Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс

Разделы: Биология

Класс: 9


Цель: сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша.

Основные понятия: онтогенез, эмбриогенез, постэмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма.

Задачи:

Обучающие:

- расширить кругозор учащихся об особенностях жизненного цикла организма;
- рассмотреть особенности эмбриогенеза и постэмбриогенеза;
- определить спектр факторов, влияющих на ход нормального онтогенеза человека.

Воспитательные:

- продолжить формирование здорового образа жизни;
- воспитывать уважение к людям науки и их достижениям;
- продолжить формирование работать в коллективе, в группах.

Развивающие:

- развивать навыки самообразования, творческие способности учащихся;
- продолжить развитие учебно – интеллектуальных умений; выделять главное и существенное, устанавливать причинно- следственные связи.

Оборудование:

- мультимедийная установка, презентация, СD-диск «КМ-школа, 10 класс»;
- телевизор, видеоролик;
- динамическая модель жизненного цикла насекомых.

Ход урока

1. ОЭУ

Цель: организация деятельности учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

Приветствие детей, проверка готовности класса к началу работы.

Приветствуют учителя, готовность к уроку.

4 группы по 6 человек На столах учебники, тетради, ручка, карандаш, дневник

2. Актуализация знаний

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.

Фронтальная беседа.

Фронтально отвечают на вопросы.

 

- что такое оплодотворение? 

- процесс слияния женской и мужской гамет.

 

- что дает начало организму при половом размножении?

- зигота.

 

- как образуется зигота?

- слиянием гаплоидных ядер гамет

 

- какой набор хромосом имеет зигота?

- диплоидный

 

- какой процесс деления зиготы превращает ее в организм?

- митоз

 

Что же дальше происходит с зиготой, каким изменениям подвергается организм в процессе индивидуального развития:  ответ на этот вопрос и будет целью нашего урока.

 

 

Откройте тетради и запишите тему урока.

Записывают тему урока.

Тема на доске: «Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон».

3. Изучение нового материала

Цель: рассмотреть особенности эмбрионального периода развития организмов.

Итак, для того, чтобы малое число клеток превратилось в полноценный организм, необходим целый ряд сложных, сменяющих друг друга превращений.

 

На правом крыле доски выделено мелом: «онтогенез»

Процесс индивидуального развития организма с момента его образования при половом размножении и до конца жизни называется онтогенезом.

Записывают в тетради определение под диктовку учителя.

 

В онтогенезе многокле-точных животных выделяют два периода: эмбриональный и постэмбриональный (слайд 3 компьютера). (Схема на доске.)

 

На доске изображена схема:

Объяснение эмбрионального периода с помощью слайдов 5, 6, 7.

 

 

Что на схеме изображено количеством знаков вопросов?

- количество слоев клеток: ? – один слой;
?? – эктодерма, энтодерма;
??? – эктодерма, энтодерма, мезодерма.
(подписывают к схеме в тетради)

 

Из каждого зародышевого листка развиваются определенные органы и системы органов. Используя стр. 95-96 учебника, а также знания по зоологии найдите ответ на вопрос: какие органов образуются из зародышевых листков.

Работа с учебником стр. 95-96.

 

Ответ внесите в таблицу на обратной стороне доски (оценка 1 ученику).

 

На обратной стороне доске нарисована таблица, заполняет ее 1 ученик, проставляя «+».

органы

эктодерма

энтодерма

мезодерма

Гол. мозг

+

 

 

почки

 

 

+

Кост. тк.

 

 

+

легкие

 

+

 

кишечник

 

+

 

кожа

+

 

 

Спин. моз

+

 

 

4. Изучение нового материала

Цель: рассмотреть влияние факторов среды на формирование зародыша.

Сходным образом идет развитие зародышей всех хордовых животных, в том числе и человека. На протяжении всего времени внутриутробного развития плод человека связан с организмом матери через плаценту находится в постоянной зависимости от факторов окружающей среды, состоянии здоровья матери.

 

 

Какие факторы среды, как вы думаете, могут оказывать отрицательное воздействие на зародыш человека?

- перечисляют: стресс, алкоголь, табак, наркотики, неправильное питание…

Мультивизор, видеоролик, раздаточный материал – текст с информацией о вреде алкоголя и табакокурения.

Ребята перед вами ставится задача: используя видеоролик (интервью акушера-гинеколога) и раздаточный материал выполнить проектную работу по плану (на доске).

Просмотр видео, работа в группах.

План проекта.

  1. Актуальность
  2. Задачи
  3. Анализ содержания
  4. Выводы
  5. Рекомендации

2 группы работают над проблемой алкоголя, 2 – над проблемой курения. Отчет выполняется в виде озвучивания выводов каждой группы.

Задание всем: « Какой выход из сложившейся ситуации вы видите? Поиграем! Если бы я стал начальником, то я …

Прослушиваем отчеты.
Участвуют в игровом диалоге…

 

И, все- таки, с чего же надо начать?

Оценивается активность отдельных учеников

С самого человека, с формирования у него осознанного отношения к употреблению алкоголя и табака…

 

5. Изучение нового материала

Цель: определить черты сходства зародышей различных организмов.

У всех многоклеточных организмов стадии эмбрионального развития одни и те же, но могут протекать они по-разному.

 

Учебник рис. 49, стр. 98

Давайте рассмотрим рисунок  49, стр. 98.

Группы задают друг другу вопросы и отвечают.

Открывают учебники, готовят вопросы.

 

1. Что можно сказать, рассматривая начальные стадии развития зародышей позвоночных?

- эмбрионы сходны

 

2. Какие признаки свидетельствуют, что предками наземных были водные животные?

- жаберные щели, плавники, хвост.

 

3. Почему эмбрион рыбы проявляет черты сходства  с взрослым организмом раньше, чем человек или кролик?

- разная продолжительность жизни, уровень организации, проще устроены…

 

Обобщите все сделанные предположения.

Записывают в тетради. На эмбриональном этапе зародыши сходны (К. Бэр), онтогенез до определенной стадии повторяет историческое развитие организма (филогенез) (Мюллер, Геккель), сходства проявляются по признакам только зародышевым.

Тетрадь.

6. Закрепление

Цель: систематизировать знания о эмбриональном и постэмбриональном развитии.

С наступлением момента рождения или выхода из яйцевых оболочек наступает постэмбриональный период. Типы постэмбрионального развития разнообразны и протекают в несколько стадий.

 

 

 

Каждой группе раздается папка в которой находятся элементы циклов развития  мухи и таракана. Команда, построившая циклы первая и вторая имеет право оформить на доске и объяснить (оценка двоим).

Картинки, магниты.

Обобщение по вопросам:
- в чем преимущество первого цикла
- в чем недостаток второго
- к какому типу отнести можно цикл человека
- какие этапы можно выделить.

 

 

Каждый период характеризуется рядом изменений в организме.

- детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость.

 

Дописываем опорную схему.

Приведите примеры из животного мира, где еще встречаются непрямое развитие.

Тетрадь.

7. Подведение итогов

Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но  и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине.

Объявление оценок (6-8 человек).

8. Домашнее задание

3.4, термины, составить мини проект на тему: «Внедрение в общество новых технологий защиты детства».