Пояснительная записка
Жизнь в своей основе – вещь очень процветающая. Наверное, никто не смог подсчитать, сколько мелких вопросиков и больших вопросов приходится решать человеку, чтобы прожить один день… Много! Очень много! Так что мы, проживая каждый в своем пространстве, осознаем это или нет, действуем интуитивно или на основе знаний, так или иначе, ориентируясь в бесконечном потоке вешних факторов, определяющих повседневную жизнь. Вроде бы поступаем правильно и делаем ошибки. Хотим быть красивыми, здоровыми, счастливыми. Хотим и пытаемся…
Человек – деятельное существо. Он тысячами нитей связан с природой, обществом, в котором живет. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании подрастающего поколения. Единство природы и человека неразрывно, человек – часть природы. Мы стараемся жить в гармонии с природой.
В процессе своей жизнедеятельности человек воздействует на мир, активно перестраивает, переделывает его сообразно своим потребностям. Человека от животного отличает материальное производство. Производство – не только изготовление орудий с помощью орудий, но и создание различного рода объектов, которые используются непосредственно для потребления. У человека любой профессии бывает желание собственными руками сделать, создать, вырастить что-либо полезное, интересное, красивое. Неистощима фантазия, изобретательность и творческая смелость любителей мастерить, творить.
С малого возраста человеку объясняют, что хорошо, что плохо. Но знаний, оказывается, маловато для осознания необходимости бережного отношения ко всему сущему на земле. Вот и говорят: искусство постигается умом и сердцем.
Как изучать данный курс? Вопрос не из легких, поскольку занятия зачастую будут касаться проблем спорных, не имеющих однозначного решения. Учащиеся вместе с учителем должны будут понять, что немыслимо вести домашнее хозяйство без экономного, рачительного отношения ко всему тому, что добывается трудом и потом. Что без зеленых растений неуютно и пусто даже в хорошо обставленной квартире. Что огородничеством и садоводством занимаются не только сельские жители, но и горожане. Что ведение фермерского хозяйства - это не добрые сказки о животных, что нужно будет искать решение проблем, которые вполне могут вызвать новые неожиданные вопросы.
Данный курс по выбору “Ведение домашнего хозяйства” разработан для учеников 10-11 классов и рассчитан на 17 часов.
Программа ориентирована на попытку воспитания у подростков стремления к ведению своего хозяйства, став хорошими семьянинами и домохозяйками.
Основные цели курса:
- формирование у старшеклассников готовности к ведению домашнего хозяйства;
- научить находить способы преодоления проблем с экономией, рачительностью;
- попытаться выяснить, что нужно делать, чтобы стать хорошими домохозяйками и по возможности одарить счастьем всех тех, с кем сталкивает жизнь.
Основные задачи курса:
Образовательные
- дать учащимся представление об индивидуальных особенностях и способностях человека;
- подготовить старшеклассника к пониманию жизни, тех забот и проблем, с которыми они столкнутся, став взрослыми.
Развивающие
- познакомить старшеклассников с примерным ведением домашнего хозяйства;
- изучение азов садоводства, цветоводства и огородничества;
- расширить уровень знаний по ведению фермерского хозяйства.
Воспитательные
- воспитывать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней;
- помочь учащимся синтезировать разрозненные знания о ведении домашнего хозяйства, добытые из множества источников;
- пробудить у ребят любознательность, добрые чувства ко всему, что дано природой.
Планируемый результат:
В результате проведенного учебного курса учащиеся
должны иметь представление:
- какой должна быть экономика в быту;
- о значении садоводства и огородничества в домашнем хозяйстве;
- о выращивании комнатных растений и об уходе за ними;
- о разбивке грядок, посеве и посадке садовых и овощных культур и уходе за ними ;
- об экзотических лекарственных растениях;
- о содержании и разведении домашних птиц и животных;
- о ведении домашнего хозяйства;
должны знать:
- основные понятия и термины;
- виды расходов калорий в продуктах;
- как экономить и распределять доходы и расходы в домашнем хозяйстве;
- элементарные способы посева и посадки садово-огородных культур;
- виды плодово-ягодных культур;
- названия болезней и вредителей садово-огородных культур;
- о целебных свойствах овощных и лекарственных растений;
- простейшие рецепты овощных салатов;
- некоторые породы домашней птицы и домашних животных;
должны уметь
- вести контроль расходов и доходов в хозяйственных книгах;
- правильно покупать продукты и хранить их.
