Урок русского языка по теме "Учимся писать слова с двумя корнями". УМК "Начальная школа XXI века", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • познакомить детей с соединительными гласными;
  • учить составлению и записи сложных слов при помощи
  • соединительных гласных – о, – е;
  • развитие орфографической зоркости, памяти, внимания;
  • воспитывать интерес к процессу познания.

Оборудование: учебник “Русский язык” 3 класс (авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.), рабочая тетрадь “Пишем грамотно”, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Создание психологической комфортности на уроке

Что пожалел, – потерял безвозвратно,
Все – не твое, все пришло ниоткуда.
Все, что отдал, – приобрел многократно.
В этом и тайна, в этом и чудо.

– Ребята, а вам хочется делиться чем-нибудь друг с другом в школе, на занятиях? (Да.)?

– Что вы можете “отдать” другим? (Знания; жизненный опыт, хорошее настроение, радость.)

Как здорово, что, отдавая кусочек своей души, мы приобретаем во много раз больше. В этом действительно есть непостижимая тайна.

Давайте возьмемся за руки и передадим всю теплоту наших сердец друг другу, мысленно пожелаем себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи.

III. Актуализация опорных знаний

(На стенах развешаны таблички с буквами, буквосочетаниями.)

– Ребята, посмотрите, что это вокруг вас? На что похожи эти буквы и буквосочетания?

На доске схемы:

– Давайте приставки и суффиксы расставим по местам. (Дети цепочкой выбегают к доске и классифицируют буквы и буквосочетания.)

 Появляется запись:

– Для чего служат приставки и суффиксы в слове?

– Образуем новые слова.

– Придумайте слова, используя корень -лёт- и приставки: пере-, по-, на-, с-, при-.

(Учащиеся с помощью опорных схем на доске составляют слова: перелёт, полёт, налёт, слёт, прилёт.)

– Придумайте слова, используя корень -стар- и суффиксы: -ик, -ушк, -ость, -еньк.

(Учащиеся аналогично составляют слова: старик, старушка, старость, старенький.)

– Каким способом образовались новые слова?

На доске появляется табличка:

Знаю

– Расскажите всё, что вы знаете о способах словообразования.

– Если слова образованы при помощи приставки, то способ словообразования называется приставочным. Если слово образовано при помощи суффикса, то способ словообразования называется суффиксальным.

– Обратите внимание на запись на доске.

загородный
подмосковный
беззаботный

– Можно ли сказать, что слова образованы только при помощи приставки?

– Каким способом образованы эти слова?

– Если слово образовано при помощи приставки и суффикса, то способ словообразования называется приставочно-суффиксальным.

На доске:

– Значит, существует 3 способа словообразования? Вы в этом уверены?

Вы все знаете о способах словообразовании?

– Есть еще способ – способ сложения.

– Вы все знаете об этом способе?

На доске появляется табличка:

Хочу знать

– Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?

(Учащиеся ставят учебную задачу на уроке.)

IV. “Открытие” нового знания

1) Работа с учебником. Упр.1, с. 81.

– Выпишите слова, в которых два корня. Используйте знакомый прием развернутого толкования слов, позволяющий проверить, образовано ли слово сложением двух слов. Выделите в словах корни. Подчеркните букву, которая соединяет корни. Вспомните, как она называется.

Работа в парах.

Проверка.

2) Физкультминутка.

Упражнение для развития межполушарного взаимодействия.

Улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует улучшению запоминания, повышает устойчивость внимания, облегчает процесс письма.

“Ухо-нос”

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”.

3) Прослушайте стихотворение, найдите сложные слова с соединительной гласной. Выпишите их.

Шел Егор
Через бор.
Видит:
Вырос мухомор.
(А. Прокофьев)

Говорили тиграм львы:
– Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?
(Я. Козловский)

Проверка.

4) Рубрика “Давай подумаем”.

– Опираясь на примеры слов в упражнениях, попробуйте сформулировать правило о том, какие соединительные гласные пишутся в сложных словах.

Вывод: соединительные гласные в сложных словах обозначаются буквами – о и – е.

5) На доске открывается запись:

снегопад
ледокол
кинотеатр
снегоход
самосвал

– Выделите в словах корни, подчеркните соединительную гласную.

Проверка.

– В русском языке встречаются случаи, когда слово образовано способом сложения, но без соединительной гласной (кинотеатр).

6) Гимнастика для глаз.

Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть, все дано,
Где окно и где крыльцо.
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.

V. Закрепление. Тренировочные упражнения

1) Работа с учебником. Упр.3, с. 81

– Составьте сложные слова.

Взаимопроверка.

– У кого нет ни одной ошибки?

– Чему мы учились, выполняя эту работу?

– Эти сложные слова составила ученица 3-го класса. Права ли она? Предложите свои примеры сложных слов.

3) Игра “ Верите ли вы”.

– Если вы согласны с моим утверждением, поднимите правую руку, если нет – левую.

– Верите ли вы, что приставка служит для образования новых слов?

– Верите ли вы, что если слово образовано при помощи суффикса, то способ образования его называется суффиксальным?

– Верите ли вы, что слово самосвал образовано способом сложения?

– Верите ли вы, что слово ледокол образовано приставочно-суффиксальным способом?

– Верите ли вы, что соединительные гласные в сложных словах обозначаются буквами – а и – и?

– Верите ли вы, что соединительные гласные в сложных словах обозначаются буквами – о и – е?

4) На доске появляется табличка:

Узнал

Что нового узнали на уроке?

– Какой вид работы понравился больше всего?

– В каком виде работы испытывали трудности?

VI. Подведение итогов. Домашнее задание