Цели урока:
1.Фонетическая: Уточнение и сравнение артикуляции звуков Б-П;
2.Фонематическая: Развитие сложных форм фонематического анализа слов в структуре предложения, развитие слогового анализа и синтеза.
3.Лексическая: Расширение глагольного словаря, Уточнение и расширение словаря по теме “Транспорт”.
4.Грамматическая: Формирование структуры распространённого предложения.
План и ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков П-Б.
Произнесите звуки Б и П. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Губами. Губы смыкаются)
- Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука Б.Б-Б-Б. (Дрожит). С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).
- А теперь произнесите звук П и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении.(Не дрожит).Вывод: что Б звонкий, а П глухой.
3.Дифференциация звуков П и Б в слогах.
а). Закончи стихотворения, вставляя слова с буквами П и Б.
Уж давно забылись лютые морозы,
распустили почки белые (берёзы).
Какой звук в этом слове Б или П?.
Назовите соседей звука Б(е).Составим схему этого слова.
Мы посеем зёрна,
пусть заколосится
на широком поле
спелая (пшеница).
Какой звук в этом слове Б или П?. Назвать соседей звука П(ш).
Составим схему этого слова.
б). Сравним схемы слов берёза и пшеница. Посмотрите, одинаково ли количество звуков? Сколько звуков в первой схеме и во второй?
в). Распределение картинок под схемами со звуком П иБ. Определить какой звук слышится и его место в слове по счёту.
4. Какая картинка лишняя?
Предлагаются картинки: поезд (рисунок 2), жук (рисунок 4), пароход (рисунок1), автомобиль (рисунок5), автобус (рисунок 3).
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Дается задание: Найти лишнюю картинку.
- Почему картинка жук лишняя? Как называются одним словом все оставшиеся картинки? (транспорт)
- В каком слове, названии транспорта , слышится звук Б?(автомобиль, автобус).В слове автомобиль какой звук слышится после б?. В слове автобус какой звук слышится после Б?.
- В каких словах, названиях транспорта слышится звук П? (поезд, пароход). Какой звук слышится после П? (поезд, пароход).
5. Дополнение предложения словом по картинкам.
На доске записаны предложения с пропущенным словом и выставлены картинки (рисунок 6, рисунок 7, рисунок 8).
Около сарая стоят…….
На деревьях набухли…….(почки, бочки (рисунок6)
Около дома большой….
Ворота закрыли на….(забор (рисунок 7), запор (рисунок8)
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Сначала дети называют первую пару картинок, определяют различие этих слов по значению этих слов по значению и звучанию.
- Какой первый звук в слове Бочки (Б)
- Какой первый звук в слове Почки? П. А остальные звуки одинаковые или разные? (одинаковые).
Картинки прикрепляются вместо пропущенных слов.
6. Придумывание предложений по картинкам.
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 12
Из каждого предложения выделяются слова со звуком Б или П перед ними
7. Подбор предложений к графическим схемам.
Предлагаются схемы предложений из 2-х и из 3-х слов.
Например:
Каждая схема анализируется по количеству слов. Картинки предыдущего задания раскладываются под схемами. Дети называют предложения, каждое слово соотносится с элементами графической схемы. (При названии слова показывается соответствующий элемент).
8.Фифференциация звуков П-Б в письме.
Ка…ачки, ка…уста, ру…ашка, са…оги, …ара…ан, …одушка, …уханка.
8.Графический диктант.
Детям дается задание: после прочтения логопедом каждого предложения записать в тетради вместо слов со звуком П-Б только букву п-б.
Рыбаки поймали рыбу. Поля поливает тюльпаны.
Борис кормит Полкана хлебом.
Быстро плывет пароход.
На полях порхают бабочки.
9.Итог занятия.
Какое упражнение было самым трудным?