Программа дополнительного образования "Исток" (изучение шорской традиционной культуры — региональный компонент)

Разделы: Внеклассная работа


I. Пояснительная записка

Каждая национальная группа, какой бы малочисленной она не была, имеет конституционное право на существование и развитие. В настоящее время стала очень актуальна тема сохранения традиционной культуры малочисленных народов России.

Все чаще говорится о том, что традиции, культура малочисленных народов исчезает. И именно поэтому создаются организации по восстановлению традиций коренного населения. Создаются краеведческие музеи, танцевальные ансамбли, археологические кружки, в школах изучается традиционная культура своего народа, возрождается язык, проходят различные семинары, конференции.

Во все времена и в любом обществе воспитанию подрастающего поколения уделялись особое внимание и забота, так как от этого зависит будущее общества, его процветание. Сегодня и профессиональные педагоги, и простые обыватели солидарны в том, что большую роль в воспитании играет приобщение детей и подростков к истокам традиционной культуры этносов, проживающих рядом, на территории “малой” Родины, региона, страны.

Для современного поколения необходимо знать, кто их предки, как они жили, каковы были традиции, язык, обычаи. Очень важно вовлечь детей в активное изучение родного края, его культуру, традиции своего и других народов, сформировавших региональное своеобразие культурных традиций.

Большими возможностями в нахождении ребенком своей индивидуальности располагает дополнительное образование, т.к. оно базируется на познавательных, творческих интересах и потребностях личности, и объединяет воспитание, самовоспитание, обучение, развитие в единый процесс с целью удовлетворения познавательных интересов и творческого потенциала воспитанников, способствующих самореализации личности. Дополнительное образование выступает гарантом социальной защищенности таких детей, обеспечивает условия для нормальной жизни, развития всех задатков и способностей адаптации к социальной среде и максимально безболезненное вхождение в эту среду, компенсируя тем самым развитие творческой деятельности, отсутствие родительской заботы. В системе дополнительного образования накоплен большой опыт социальной и воспитательной работы в различных направлениях деятельности, в том числе и с детьми – сиротами.

В преамбуле Федерального закона Российской Федерации “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” записано: “ Государство признает детство важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитию у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности”.

Одной из самых интересных страниц в истории Кузбасса является история культуры малочисленного, коренного народа шорцы.

Знакомство с национальным эпосом позволяет детям сделать вывод о вечности ключевых нравственных категорий, свойственных для любой этнической общности, помогает увидеть мир ощущений шорского народа, уклад его жизни, отношение к природе, любовь и преклонение перед ней как перед источником жизни. Прикосновение к другой ментальной среде, проникновение в мир нового быта дают возможность подрастающему поколению воспринимать себя не единственными жителями Земли, а личностью, сопричастной со многими национальными группами, их духовным миром и культурными традициями. Особенно значимо это становится в подростковом возрасте: по мнению психологов, часто упускается из виду, что процессы негативизма у подростков протекают на фоне развития социально-положительных чувств, связанных с добрыми побуждениями, стремлением к доброжелательности в общении с окружающими.

Таким образом, программа, нацеленная на погружение в другую национальную среду – это благоприятный фон для развития гуманного отношения к окружающему миру и развития гуманитарного мышления.

II. Концептуальные основа программы

Программа дополнительного образования “Исток” предназначена для детей разного возрастного и интеллектуального уровня. Вариативное содержание программы позволяет работать с материалами и проблемами народной культуры практически в любом возрасте, в том числе, как младшими, так и со старшими подростками, при этом, разумеется, учитывая разницу возрастных возможностей, влияющих на методику работы.

Великолепно об этом сказал В. Белинский: “Каждый народ, своеобразно своим характером, происходящим от местности, от единства или разнообразия элементов, из коих образовалась его жизнь, и исторических обстоятельств, при коих она развилась, играет в великом семействе человеческого рода свою особенную, назначенную ему роль, и вносит в общую сокровищницу его успехов на поприще самосовершенствования, свою долю, свой вклад”.

Цель программы состоит в том, чтобы заложить прочный фундамент в освоении детьми собственной национальной культуры и явлений мировой художественной культуры, которая не есть нечто абстрактное, а базируется на многих национальных формах культуры, в свою очередь вырастающих из глубины народного творчества. Научить детей понимать и любить свою национальную культуру. Дать понимание и осмысление развития национальной культуры символов, образов, хореографии, праздников, быта, рода занятий.

Задачи программы

  1. Сформировать представление о национальной шорской культуре как явлении синкретическом органично слитым с хозяйственной семейно-бытовой жизнью шорского народа, определяемом этой жизнью и традиционными мировоззренческими установками народа.
  2. На материале шорской народной культуры дать представление о традиционной системе “языка” произведений народного творчества, учитывая его историческую динамику, которая проявляется в своеобразном сочетании шаманизма и христианского начал, в возникновении новаций на базе сложившихся традиций.
  3. Показать национальное своеобразие и локальное многообразие форм материальной и духовной культуры шорского народа.
  4. Заложить основы для усвоения фундаментальных этико-эстетических понятий народа, обеспечивающих преемственность и воспроизводство национальной шорской культуры в наше время.

