Государственная образовательная политика сегодня акцентирует внимание на самостоятельности ребёнка и развитии его индивидуальности. Следовательно, приоритетными направлениями в организации образовательного процесса являются дифференциация обучения и самостоятельная познавательная деятельность учащихся.
Подготовить обучающихся к жизни в динамичном мире – значит вооружить их не только необходимыми знаниями, но и способами овладения ими. Однако умение учиться не возникает само собой, как следствие дополнительных педагогических требований; оно должно стать результатом серьёзной работы не только учителя, но и самих учащихся. Одной из важнейших задач учителя является формирование интеллектуальной, информационной, исследовательской культур и культуры самоорганизации, что позволит школьнику учиться всю жизнь. Для решения этой задачи нужно изменить процесс обучения таким образом, чтобы ученики были вовлечены в творческую, учебно-познавательную деятельность. Необходимость развития основ логического мышления и творческих способностей обусловлена временем. Простое усвоение учеником системы знаний уже недостаточно, возникает необходимость в формировании у молодого поколения потребности в самостоятельной творческой деятельности, в развитии своих интеллектуальных способностей.
Цель работы по данной теме: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности, в состав которых входят общие и специальные умения, и сделать детей активными участниками учебного процесса.
Организация развивающего обучения предполагает освоение определённой системой знаний, создание условий для овладения приёмами умственной деятельности.
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. В основной общеобразовательной школе нет целостной системы, реализующей на практике концепцию развивающего обучения, действительно позволяющей создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся, реализации их творческого потенциала, поэтому автор опыта систематически на каждом уроке истории работает над формированием и развитием общеучебных, исследовательских умений учащихся, применяя различные приёмы и методы.
Для формирования указанных умений использую в преподавании истории игры. Игра постоянно пополняет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь детского коллектива интересным содержанием. Игры помогают, по утверждению Ушинского, не только проявить способности и наклонности, но и совершенствовать их. Он считал, что труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствуют формированию характера и развития воли и ума. Игры всегда ведутся по определённым правилам, в игре дети должны мобилизовать свои знания, обращаясь к источникам информации, таким образом, развивая свои умения и навыки.
В основу игр должны быть положены интерес, инициатива, свободный выбор темы. От коллектива ребят, занятых таким трудом требуется усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также разнообразные навыки и умения. Совместное обсуждение и оценка готовых игр приучает выслушивать критические замечания товарищей, думать над устранением недостатков, владеть различными формами устных публичных выступлений, приёмами риторики, культурой речи, умению принимать разные точки зрения.
Во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний.
В дидактической и методической литературе по использованию игр в учебном процессе выделяют две группы:
- малые дидактические игры;
- ролевые игры.
Малые дидактические игры помогают учащимся усвоить большой хронологический, картографический, историко-культурный материал. Они направлены на усвоение характеристик исторических деятелей (формирование у учащихся логического мышления), исторических событий, памятников искусства, быта людей. Например, викторины:
- “Знаешь ли ты этого исторического деятеля?”,
- “Откуда этот отрывок?” (на знание историко-художественной литературы),
- “ О каком событии идёт речь?”,
- “Знаешь ли ты эти мифы?” и т. д.
Учащиеся успешно отличают правду от вымысла (предлагаются задания найти и исправить ошибки в тексте, в картинах и зарисовках.) Особой популярностью пользуются у ребят игры, основанные на хронологическом материале: “Четвёртый лишний”, “Россыпь”,
“Квартет”, “Рассыпанное предложение”. В среднем звене ребят захватывают интеллектуальные игры типа: “Счастливый случай”, “Что? Где? Когда?”, “Колесо истории”, “Своя игра”. Организуя игры на уроке можно прийти к выводу, что без учителя, без его поддержки, многие интересные начинания могут оказаться трудными и неосуществимыми для учеников.
Ролевая игра, которая готовится в течение 2-3 недель, как правило, с учащимися старших классов, формирует умения анализировать исторические события, факты, причины, результаты и значения рассматриваемых событий, строить рассказ на основе нескольких источников знаний, а также давать оценку историческим событиям, деятелям, положению классов. (“Турнир ораторов”, “Конкурс Мюнхгаузенов”, “Клуб путешественников”, “Путешествие в картинные галереи”.)
В содержании игры должен присутствовать конфликт мнений, точек зрения, то есть ролевая игра должна быть проблемной по своему содержанию. (Например, урок – суд – это наша современная оценка исторических личностей, событий, явлений, без неё невозможно изучение истории, извлечение из неё уроков. – “Суд над Пугачёвым”.
Анализ учебной работы, методической литературы, школьной практики позволяет сделать выводы, что эффективность ролевой игры зависит от факторов:
- уровня сформированности исторических знаний;
- уровня сформированности умений и навыков учащихся;
- подготовки учащихся, включающей опыт исполнения исторических ролей, создание установки на игру.
