Дифференциация звуков Б-П в словах, слогах, предложениях

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1.Фонетическая: Уточнение и сравнение артикуляции звуков Б-П;

2.Фонематическая: Развитие сложных форм фонематического анализа слов в структуре предложения, развитие слогового анализа и синтеза.

3.Лексическая: Расширение глагольного словаря, Уточнение и расширение словаря по теме “Транспорт”.

4.Грамматическая: Формирование структуры распространённого предложения.

План и ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков П-Б.

Произнесите звуки Б и П. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Губами. Губы смыкаются)

  • Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука Б.Б-Б-Б. (Дрожит). С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).
  • А теперь произнесите звук П и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении.(Не дрожит).Вывод: что Б звонкий, а П глухой.

3.Дифференциация звуков П и Б в слогах.

а). Закончи стихотворения, вставляя слова с буквами П и Б.

Уж давно забылись лютые морозы,
распустили почки белые (берёзы).

Какой звук в этом слове Б или П?.

Назовите соседей звука Б(е).Составим схему этого слова.

Мы посеем зёрна,
пусть заколосится
на широком поле
спелая (пшеница).

Какой звук в этом слове Б или П?. Назвать соседей звука П(ш).

Составим схему этого слова.

                 

б). Сравним схемы слов берёза и пшеница. Посмотрите, одинаково ли количество звуков? Сколько звуков в первой схеме и во второй?

в). Распределение картинок под схемами со звуком П иБ. Определить какой звук слышится и его место в слове по счёту.

4. Какая картинка лишняя?

Предлагаются картинки: поезд (рисунок 2), жук (рисунок 4), пароход (рисунок1), автомобиль (рисунок5), автобус (рисунок 3).

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Дается задание: Найти лишнюю картинку.

  • Почему картинка жук лишняя? Как называются одним словом все оставшиеся картинки? (транспорт)
  • В каком слове, названии транспорта , слышится звук Б?(автомобиль, автобус).В слове автомобиль какой звук слышится после б?. В слове автобус какой звук слышится после Б?.
  • В каких словах, названиях транспорта слышится звук П? (поезд, пароход). Какой звук слышится после П? (поезд, пароход).

5. Дополнение предложения словом по картинкам.

На доске записаны предложения с пропущенным словом и выставлены картинки (рисунок 6, рисунок 7, рисунок 8).

Около сарая стоят…….

На деревьях набухли…….(почки, бочки (рисунок6)

Около дома большой….

Ворота закрыли на….(забор (рисунок 7), запор (рисунок8)

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Сначала дети называют первую пару картинок, определяют различие этих слов по значению этих слов по значению и звучанию.

  • Какой первый звук в слове Бочки (Б)
  • Какой первый звук в слове Почки? П. А остальные звуки одинаковые или разные? (одинаковые).

Картинки прикрепляются вместо пропущенных слов.

6. Придумывание предложений по картинкам.

  • Мальчик бросает палку. (рисунок 9)
  • Собака лежит около будки. (рисунок11)
  • Рыба плавает в банке. (рисунок 12)
  • Полина поливает цветы. (рисунок10)

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 12

 Из каждого предложения выделяются слова со звуком Б или П перед ними

7. Подбор предложений к графическим схемам.

Предлагаются схемы предложений из 2-х и из 3-х слов.

Например: img1.gif (844 bytes)

Каждая схема анализируется по количеству слов. Картинки предыдущего задания раскладываются под схемами. Дети называют предложения, каждое слово соотносится с элементами графической схемы. (При названии слова показывается соответствующий элемент).

8.Фифференциация звуков П-Б в письме.

Каачки, кауста, руашка, саоги, араан, одушка, уханка.

8.Графический диктант.

Детям дается задание: после прочтения логопедом каждого предложения записать в тетради вместо слов со звуком П-Б только букву п-б.

Рыбаки поймали рыбу. Поля поливает тюльпаны.

Борис кормит Полкана хлебом.

Быстро плывет пароход.

На полях порхают бабочки.

9.Итог занятия.

Какое упражнение было самым трудным?