Смена слайдов, чтение текстов на слайде, просмотр рисунков и фотографий осуществляется нажатием мышки – щелчком. (Приложение 1)
Тема: “Учимся словами рисовать, сравнивать…облака”
Цель: Составление загадок и стихов об облаках. Развитие речи учащихся, активного творческого мышления.
Воспитание положительных качеств в процессе работы в парах и группах, повышение речевой культуры.
Задачи
- Учить наблюдать над языковыми средствами изображения предметов в научном, художественном текстах;
- Развивать умение всматриваться, наблюдать, воображать и фантазировать.
- Учить их понимать красоту родного языка
- В процессе активной мыслительной деятельности расширить знания детей об окружающем мире
Оборудование:
- учебник “Русский язык – 2 класс” - автор: Л.Я. Желтовская, издательство “Астрель”
- “Словарь русского языка” С.И. Ожегов, проигрыватель,
- музыкальные произведения: А.Вивальди “Лето. Гроза”, песня “Облака” В. Шаинский, С. Козлов.
Подготовительный этап: Класс делится на 2 - 3 группы (количество групп определяет учитель), каждая группа получает карточки со стихотворными строчками.
I. Вхождение в тему
Слайд 1
У. Что вы представляете, когда слышите слово “мастерская”?
Ученик. Я представляю мастерскую художника. В ней находятся картины, мольберт, краски. В мастерской художник пишет картины.
У. А наш класс сегодня превращается в “мастерскую слова”. Как вы думаете, что мы будем делать?
Дети. Мы будем учиться создавать тексты.
У. Чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, вы должны отгадать загадку.
Слайд 2
Подскажи словечко
Белые лебеди
В небе живут.
По небу лебеди
Плавно плывут.
Белые пёрышки
Вьются слегка.
Здравствуйте,
Лебеди - …. (облака)
Уч. Какие слова помогли тебе догадаться, что речь идёт не о лебедях – птицах, а об облаках?
Дети. Нам помогли слова: “в небе живут” и “по небу плавно плыву”..
Уч. Почему же облака названы лебедями?
Дети. Автор сравнивает облака с белыми лебедями. Лебеди плывут по воде, а облака плывут в небе. Как называется в литературе приём, когда один предмет по сходству и подобию сравнивается с другим?
Дети. Этот приём называется сравнением.
II. Сообщение темы урока.
У. Догадались ли вы, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Дети. Об облаках.
У. Какая же тема нашего урока?
Дети. – мы будем учиться словами рисовать облака.
У. Приходилось ли вам наблюдать за облаками?
Дети.
- Мне очень нравятся облака.
- Я люблю смотреть на них и фантазировать.
Учитель.
Есть люди, которые смотрят, но не видят, слушают, но не слышат. Сегодня мы будем учиться смотреть и слушать, будем учиться открывать красоту. Мы будем наблюдать за облаками. Познакомимся с произведениями художников и поэтов, которые тоже наблюдали и описывали облака в своих произведениях. На уроке прозвучат музыкальные произведения, которые помогут нам понять и прочувствовать состояние природы.
А кто из вас, ребята, не отгадывал загадок? Или не загадывал их сам?
На протяжении веков создавал их народ. И не только взрослые создавали, но и дети внесли свою дань.
Сегодня и вы, ребята, попробуете составить свои загадки об облаках или написать стихи
III. Работа с загадками.
Слайд 3.
Уч. -Послушайте ещё одну загадку:
Сильнее солнца,
Слабее ветра.
Ног нет, а идёт,
Глаз нет, а плачет
Дети Это туча.
Уч. Почему о туче сказано, что она “плачет”? Как вы думаете, из чего состоят облака и тучи? (ответы детей)
Слайд 4.
Из научной статьи энциклопедии
“Облако состоит из совсем крохотных капелек воды и кристаликов льда. Когда капли и кристалики сливаются и становятся побольше размером, облако темнеет, его называют тучей, из тучи идёт дождь или град”
Слайд 5.
Уч. - С чем можно сравнить тучи, плывущие по небу? (ответы детей)
По небесам, оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешка течёт вода
Уч. Автор этой загадки, как и мы тоже включил сой “мысленный экран”. Какие предметы появились в его воображении?
Дети. Дырявые мешки, из которых течёт вода.
Уч. - Большие черные грозовые облака часто заряжены.
В них возникают молнии.
Уч. – Описывая грозовое небо, художники тоже включают своё воображение. А для этого они используют краски.
Слайд 6.
IV. Работа с картиной К. Маковского “Дети, бегущие от грозы”
- посмотрите на небо.
- опишите: какое оно.
- в какие цвета окрашено грозовое небо?
- с чем можно сравнить грозовые тучи?.
У. А сейчас послушайте музыкальное произведение А.Вивальди “Лето. Гроза”
(учитель включает музыкальное произведение А.Вивальди “Лето. Гроза”)
- Что вы представляете, слушая эту музыку?
- Какими звуками изображает композитор грозу?
- Какие чувства возникают у вас, глядя на эту картину?
Слайд 7.
5. Работа с картинами Ал. Адамова “Перед грозой” и “После грозы”
Уч. Посмотрите, как облака пишут современные художники
- Сравните небо перед грозой, и после грозы.
(подготовленный ученик читает стихотворение А. Кочергиной “Тучки по небу плывут”)
Тучки по небу плывут,
дождик летний нам несут.
Тучки в тучу собрались,
Ливнем сильным пролились.
