Цель: сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша.
Основные понятия: онтогенез, эмбриогенез, постэмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма.
Задачи:
Обучающие:
- расширить кругозор учащихся об особенностях жизненного цикла организма;
- рассмотреть особенности эмбриогенеза и постэмбриогенеза;
- определить спектр факторов, влияющих на ход нормального онтогенеза человека.
Воспитательные:
- продолжить формирование здорового образа жизни;
- воспитывать уважение к людям науки и их достижениям;
- продолжить формирование работать в коллективе, в группах.
Развивающие:
- развивать навыки самообразования, творческие способности учащихся;
- продолжить развитие учебно – интеллектуальных умений; выделять главное и существенное, устанавливать причинно- следственные связи.
Оборудование:
- мультимедийная установка, презентация, СD-диск «КМ-школа, 10 класс»;- телевизор, видеоролик;
- динамическая модель жизненного цикла насекомых.
Ход урока
1. ОЭУ
Цель: организация деятельности учащихся.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оборудование |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Приветствие детей, проверка готовности класса к началу работы. |
Приветствуют учителя, готовность к уроку. |
4 группы по 6 человек На столах учебники, тетради, ручка, карандаш, дневник |
||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний Цель: активизация познавательной деятельности учащихся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фронтальная беседа. |
Фронтально отвечают на вопросы. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
- что такое оплодотворение? |
- процесс слияния женской и мужской гамет. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
- что дает начало организму при половом размножении? |
- зигота. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
- как образуется зигота? |
- слиянием гаплоидных ядер гамет |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
- какой набор хромосом имеет зигота? |
- диплоидный |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
- какой процесс деления зиготы превращает ее в организм? |
- митоз |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Что же дальше происходит с зиготой, каким изменениям подвергается организм в процессе индивидуального развития: ответ на этот вопрос и будет целью нашего урока. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Откройте тетради и запишите тему урока. |
Записывают тему урока. |
Тема на доске: «Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон». |
||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Изучение нового материала Цель: рассмотреть особенности эмбрионального периода развития организмов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итак, для того, чтобы малое число клеток превратилось в полноценный организм, необходим целый ряд сложных, сменяющих друг друга превращений. |
|
На правом крыле доски выделено мелом: «онтогенез» |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Процесс индивидуального развития организма с момента его образования при половом размножении и до конца жизни называется онтогенезом. |
Записывают в тетради определение под диктовку учителя. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
В онтогенезе многокле-точных животных выделяют два периода: эмбриональный и постэмбриональный (слайд 3 компьютера). (Схема на доске.) |
|
На доске изображена схема: |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Объяснение эмбрионального периода с помощью слайдов 5, 6, 7. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Что на схеме изображено количеством знаков вопросов? |
- количество слоев клеток: ? – один слой; |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Из каждого зародышевого листка развиваются определенные органы и системы органов. Используя стр. 95-96 учебника, а также знания по зоологии найдите ответ на вопрос: какие органов образуются из зародышевых листков. |
Работа с учебником стр. 95-96. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответ внесите в таблицу на обратной стороне доски (оценка 1 ученику). |
|
На обратной стороне доске нарисована таблица, заполняет ее 1 ученик, проставляя «+».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Изучение нового материала Цель: рассмотреть влияние факторов среды на формирование зародыша. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сходным образом идет развитие зародышей всех хордовых животных, в том числе и человека. На протяжении всего времени внутриутробного развития плод человека связан с организмом матери через плаценту находится в постоянной зависимости от факторов окружающей среды, состоянии здоровья матери. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Какие факторы среды, как вы думаете, могут оказывать отрицательное воздействие на зародыш человека? |
- перечисляют: стресс, алкоголь, табак, наркотики, неправильное питание… |
Мультивизор, видеоролик, раздаточный материал – текст с информацией о вреде алкоголя и табакокурения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Ребята перед вами ставится задача: используя видеоролик (интервью акушера-гинеколога) и раздаточный материал выполнить проектную работу по плану (на доске). |
Просмотр видео, работа в группах. |
План проекта.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
2 группы работают над проблемой алкоголя, 2 – над проблемой курения. Отчет выполняется в виде озвучивания выводов каждой группы. Задание всем: « Какой выход из сложившейся ситуации вы видите? Поиграем! Если бы я стал начальником, то я … |
Прослушиваем отчеты. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
И, все- таки, с чего же надо начать? Оценивается активность отдельных учеников |
С самого человека, с формирования у него осознанного отношения к употреблению алкоголя и табака… |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Изучение нового материала Цель: определить черты сходства зародышей различных организмов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
У всех многоклеточных организмов стадии эмбрионального развития одни и те же, но могут протекать они по-разному. |
|
Учебник рис. 49, стр. 98 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Давайте рассмотрим рисунок 49, стр. 98. Группы задают друг другу вопросы и отвечают. |
Открывают учебники, готовят вопросы. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Что можно сказать, рассматривая начальные стадии развития зародышей позвоночных? |
- эмбрионы сходны |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Какие признаки свидетельствуют, что предками наземных были водные животные? |
- жаберные щели, плавники, хвост. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Почему эмбрион рыбы проявляет черты сходства с взрослым организмом раньше, чем человек или кролик? |
- разная продолжительность жизни, уровень организации, проще устроены… |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщите все сделанные предположения. |
Записывают в тетради. На эмбриональном этапе зародыши сходны (К. Бэр), онтогенез до определенной стадии повторяет историческое развитие организма (филогенез) (Мюллер, Геккель), сходства проявляются по признакам только зародышевым. |
Тетрадь. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Закрепление Цель: систематизировать знания о эмбриональном и постэмбриональном развитии. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
С наступлением момента рождения или выхода из яйцевых оболочек наступает постэмбриональный период. Типы постэмбрионального развития разнообразны и протекают в несколько стадий. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Каждой группе раздается папка в которой находятся элементы циклов развития мухи и таракана. Команда, построившая циклы первая и вторая имеет право оформить на доске и объяснить (оценка двоим). |
Картинки, магниты. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщение по вопросам: |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Каждый период характеризуется рядом изменений в организме. |
- детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Дописываем опорную схему. Приведите примеры из животного мира, где еще встречаются непрямое развитие. |
Тетрадь. |
7. Подведение итогов
Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине.
Объявление оценок (6-8 человек).
8. Домашнее задание
3.4, термины, составить мини проект на тему: «Внедрение в общество новых технологий защиты детства».