Цель:
- познакомить детей с соединительными гласными;
- учить составлению и записи сложных слов при помощи
- соединительных гласных – о, – е;
- развитие орфографической зоркости, памяти, внимания;
- воспитывать интерес к процессу познания.
Оборудование: учебник “Русский язык” 3 класс (авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.), рабочая тетрадь “Пишем грамотно”, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Создание психологической комфортности на уроке
Что пожалел, – потерял безвозвратно,
Все – не твое, все пришло ниоткуда.
Все, что отдал, – приобрел многократно.
В этом и тайна, в этом и чудо.
– Ребята, а вам хочется делиться чем-нибудь друг с другом в школе, на занятиях? (Да.)?
– Что вы можете “отдать” другим? (Знания; жизненный опыт, хорошее настроение, радость.)
Как здорово, что, отдавая кусочек своей души, мы приобретаем во много раз больше. В этом действительно есть непостижимая тайна.
Давайте возьмемся за руки и передадим всю теплоту наших сердец друг другу, мысленно пожелаем себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи.
III. Актуализация опорных знаний
(На стенах развешаны таблички с буквами, буквосочетаниями.)
– Ребята, посмотрите, что это вокруг вас? На что похожи эти буквы и буквосочетания?
На доске схемы:
– Давайте приставки и суффиксы расставим по местам. (Дети цепочкой выбегают к доске и классифицируют буквы и буквосочетания.)
Появляется запись:
– Для чего служат приставки и суффиксы в слове?
– Образуем новые слова.
– Придумайте слова, используя корень -лёт- и приставки: пере-, по-, на-, с-, при-.
(Учащиеся с помощью опорных схем на доске составляют слова: перелёт, полёт, налёт, слёт, прилёт.)
– Придумайте слова, используя корень -стар- и суффиксы: -ик, -ушк, -ость, -еньк.
(Учащиеся аналогично составляют слова: старик, старушка, старость, старенький.)
– Каким способом образовались новые слова?
На доске появляется табличка:
Знаю |
– Расскажите всё, что вы знаете о способах словообразования.
– Если слова образованы при помощи приставки, то способ словообразования называется приставочным. Если слово образовано при помощи суффикса, то способ словообразования называется суффиксальным.
– Обратите внимание на запись на доске.
загородный
подмосковный
беззаботный
– Можно ли сказать, что слова образованы только при помощи приставки?
– Каким способом образованы эти слова?
– Если слово образовано при помощи приставки и суффикса, то способ словообразования называется приставочно-суффиксальным.
На доске:
– Значит, существует 3 способа словообразования? Вы в этом уверены?
Вы все знаете о способах словообразовании?
– Есть еще способ – способ сложения.
– Вы все знаете об этом способе?
На доске появляется табличка:
Хочу знать |
– Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?
(Учащиеся ставят учебную задачу на уроке.)
IV. “Открытие” нового знания
1) Работа с учебником. Упр.1, с. 81.
– Выпишите слова, в которых два корня. Используйте знакомый прием развернутого толкования слов, позволяющий проверить, образовано ли слово сложением двух слов. Выделите в словах корни. Подчеркните букву, которая соединяет корни. Вспомните, как она называется.
Работа в парах.
Проверка.
2) Физкультминутка.
Упражнение для развития межполушарного взаимодействия.
Улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует улучшению запоминания, повышает устойчивость внимания, облегчает процесс письма.
“Ухо-нос”
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”.
3) Прослушайте стихотворение, найдите сложные слова с соединительной гласной. Выпишите их.
Шел Егор
Через бор.
Видит:
Вырос мухомор.
(А. Прокофьев)
Говорили тиграм львы:
– Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?
(Я. Козловский)
Проверка.
4) Рубрика “Давай подумаем”.
– Опираясь на примеры слов в упражнениях, попробуйте сформулировать правило о том, какие соединительные гласные пишутся в сложных словах.
Вывод: соединительные гласные в сложных словах обозначаются буквами – о и – е.
5) На доске открывается запись:
снегопад ледокол кинотеатр |
снегоход самосвал |
– Выделите в словах корни, подчеркните соединительную гласную.
Проверка.
– В русском языке встречаются случаи, когда слово образовано способом сложения, но без соединительной гласной (кинотеатр).
6) Гимнастика для глаз.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть, все дано,
Где окно и где крыльцо.
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
V. Закрепление. Тренировочные упражнения
1) Работа с учебником. Упр.3, с. 81
– Составьте сложные слова.
Взаимопроверка.
– У кого нет ни одной ошибки?
– Чему мы учились, выполняя эту работу?
– Эти сложные слова составила ученица 3-го класса. Права ли она? Предложите свои примеры сложных слов.
3) Игра “ Верите ли вы”.
– Если вы согласны с моим утверждением, поднимите правую руку, если нет – левую.
– Верите ли вы, что приставка служит для образования новых слов?
– Верите ли вы, что если слово образовано при помощи суффикса, то способ образования его называется суффиксальным?
– Верите ли вы, что слово самосвал образовано способом сложения?
– Верите ли вы, что слово ледокол образовано приставочно-суффиксальным способом?
– Верите ли вы, что соединительные гласные в сложных словах обозначаются буквами – а и – и?
– Верите ли вы, что соединительные гласные в сложных словах обозначаются буквами – о и – е?
4) На доске появляется табличка:
Узнал |
Что нового узнали на уроке?
– Какой вид работы понравился больше всего?
– В каком виде работы испытывали трудности?