Цель: Ознакомление детей с малыми фольклорными формами: загадками, потешками.
Программные задачи:
- Познакомить детей с жанром потешки, помочь запомнить потешку “Котик”.
- Уточнить представление детей о загадках.
- Учить отгадывать описательные загадки.
- Развивать умение эмоционально-выразительно исполнять знакомые потешки, желание сделать что-либо приятное для других.
- Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе детей.
Материалы: домик, игрушки (котик, петушок, корова), корзина, платочки.
Ход занятия
Дети с воспитателем под музыку входят в зал, обращают внимание на домик.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а кто же в этом доме живет?
(Несколько ответов детей)
Воспитатель: А хотите точно узнать и увидеть, кто же там живет? (подходим, стучимся)
Воспитатель: Настя, постучи, кто же нас встретит?
(Бабушка выглядывает в окно, выходит)
Бабушка: Ладушки мои пришли. Здравствуйте!
Много у меня внуков, и для каждого ласковое слово найдётся:
Наша Катенька в дому,
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду,
Сладко яблочко в саду!
(Гладит по голове девочку, улыбается)
А у Саши руки в бок, глазки в потолок,
Пошел за порог, упал поперек.
(Берет мальчика за руку, улыбается)
Котик в избушке,
Печет ватрушки,
Тому, сему продаёт,
А Машеньке так дает!
(Обнимает)
Вот я вас насмешила! А теперь садитесь рядком, а я на вас полюбуюсь.
(Дети садятся на стулья)
Я очень рада вас видеть, но у нас сегодня еще гости будут. Хотите с ними встретиться? Тогда я буду загадывать вам загадки, вы слушайте внимательно. Загадывать – это не называть, а только рассказывать, каков этот кто-то. Подумайте, а потом говорите отгадку.
Я умею чисто мыться
Не водой, а языком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молоком.
(Дети отгадывают загадку)
Как вы догадались, что это кот?
Что делает кот? А что он любит?
(Показывает игрушку котика)
Вот какой котик пришел к нам в гости! Здравствуй! Проходи к нам, котик!
Беленькие перышки,
Красивый гребешок.
Кто это на колышке?
(Дети отвечают - Петя-петушок!)
Что есть у петушка? Где он сидит?
(Дети отвечают)
Молодцы, ребята.
(Показ игрушки петушка)
Проходи, Петя-петушок, гостем будешь!
Голодна – мычит,
Сыта – жуёт,
Всем ребяткам молоко даёт.
(Дети угадывают – корова!)
(Бабушка показывает игрушку- корову)
Заходи к нам в гости, матушка-коровушка!
Что делает корова? Что она дает детям?
(Дети отвечают)
Прекрасно, ребятки!
Вот и все наши гости, сколько их всего? Кто самый большой? Кто самый мяконький? Кто раньше всех встаёт? Кто деткам вкусное молочко даёт?
(Дети отвечают)
Молодцы, ребятки!
Смотрите, дети, что-то наши гости заскучали. Как же нам их развеселить?
Дети: спеть, станцевать, угостить.
Бабушка: Можно потешить гостей потешкой. А хотите спеть потешку про петушка? Потешим гостей, повеселим!
(Исполняется потешка “Петушок”)
Бабушка: Ребята, а котику тоже захотелось услышать потешку о себе. Хотите для котика спеть? Тогда послушайте, сначала я спою.
Уж ты, котенька-коток,
Котя – серенький лобок!
Ты приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту
За работу заплачу:
Дам кусок пирог
И кувшин молока.
Ты уж ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси!
А сейчас все вместе ласково споём для котика (Достаёт платочки, раздает их всем детям)
Вы платочки все возьмите,
В круг скорее выходите,
Мы с платочками попляшем
И покажем пляску нашу.
Вот и платочки мои для вас пригодились. Ох, и повеселимся же мы, и гостей наших повеселим.
(Пляска с платочками)
Бабушка: Ну, молодцы же вы, ребята! И загадки умеете разгадывать, и потешки петь, да и плясать мастера! А сейчас время для угощения. Угощайтесь, мои дорогие! (Угощает ребят сладостями).