- правильно ухаживать за комнатными, садово-огородными растениями;
- правильно содержать домашних животных и птиц, ухаживать за ними;
- отличать органические удобрения от минеральных;
- применять полученные знания в жизни;
- правильно распределять силы и ресурсы при ведении домашнего хозяйства.
Вводное занятие - 1 час
Тема 1. Домашнее хозяйство и мы - 1 час
Определение понятия “Домашнее хозяйство”. Домоводство не только женская работа. Хозяин дома и его дом. Умение вести контроль расходов и доходов.
Уроки экономики в быту – 3 часаТема 2. Наш дом и мы в нем хозяева - 1 час
Трудолюбие как качество личности. Умение считать. Как стать стратегом в доме. Умение вести хозяйственную и кассовую книги.
Тема 3. Каждая крошка в ладошку – 1 час
Питание – неотъемлемая составная часть жизни. Умение говорить с продуктами на “вы”. Поговорим о культуре питания. Расход калорий в различных продуктах. Умеем ли мы хранить продукты. Круглый стол.
Тема 4. Комфорт и энергия – 1 час
Его величество киловатт. И всего-то капля воды. Тепло душу греет. А у нас в квартире газ.
В гармонии с природойТема 5-6. Зеленые оазисы дома – 2 часа
Комнатные растения и уход за ними. Цветы на балконе. Вертикальное озеленение. Ваш цветник в саду. Умейте говорить с цветами.
Тема 7-8. Блаженство – творить в природе - 2 часа
История садоводства. Освоение садового участка. Плодово-ягодные культуры. Уход за садом. Астрология в саду. Встреча с садоводами-любителями.
Тема 9-10. Когда зазеленеют грядки - 2 часа
Факторы роста и развития овощных культур. Способы посева и посадки. Особенности ухода за овощными культурами. Заготовки из овощей.
Тема 11-12. Удивительное на грядке – 2 часа
Экзотические лекарственные и овощные растения. Целебные пряности. Ягодные культуры. Пришельцы из других стран. Целебные культуры в кулинарии. Встреча с учителем валеологии и кулинаром гимназии.
Фермерство – не сказки о животных – 4 часаТема 13-14. Домашнее животноводство – 2 часа
Подбор пород кроликов. Содержание и кормление кроликов. Использование мяса и шкурок кролика. Подбор пород коз. Содержание коз. Использование молока, мяса и шкуры коз. Подбор пород овец. Содержание овец. Использование мяса, руна и шкуры овец. Встреча с животноводами-кролиководами.
Тема 15-16. Домашнее птицеводство – 2 часа
Выбор пород кур. Содержание и разведение молодняка. Использование мяса, яиц кур. Выбор пород уток. Разведение уток. Использование мяса и пуха уток. Выбор пород гусей. Содержание и разведение гусей. Использование мяса и пуха гусей.
Тема 17. Домоводство – это для нас – 1 час
Защита рефератов по темам. Защита дизайн-папок по цветоводству, садоводству. Составление фотоальбомов о комнатных растениях.
Основные формы и методы работы:
Для достижения поставленных целей и задач особое место в программе занимают следующие формы работы:
- лекционные занятия (беседы, мини-лекции)
- встречи (учитель валеологии, кулинар, садоводы-любители, кролиководы, птицеводы)
- защита рефератов, дизайн-папок и фотоальбомов
Основные понятия курса:
- домоводство, цветоводство, садоводство, огородничество, животноводство.
Оценка качества знаний:
При оценке качества знаний учитывать обширность материала реферата, его оформление, самостоятельную работу ученика, а не отслеживать готовый реферат из Интернета.
Дизайн-папка должна соответствовать выбранной теме, а материал в нем должен быть подобран и раскрыт подробно.
Оформление фотоальбомов должно быть с качественными фотографическими изображениями и краткими описаниями вида того или иного растения, с описанием ухода за этими растениями.
Списки тем рефератов:
Для каждого дня и для каждого дома.
Легенды и были о продуктах.
Мы и наша семья.
Народные приметы в домашнем хозяйстве.
Сад и огород в комнате.
Сад и огород в доме.
Уголок природы в твоем сердце.
Умный огород в твоем хозяйстве.
Умный сад – как отдых для души.
Хлеб в нашем доме.