Эти задачи определяют структуру и содержание программы, которая ориентирована на работу с материалом, выявляющим архетипы человеческого сознания, воплощенные в разных формах и видах народного рукотворного и нерукотворного творчества.

Основные положения программы:

  • принцип реализации разнообразных детских интересов;
  • принцип развития в каждом воспитаннике – желание стать лучшим, знать больше, познать себя;
  • принцип сотрудничества воспитанников и педагогов при подготовке и проведения КТД;
  • принцип определения результата.

Основные принципы концепции программы:

  • целостности – в программе соблюдены: единство обучения, воспитания и развития;
  • гуманизации – учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
  • деятельности подхода – любые знания приобретаются воспитанниками во время активной деятельности.

Курс обучения рассчитан на 1 учебный год и включает в себя теоретическую, практическую и творческую работу. В кружок принимаются все желающие в возрасте от 8 до 15 лет. Год обучения рассчитан на 152 часа (38 рабочих недель). Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа.

Программ является вариативной, допускает некоторые изменения в создании занятий, в форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала, состоит из пяти основных блоков.

Теоретическая и практическая значимость программы: заключается в разработке содержания и дидактических материалов для кружковой работы, для воспитанников учреждений интернатного типа в возрасте от 8 до 15 лет, нацеленных на знакомство воспитанников с традиционной культурой населения юга Кузбасса, обосновано программно-методическое обеспечение цикла занятий по изучению шорской национальной культуры. Запланированы экскурсии, встречи, участие в конкурсах.

Предполагаемые результаты:

  • программа обеспечит развитие эмоционально-эстетического отношения к традиционной шорской культуре;
  • разовьет индивидуальные задатки и способности воспитанников, сформирует веру в свои способности и собственную успешность;
  • адаптирует к социальной среде;
  • создаст условие для материальной заинтересованности воспитанников;
  • вовлечет в активный здоровый досуг, тем самым отвлечет воспитанников от злоупотребления ПАВ, правонарушений, вредных привычек.

III. Основные направления работы

3.1. Направления работы:

1 блок: Общий обзор – знакомство с нацией – Шорцы кто они?

2 блок: Шорский фольклор – знакомство с разнообразным шорским фольклором, героические сказания, герои и богатыри, Пантеон злых сил, шорские сказки, кай и кайчи.

3 блок: Бытовая и обрядовая культура шорского народа - свадебный обряд, дома шорцев, украшения и одежда, национальная шорская кухня, изготовление шорских оберегов.

4 блок: Современные этнические процессы у шорцев - современные шорские поэты: Н. Бельчегешев, Л. Арбачакова, Г. Косточаков, Т. Тудегешева, особенности и тематика современной поэзии, шорские художники..

5 блок: ПЗ (экскурсии, встречи, выполнение этнических сувениров)

3.2 Формы и методы работы.

Основные группы методов обучения:

1.Методы стимулирования и мотивации обучения;

1.1.методы формирования мотивации интереса к обучению;

1.2.методы формирования чувства долга и ответственности;

2. Методы организации и осуществления учебных действий и операций;

2.1.Перцептивные методы (передача и восприятие информации посредством чувств);

а) словесные методы: лекция, рассказ, беседа;

б) наглядные методы: методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа;

в) аудиовизуальные методы: сочетание словесных и наглядных методов;

г) практические методы: методы упражнений, проведение опытов, выполнения трудовых заданий;

2.2.Логические методы (организация и осуществление логических операций);

а) индуктивные, дедуктивные, метод аналогий;

3.3 Дидактические материалы к изучению программного материала

Особое место при изучении курса является обращение к шаманистской религии шорцев. Философия шаманизма – вопрос сложный, его можно ограничить символикой шаманизма, функциями шаманов в селе, показом видеофильма с сюжетом шорского камлания.

Особой атмосферы на занятиях можно достичь, используя музыкальное сопровождение: этническую музыку, исполнение кая.

Музыкальное сопровождение уместно на вводном занятии, на занятиях коллективного творчества.

Вариантом творческих заданий может стать дизайнерская разработка костюмов героев героических сказаний, стилизованных шорских костюмов: костюм тайги, реки, кедра и т.д. Эти задания могут быть индивидуальными, и выполнены в виде творческого проекта с процедурой защиты. Приготовленные эскизы или готовые костюмы можно использовать на литературном вечере, посвященном шорской поэзии.