Прогремел июльский гром –
Стало всё свежо кругом,
Чистый лес и чистый луг –
Как красиво всё вокруг!
(А. Кочергина)
Уч. Какие действия представились вам и автору?
Дети. Тучки плыли, мы представляем небо как море, а тучки как корабли. Плавное, медленное движение. А затем они собираются в огромную чёрную тучу, похожую на мешок, этот мешок разрывается и из него проливается вода.
Уч. А что произошло после дождя? Что вы представили, глядя на небо?
Дети. Тучки опять разбрелись по небу. Их можно сравнить с белыми лошадками.
6. Физкультминутка.
Дождик песенку поет:
Кап-кап (постукивание пальчиками).
Только кто ее поймет?
Кап-кап (постукивание пальчиками).
Не пойму ни я, не ты,
Кап-кап (постукивание пальчиками).
Но зато поймут цветы!
7. Наблюдение за облаками в разное время года и суток.
Слайд 8, 9, 10.
На слайдах представлены фотографии облаков, за которыми наблюдали дети в разное время суток.
Читаю стихотворение В. Шефнера “Миг”
Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам.
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Всё будет так или не так
Через одно мгновенье.
Слайд10.
Когда с последними лучами уходит день и приближается ночь, природа преображается. Этот неповторимый миг отобразили в своём творчестве многие художники – пейзажисты.
Перед вами картина И. Левитана “Вечерний звон”
Какие краски взял художник, чтобы написать небо, облака? Какие чувства возникают у вас, глядя на картину?
Слайд 12
Опишите осеннее небо.
Слайд 13. - Давайте подберём слова, с помощью которых мы сможем описать облака и тучи (дети подбирают слова)
Облака | тучи |
Белые | чёрные |
Пушистые | тяжёлые |
Воздушные | грозные |
Розовые | |
Багровые | |
Лёгкие |
Уч. – Смотрите, какие разные мы подобрали слова, чтобы описать облака и тучу. Эти слова помогут нам составить свои загадки или стихи об облаках
8. Работа с толковым словарём.
Уч. – по толковому словарю узнайте другое значение слова “облако”
Слайд 14.
Словарная статья из словаря С.И. Ожегова
облако
Сплошная масса мелких летучих частиц чего-нибудь (дыма, пыли) – переносное значение.
Слайд15.
Работа с фразеологизмами
Когда так говорят?
- С облаков упасть или свалиться.
О неожиданном появлении кого-нибудь. Используется в разговорной речи.
Слайд 16.
У. Посмотрите в словаре, какое ещё значение может иметь слово “туча”
Множество. Густая, движущаяся масса – переносное значение
Тучи мух.
Слайд17.
Когда так говорят?
Тучи собрались, нависли над кем-нибудь
(перен., о грозящей беде, неприятности)
Слайд 18.
Орфографический и графический анализ слов и прописывание об,обл, облака.
Разделите слово “облака” на слоги.
Поставьте ударение.
Назовите ударный гласный звук – [а].
Назовите безударные гласные звуки - [а] [а].
Какими буквами можно обозначать безударный гласный [а]
- Вспомните, как нужно выбрать букву при записи слова? - (подобрать проверочное слово или посмотреть в словаре)
- Какое слово можно считать проверочным?
Дети. Слово, в котором безударная гласная становится ударной. Облако.
Запишите слова облако - облака.
Слайд 19.
9. Чтение учителем стихотворения В. Маяковского.
Плыли по небу тучки.
Тучек - четыре штучки:
от первой до третьей - люди,
четвертая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
по дороге пристала пятая,
от нее в небосинем лоне
разбежались за слоником слоник.
И, не знаю, спугнула шестая ли,
тучки взяли все - и растаяли,
И следом за ними, гонясь и сжирав,
солнце погналось - желтый жираф.
Уч. Что вы представили? Что вам легче было вообразить?
Д. Мы представили разные тучки. Каждая что-то изображает. Три тучки были похожи на человечков, а четвёртая на верблюдика.
Уч. Чем пользуются художники, чтобы написать картину?
Дети. Красками
Уч. - А чем пользуются писатели, чтобы создать художественный образ, например, описать облака, плывущие по небу? (ответы детей)
Уч. Чтобы создать художественный образ, писатели и поэты пользуются изобразительными средствами. Описывая облака, вы тоже использовали одно из этих средств. Как вы думаете, какое?
Дети. Когда мы описывали облака, мы сравнивали их с разными предметами: пушистые как вата – сравнили с ватой. Мы видели, как по небу плывут белые лебеди, или скачу белогривые лошадки.
Уч.В литературе этот приём так и называется – сравнение. Для чего автор пользуется этим приёмом? (ответы детей)
Слайд 20.
Уч. Сравнение помогает автору сопоставить два предмета или явления, для более точного, образного описания одного из них
Слайд 21.
- Можете ли вы сами сочинить загадки или стихи про облака? Вот как это сделали ваши сверстники.
- Упр .5 стр 79
Слайд 22.
Проба пера
У. А теперь попробуйте создать свои небольшие произведения на тему "Облака". Получите задания.
Учитель раздает каждой группе учащихся карточки со стихотворными строчками. "На что похожи облака? Они похожи на..."; "Облака, облака, кучерявые бока..."; “Плывут высоко облака…”.
Дети работают по группам.
Продолжают строку стихотворения или сочиняют загадки.
Звучит песня “Облака” В. Шаинский, С. Козлов.