Для успеха ролевых игр учитель вначале опирается на группу хорошо успевающих ребят, проявляющих повышенный интерес к истории, к чтению художественно-исторической литературы, членов исторических кружков, постепенно расширяя круг участников.
Учебные игры в разумном сочетании с другими приёмами и средствами обучения помогают интенсифицировать процесс обучения истории, успешнее решать задачи по формированию общеучебных и исследовательских умений и навыков, по формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности.
Формирование исследовательских навыков учащихся осуществляется посредством написания реферата.
Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой работы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.
Тематика, над которой мы чаще всего работаем с ребятами основывается на краеведческом материале, потому что необходимо прививать учащимся любовь к малой Родине, чувство национального самосознания, испытывать гордость за своих земляков.
Интерактивная методика используется автором в преподавании истории при изучении нового материала. Эта методика предполагает работу ребят в группах. Все учащиеся в классе делятся на группы по 4 человека. Каждый ученик получает свой блок материала по содержанию параграфа, затем собираются по номерам в другую по составу группу, изучают материал вместе и представляют его в наглядной форме, записывая в тетрадь. Затем возвращаются в первоначальные группы, где каждый учащийся фиксирует в свою рабочую тетрадь новый материал после объяснения товарищей по очереди. В данной ситуации у ребят формируются следующие учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки:
- владение различными формами устных публичных выступлений;
- владение приемами риторики;
- организация совместной деятельности;
- владение культурой речи;
- выслушивание мнения других.
Возможные варианты заданий учащимся при работе в группах:
- составить конспект по конкретному пункту, здесь формируется умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала;
- составить план (простой или сложный), здесь формируется умение составлять планы различных видов, находить отличия;
- заполнить хронологическую таблицу;
- работа с картой: найти на карте и ответить на вопрос;
- найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь и выучить (развивается память);
- проанализировать документ учебника, и определить в чьих интересах он написан;
- пользуясь дополнительными источниками – художественными и документальными, решить проблемное задание, здесь формируется умение учащихся работать с дополнительной литературой, выслушивать мнение других учащихся группы, развивать креативное мышление.
Учащиеся должны быть замотивированы на написание письменной работы в виде теста из 5 или 6 заданий после обмена материалом. После написания теста ребятам дается ключ, и они выполняют взаимоконтроль, работая в парах, что является очень полезным моментом.
Домашнее задание даётся учащимся дозированное, разноуровневое, что позволяет учитывать индивидуальные особенности.
Изучение нового материала по интерактивной методике (зигзаг) является эффективным т. к. практически работа в группах исключает неудовлетворительные оценки, как показывает опыт работы и формирует широкий спектр общеучебных и исследовательских умений и навыков учащихся.
Главным показателем умственного развития учащихся является не только сумма знаний, приобретённых учеником, сколько уровень интеллектуальных умений, мыслительных приёмов и логических операций, которыми владеет ученик.
В классической системе образования программы построены не на творческих формах деятельности, а ориентированы на запоминание фактов и получение однозначных вопросов. В большинстве случаев учитель отдаёт приоритет образовательным целям, но и необходимо планировать развитие мышления, т. к. олимпиадные задания, интеллектуальные конкурсы и викторины предполагают развитие общеучебных, исследовательских и интеллектуальных умений учащихся.
Поэтому необходимо школьников обучать специальным приёмам и техникам развивающего обучения, чем автор опыта и занимается с учащимися на факультативе “Учимся учиться”.
Процесс развития ученика должен быть целостным, единым процессом, реализующимся как через систему специальных занятий, так и через основные учебные занятия.
Для обеспечения целостности и непрерывности формирования приёмов мыслительной деятельности занятие должно включать следующие этапы:
Мотивация
Целеполагание
Планирование
Действие по реализации плана
Самоконтроль, самоанализ, самооценка
Оценка экспертов (диагностика)
Коррекция
Курс развивающих занятий создаёт условия для развития у школьников познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. У школьников исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Проблема развития комплекса свойств личности, входящих в понятие “познавательные способности” требует длительной, целенаправленной работы.
Развивающие игры по истории России
Игра “Рассыпанное предложение”
Данная игра позволяет сформировать мыслительные операции сравнение, анализ, синтез, обобщение, а также более сложные – поиск закономерностей. Например:
1. Слова в предложении переставлены местами и нужно восстановить порядок слов в предложении; в каждом из которых даётся определение какому-либо понятию;
- К Родине своему любовь преданность
народу Отечеству своему патриотизм это;
- искусство политика государством управлять это;
- форма при которой неограниченная монарху
власть принадлежит феодального абсолютизм это
государства верховная.
