестированию по изученной теме “Энергетика”, используя текст учебника, результаты заполненных систематизирующих таблицы и карт атласа. По результатам тестирования вы получите вторую оценку. Благодарю всех за работу.