3.4. Предполагаемые результаты:

  • программа обеспечит развитие эмоционально-эстетического отношения к традиционной шорской культуре;
  • разовьет индивидуальные задатки и способности воспитанников, сформирует веру в свои способности и собственную успешность;
  • адаптирует к социальной среде;
  • создаст условие для материальной заинтересованности воспитанников;
  • вовлечет в активный здоровый досуг, тем самым отвлечет воспитанников от злоупотребления ПАВ, правонарушений, вредных привычек.

IV. Тематическое планирование (по блокам)

    Тема

    Количество часов

    1.

    Шорцы, кто они? Общий обзор.

    10

    2.

    “У чистых истоков…” Богатый и разнообразный шорский фольклор. Героические сказания. Герои и богатыри. Пантеон злых сил. Шорские сказки. Кай и кайчи.

    50

    3.

    Бытовая и обрядовая культура шорского народа. Свадебный обряд. Дома шорцев. Украшения и одежда. Национальная шорская кухня. Изготовление шорских оберегов.

    50

    4.

    Современные этнические процессы у шорцев. Современные шорские поэты: Н. Бельчегешев, Л. Арбачакова, Г. Косточаков, Т. Тудегешева. Особенности и тематика современной поэзии. Шорские художники.

    30

    5.

    ПЗ (экскурсии, встречи, выполнение этнических сувениров)

    12

V. Содержание образовательной программы

Содержательная часть программы представляется следующими блоками:

1 блок: Общий обзор

2 блок: Шорский фольклор.

3 блок: Бытовая и обрядовая культура шорского народа.

4 блок: Современные этнические процессы у шорцев.

5 блок: ПЗ (экскурсии, встречи, выполнение этнических сувениров)

1 блок. Шорцы кто они? Знакомство с проблемой происхождения шорцев, откуда они взялись, этнический состав шорцев, расселение, родовые племена, имена.

2 блок. Знакомство с шорским фольклором, героические сказания, герои и богатыри, шорские сказки, кай и кайчи.

3 блок. Знакомство с бытовой и обрядовой культурой шорцев, промысловые угодья, промысловая одежда, охотничьи балаганы, рыболовство, мотыжное земледелие, обработка дерева, поселения, жилища и хозяйственные постройки, одежда, обувь, головные уборы, прически, украшения, домашняя утварь и пища, христианство и традиционные верования, шаманизм.

4 блок. Современная шорская поэзия, шорские поэты, основные мотивы, темы, воспевание природы, поэты о судьбе шорского народа.

5 блок. Знакомство с оберегами шорцев из какого материала они делались, и изготовление, экскурсии в краеведческие музеи, встречи со старейшинами рода шорцев.

VI. Заключение

Единственными источниками, которые могут свидетельствовать о характере национальной обрядовой, бытовой культуры шорцев, являются записи, дневники ученых-исследователей Сибирского края и народный шорский фольклор. Именно они помогают составить основное содержание программы “Исток” по историко-культурному краеведению.

Дневниковые записи, оставленные исследователями 18-20 веков, сходны по своей сути увиденного и подробно освещают основной вид занятия шорцев, их быт, одежду, верования.

В ХХ веке исследования шорской культуры были практически приостановлены. Как уже отмечалось выше, период середины ХХ века стал одним из нелегких в судьбе шорского народа. Восстановление традиций, движение за сохранение родного языка начинается с середины 1980-х.

В шорских героических сказаниях и сказках запечатлелись исторические этапы становления фольклорного эпического слова, духовно-нравственные представления народа; основными воспеваемыми чертами характера у шорцев были честность, простота, терпение, справедливость, скромность, сострадание и т.д.

Программа “Исток” будет содействовать делу сохранения родного языка и культуры шорцев, пропагандировать традиционные, а не только профессиональные формы культуры шорцев.

Задача программы “Исток” донести до воспитанников всю красоту культуры коренного населения проживающего на территории Кузбасса.

Изучение ментальности народа, проживающего по соседству - это не только важный и универсальный компонент развития и воспитания личности, но и попытка помочь в возрождении национальной культуры малых народов.

Объектом познания в подростковом возрасте становится человек и его внутренний мир. Появляется большая восприимчивость к усвоению норм, ценностей поведения, присущих миру взрослых. Данное новообразование учитывалось при разработке программы. В первую очередь, это создание особой атмосферы педагогического взаимодействия воспитанников и педагога, организация таких форм этого взаимодействия, в которых будет возможно осознание детьми всей сложности и многообразия человеческой культуры.

За год обучения воспитанники должны знать:

  1. Кто такие шорцы, познакомиться с этническим составом, узнать прошлое настоящее расселение нации, познакомиться с обрядами и фольклором шорцев.
  2. Название рек, селений, родов шорцев.
  3. Способы изготовление оберегов.
  4. Понятия: кай, кайчи.

Уметь:

  1. Пользоваться дополнительным материалом.
  2. Сотрудничать со своими сверстниками, слушать мнения других.
  3. Применять приобретенные навыки на практике.

См. приложение