Цветы – радость жизни.
Экзотика на нашем столе.
Экономика должна быть экономной.
Список использованной литературы при подготовке программы:
- “Приусадебное хозяйство”, ежемесячный журнал, за 2000 – 2004 гг.
- Умный огород в деталях. Н. И. Курдюмов, Ростов н/Д, 2003 г.
- Умный сад в подробностях. Н. И. Курдюмов, Ростов н/Д, 2003 г.
- Популярная кулинария. А. В. Самсонов, Ижевск,1994 г.
- 1000 советов любителю мастерить. Х. Г. Кучушев, Казань,1984 г.
- Программы общеобразовательных учреждений, М., 2001 г.
- Уроки экономики в быту, Е. М. Каневский, Э. В. Краснянский, М. М. Лысов, М.,1985 г. Для дома, для семьи. Х. Г. Кучушев, Казань, 1987 г.
- Советы на каждый день. Книга-календарь, М., 2007 г.
- Разносолы деревенской кухни. А. Э. Головков, М., 1989г.
- Календарь овощевода-любителя. А. Т. Лебедева, А. Г. Туленкова, М.,1992 г.
- Удивительное на грядке. В. С. Лихарев, Саратов, 1992 г.
- Зеленые оазисы на работе и дома. В. Ф. Бибикова, Ю. А. Бибиков, М. Ф. Капельян, Минск, 1989 г.
- Садоводство. Универсальный справочник. Т. А. Корецкая, А. П. Моисеев, Урал, 2000 г.
- Куры. Утки Гуси. В. Смирнов, М., 2001 г.
- Козы. Овцы. Кролики. В. Смирнов, м., 2001 г.
- Введение в социальную философию. Т. П. Малькова, М. А. Фролова, м., 1995 г.
Список литературы, рекомендованной для учащихся:
- “Приусадебное хозяйство”, ежемесячный журнал, за 2000 – 2004 гг.
- Умный огород в деталях. Н. И. Курдюмов, Ростов н/Д, 2003 г.
- Умный сад в подробностях. Н. И. Курдюмов, Ростов н/Д, 2003 г.
- Популярная кулинария. А. В. Самсонов, Ижевск,1994 г.
- 1000 советов любителю мастерить. Х. Г. Кучушев, Казань,1984 г.
- Уроки экономики в быту, Е. М. Каневский, Э. В. Краснянский, М. М. Лысов, М.,1985 г.
- Для дома, для семьи. Х. Г. Кучушев, Казань, 1987 г.
- Разносолы деревенской кухни. А. Э. Головков, М., 1989 г.
- Календарь овощевода-любителя. А. Т. Лебедева, А. Г. Туленкова, М.,1992 г.
- Удивительное на грядке. В. С. Лихарев, Саратов, 1992 г.
- Зеленые оазисы на работе и дома. В. Ф. Бибикова, Ю. А. Бибиков, М. Ф. Капельян, Минск, 1989 г.
- Садоводство. Универсальный справочник. Т. А. Корецкая, А. П. Моисеев, Урал, 2000 г.
- Куры. Утки Гуси. В. Смирнов, М., 2001 г.
- Козы. Овцы. Кролики. В. Смирнов, М., 2001 г.
№№ п. п. |
Тема занятия |
Время на изучение |
Формы и методы работы |
Вводная часть |
1 |
||
1 | “Домашнее хозяйство и мы” | 1 |
Лекция-мозговой штурм |
Уроки экономики в быту | 3 |
||
2 | Наш дом и мы в нем хозяева | 1 |
Лекция-дискуссия |
3 | Каждая крошка в ладошку | 1 |
Круглый стол |
4 | Комфорт и энергия | 1 |
Дискуссия |
В гармонии с природой. | 8 |
||
5-6 | Зеленые оазисы дома | 2 |
Лекция |
7-8 | Блаженство – творить в природе | 2 |
Встреча с садоводами-любителями |
9-10 | Когда зазеленеют грядки | 2 |
Лекция |
11-12 |
Удивительное на грядке | 2 |
Лекция |
Фермерство – не сказки о животных | 4 |
||
13-14 | Домашнее животноводство | 2 |
Встреча с животноводами-кролиководами |
15-16 | Домашнее птицеводство | 2 |
Лекция |
17 | Домоводство – это для нас | 1 |
Защита рефератов |
Всего: | 17 |