2. Прочитать предложение, в котором буквы в словах переставлены местами, а последовательность слов в предложении соблюдена.
- Одрог Актсн-Тегбурпер ыбл навосон в
3071 одгу.
- Ёртп чрудлие неаст в 1171 удго.
Игра “Чёрный ящик”
Направлена на то, чтобы в игровой форме сформировать у учащихся умения выделять существенные и несущественные признаки, умения анализировать, выделять главное. Суть игры состоит в том, что один из учащихся задумывает понятие, событие и начинает его описывать, не называя его. Все остальные должны угадать, о чём идёт речь. Кто первый угадывает, тот и выигрывает и продолжает игру.
Ученик задумывает событие, понятие. Постепенно, называя признаки, характеристики, начиная, с второстепенных. Какое событие задумал ученик?
Задание. Какое событие из истории России задумано?
Реорганизация армии, введение рекрутской повинности, король Карл XII, “непобедимая армия” Карла XII перестала существовать, морские сражения: у мыса Гангут, у острова Гренгам. (Северная война).
Развивающая игра “ Выражение”
Участникам игры предлагается придумать предложение из 4-5 слов, а каждое слово с определённой буквы. Чем больше вариантов на историческую тему предлагает ученик, тем лучше.
Например буквы: РСИ (Россия стала империей) и т. д.
Развивающая игра “ Построение сообщения по алгоритму”
Участникам игры предлагается построить сообщение по алгоритму:
Факт (что произошло?)
Причины
Повод
Сопутствующее событие
Последствия
Эта игра дисциплинирует мышление, формирует аналитические умения, учит находить и устанавливать закономерности.
Например: восстание под предводительством К.А. Булавина, крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва.
Использование системы интеллектуальных упражнений на уроке
При организации развивающего обучения учебная деятельность должна быть направлена на вооружение учащихся не только конкретными знаниями, но и комплексом интеллектуальных умений: умений проводить классификацию и обобщение фактов, абстрагировать, формулировать выводы; выполнять анализ эксперимента, формулировать проблему и решать её, планировать эксперимент, проводить эксперимент. (Разумовский В.Г.)
Линия развития интеллектуальных умений включает: развитие речи устной и письменной, наблюдательности, формирование умений сравнивать, противопоставлять, анализировать, выделять главное, проводить обобщение, классификацию, умений проводить рассуждения от частного к общему и от общего к частному.
Самостоятельная работа по истории России для учащихся 7-го класса
Тема: “Россия при Петре 1”
1. Установите соответствие:
1. Начало Северной войны.
2. Провозглашение России империей.
3. Учреждение Сената.
4. Основание Санкт-Петербурга.а) 1703;
б) 170;
в) 1721;
г) 1711.
2. Дополните предложения:
а) Пётр родился от второго …
б) Первым учителем Петра …
в) Регулярная армия - это …
г) В 1718-1724 годах вместо налога со двора …
3.Исключите лишнее:
а) Астраханское восстание, Башкирское восстание, медный бунт, восстание К. А. Булавина, выступления работных людей;
б) Ж. Леблон, Д. Трезини, И. К. Коробов, А. К. Нартов, М. Г. Земцов.
4. Расположите в хронологической последовательности, приведённые исторические факты:
а) принятие Табели о рангах;
б) Полтавская битва;
в) Прутский поход;
г) Азовские походы.
Самостоятельная работа по истории России XIX век для учащихся 8-го класса
Тема: “Россия в первой половине XIX века”
1. Установите соответствие
1. Учреждение Государственного совета
2. Указ о “вольных хлебопашцах”
3. Отечественная война
4. Восстание декабристов в Петербургеа)1812;
б)1825;
в)1810;
г)1803.
2. Дополните предложения
А) Экономический кризис – это…
Б) Основными сословиями страны в начале 19 века были…
В) В начале 19 века государственной религией…
Г) Конституционное правление означает прежде всего…
3. Исключите лишнее:
а) Тарутинский маневр, партизанское движение, Бородино, падение Плевны, Смоленское сражение;
б) Граф Строганов, Н. Н. Новосильцев, князь А. А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей, М. Т. Лорис-Меликов;
4. Расположите в хронологической последовательности, приведённые исторические факты:
А) укрепление роли государственного аппарата;
Б) финансовая реформа Е. Ф. Канкрина;
В) попытки решения крестьянского вопроса П. Д. Киселёва;
Г) выступление декабристов;
Задания в данной работе позволяют определить степень освоения учащимися таких логических операций, как анализ, обобщение, классификация, синтез.
Для наибольшей эффективности работы по развитию творчества учащихся необходимо заниматься упражнениями развивающего обучения не на одном, а на нескольких предметах.