Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов.
Задачи:
- Познакомить с видами приветствий у разных народов, с тоном приветствия и сопутствующими этикетными выражениями;
- Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальных культур;
- Развивать речь, умение слушать, анализировать и делать выводы.
Ход подготовки:
- Посещение культурного этнического центра, школьного музея.
- Разучивание игр разных народов.
- Просмотр видеофильмов: “Дворец племен и народов”, “Восточные славяне”, “Народы Сибири”, “Народы Средней Азии”, “Народный костюм”.
- Сообщения учащихся по теме: “Из истории культуры и быта разных народов”.
- Словарная работа: слова приветствия (на уроках русского языка и литературы)
- Аппликация: “Народные узоры”, “Якутяночка”, “Олененок” (на уроках трудового обучения).
- Лепка: национальные игрушки, посуда (Дымковская игрушка, чорон) (на уроках введения в культуру).
- Разучивание якутских, русских народных песен (на уроках якутского языка, музыки).
Оформление:
Выставка детских работ, сообщений, карточки с приветственными словами на разных языках, лист календаря – 21 ноября.
Ход часа общения
(На доске – календарный лист)
- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня всемирный день приветствий! В 1973 году в Америке, братья Майкл и Брайн Маккормак объявили этот день, как примирения всех народов и наций, как протест против любой агрессии на Земле. В 2008 году исполняется 35 лет, как отмечают этот знаменательный день.
Стихотворение В.Солоухина “Здравствуйте!”
(Читает ученик)
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
“Здравствуйте!”
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
- Давайте и мы с вами добавим радости и счастья в жизнь, улыбнемся и пожелаем друг другу здоровья.
(Дети приветствуют друг друга)
-Наш час общения - это итог работы, которую мы провели по теме: “Приветствия”. Сегодня мы поделимся своими знаниями и узнаем новые, для того, чтобы мы были приветливыми, вежливыми и воспитанными людьми. Работу мы проводили по группам. Группа оформителей готовила выставку и оформляла кабинет, группа исследователей готовила сообщения о культуре разных народов и знакомила нас постепенно с ними, группа артистов сегодня выступит, группа помощников будет помогать мне в проведении часа общения.
– Как хорошо нам становится, когда мы слышим волшебное слово “здравствуйте”! А вот Колобок, из известной всем нам сказки, мне кажется, был на редкость невежлив. И такая невоспитанность не могла остаться незамеченной. Вот, что из этого получилось:
(Инсценирование сказки учащимися)
Дети – звери из русской народной сказки “Колобок”, в разных национальных костюмах, они здороваются на разных языках. Заяц - на татарском, волк – на казахском, медведь – на якутском, лиса – на белорусском (языки зависят от национального состава класса или на усмотрение учителя). Колобок проходит мимо не здороваясь. В конце сказки лиса съела невежливого Колобка.
- А если бы Колобок был вежливым, как вы считаете, сказка закончилась бы так же?
А как?
- Давайте поможем Колобку и объясним ему, какими словами приветствия пользуются люди.
Игра “Цветик - семицветик”
На доске ромашка. На лепестках написаны слова приветствия: здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, привет, салют, рад тебя видеть, добро пожаловать.
-Объясните, в каких случаях используют слова – “здравствуйте”, “привет” и т.д.
- Понял Колобок свою ошибку? Трудно плохо относится к тому, кто чрезвычайно вежлив и любезен с тобой. Вежливое отношение действует на всех просто магически. Посмотрите!
(Инсценирование сказки с вежливым Колобком)
Та же самая сказка “Колобок”, только Колобок вежливый. Сказка заканчивается хорошо: лиса отпустила Колобка, у него теперь много друзей.
- Соблюдая золотые правила этикета, можно добиться любой цели. Давайте вспомним эти правила.
На доске висит солнышко без лучей. Ученики называют правила, учитель - приклеивает лучики к солнышку.
Золотые правила:
- всегда здороваться первым, особенно если ты присоединяешься к какой–нибудь компании или встречаешься со старшими по возрасту;
- не смущайся, если поздороваешься по случайности дважды, лучше сделать это повторно, чем ни разу;
- помни о традициях того общества, в которое попадаешь;
- всегда прощайся, независимо от того, какого пола и возраста собеседник.
- Поздороваться с человеком так, чтобы ему стало радостно и солнечно, тоже надо уметь. Обращали ли вы внимание, со сколькими оттенками можно произнести простое слово “здравствуйте”? – тепло, официально, холодно. Все зависит от интонации, “подвластной” человеку.
Игра “Приветствие в танце”.
Под спокойную музыку дети передвигаются. Когда музыка заканчивается, останавливаются, приветствуют друг друга.
- Какими только приветствиями люди не пользуются! Но в игре вы использовали еще и жесты. Так вот, движения и жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран, во время приветствия еще разнообразнее, например:
(Дети проигрывают приветствия)
- русские, англичане, американцы – пожимают друг другу руки.
- Китайцы – пожимают руку самому себе.
- Латиноамериканцы – обнимаются.
- Самоанцы – обнюхивают друг друга.
- Тибетцы – снимают головной убор правой рукой, левую закладывают за ухо и высовывают язык.
- У некоторых индейских племен, принято при виде незнакомцев сидеть на корточках до тех пор, пока он не заметит этой миролюбивой позы.
- В некоторых племенах снимают обувь.
- А какие жестовые приветствия знаете вы?
- Представляете, если бы мы тратили столько времени на поклоны и реверансы?
- Что бы из этого вышло?
- Все это делается в соответствии с традициями и должно соответствовать ситуации и времени.
- Мы знаем уже много правил этикета. Давайте проверим, как ими пользоваться в жизни.
- Объясните как себя вести в данной ситуации:
- Вы идете по улице с товарищем. Он поздоровался с незнакомым вам человеком. Надо ли здороваться вам?
- Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними и как это сделать?
- В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них вы увидели своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказали: “Здравствуйте, Мария Ивановна!”. Правильно ли вы сделали?
Игра “Круговорот приветствий”
Дети встают в круг, называют по очереди приветствия. Выигрывает тот, кто знает больше всех приветствий.
- Мы сегодня говорили о формах приветствий разных народов. Что же объединяет все эти народы в приветствиях?
(Ученики делают выводы, подводят итог)
- Да, по – разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни – встречу с другим человеком. И все - таки общее тут есть. Уклониться от приветствия, не ответить на него во все времена, у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в словах привета, заключено очень большое и важное содержание: “Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю, хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе самого доброго”. Вот что означает простое и обычное слово “здравствуйте”.
- В знак хорошего отношения друг к другу, в знак приветствия, давайте подарим наши улыбающиеся солнышки тому, кому вы хотите.
(Дети дарят, обмениваются солнышками)