Интегрированное занятие для старшего дошкольного возраста "Зима"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Формировать исполнительские навыки, музыкальный вкус, кругозор, творчество в области пения, слушания, танцев, рисования, игры на инструментах.
  • Создать у детей эмоциональный отклик на музыку, передать свое отношение изобразительными средствами.

Ход занятия

Звучит пьеса П.Чайковского “Декабрь” (фрагмент). Дети заходят в зал свободно.

Музыкальный руководитель: Была зима. Деревья стоят по пояс в сугробах.

Как поработала зима!
Какая ровная кайма,
Не нарушая очертаний,
Легла на кровли стройных зданий,
Снежинки падали с небес
В таком случайном беспорядке,
А улеглись постелью гладкой
И строго окаймили лес.
Вам понравилось стихотворение?
О чем написал автор?

Ребенок: Поэт написал о снежной зиме.

Музыкальный руководитель: Правильно о белоснежной пушистой зиме. Многие поэты, композиторы и художники воспевали красоту и волшебство зимы. А какая она бывает в музыке и картинах. Посмотрим и послушаем. Звучит музыка “Снежный вальс” муз.З.Роот. Заходит Зима (взрослый, одетый в костюм зимы).

Зима: Вы обо мне? А вот и я. Здравствуйте мои друзья!

Ребенок:

Здравствуй в белом сарафане
Из серебряной парчи,
На тебе горят алмазы
Словно яркие лучи.
Здравствуй русская молодка
Раскрасавица душа,
Белоснежная лебедка.

Все: Здравствуй матушка зима!

Зима: Я веселая волшебница, могу раскрыть вам волшебную тайну звуков. Слушайте, и музыка унесет вас далеко, далеко. Мы полетим над сонным заснеженным лесом, вы услышите разговор снежинок с ветром, скрип снега под ногами Деда Мороза, обходящего свои владения, его  холодное дыхание коснется вас. Слушайте.

Зажигаются свечи. Звучит “Вальс” Г.Свиридова.

Музыкальный руководитель: Понравилось, а что вы слушали?  Как называется произведение? Какая звучала музыка (нежная, ласковая, медленная)? Ребята, а вы можете движением показать, какая звучала музыка? Я вижу девочек, что бы они хотели нам исполнить? Вот и нити серебристые.

Танец “снежинок”. Зима танцует с детьми.

Музыкальный руководитель: А вот Сережа представил всю картину и хочет рассказать стихотворение.

Ребенок:

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело.
(Суриков)

Музыкальный руководитель: Твое стихотворение еще раз подтвердило красоту и белоснежность зимы.

Зима: Целую долгую декабрьскую ночь в лесу царствовал мороз, коснулось леса ледяное дыхание мороза. Все замерзло, не шепчутся между собой березы, молчат дубы великаны, затихли, замерзли елочки. Суров и грозен дед мороз. -Ах, - испуганно воскликнуло солнышко, заметалось оно по небу. Елочки, милые проснитесь! Подруженьки мои мне скучно без вас. Горячим дыханием своим согрело солнышко озябшие еловые  ладошки. Пробежало ласково по белоснежным стволам берез и   заискрилось алмазами снежинок в еловых ветках. И зазвучала вновь  лесная музыка.

Музыкальный руководитель: Как интересно и красиво рассказывала зима про декабрьскую ночь. Вот также композитор Р. Шуман изобразил ее в музыке, сурового  холодного деда мороза.

Звучит “Дед Мороз” Р. Шумана.

Музыкальный руководитель: Заворожила вас музыка? Чтобы продолжить рассказ о ней мы послушаем Сашу.

Ребенок:

Сани расписные
Лошади гнедые
Колокольчик радостно звенит,
Тройка по морозу весело бежит.

Музыкальный руководитель: Да любим мы по морозу на лошадках прокатиться с колокольчиками. А вы знаете, есть музыка “Сани с колокольчиками” В.Агафонникова, она об этом и говорит. Ребята, а на каких инструментах вы хотите  исполнить эту музыку .

Дети: На колокольчиках, на треугольниках.

Звучит музыка “Сани с колокольчиками” В. Агафонникова.

Музыкальный руководитель: Ребята, всегда ли зима холодная, суровая, снежная ? А какая еще бывает зима, вы догадались?

Дети: Веселая, задорная, бодрая, озорная.

Музыкальный руководитель: Да, зима приходит к нам веселая, игривая, бойкая. А вы знаете такую песню? Звучит песня “Русская зима” муз.Л.Алифировой.

Зима: Ваша песня подняла мне настроение. Песня о настоящей, задорной русской зиме.

Музыкальный руководитель: Наши дети умеют не только петь, но и сочинять песенки.

Зима: Послушаю о себе песню с большим удовольствием.

Сочинение песен.

Музыкальный руководитель: Ребята, какой любимый праздник приходит к нам зимой?

Дети: Новый год.

Музыкальный руководитель: Правильно дети. Шумный, маскарадный, карнавальный Новый год. Давайте исполним танец около елки. Как мы его назовем?

Дети: Танец “Маскарад” (фонограмма)

Зима: Я знаю, что в новогодний праздник все дети наряжаются и приходит много петрушек, клоунов, чтоб повеселить всех ребят.

Музыкальный руководитель: Ты права зима. У композитора Д.Кабалевского есть шутливая и озорная музыка “Клоуны”. Послушайте ее. (Играю отрывок) Какая музыка?

Дети: Музыка звучала отрывистая, быстрая, веселая, смешная.

Музыкальный руководитель: А хотите под музыку Д.Кабалевского стать клоунами? Придумайте себе свои движения и покажите.

Сочинение танца. Исполнение.

Зима: Я вами довольна. У вас все прекрасно получается, но мне хочется узнать, а рисовать вы умеете?

Дети: Нам очень хочется нарисовать зиму.

Музыкальный руководитель: Сегодня вы узнали, как композиторы изобразили зиму в музыке. Художники рисуют зиму тоже по-разному. Пройдите и посмотрите.

Рассматривание картин: “Березовая аллея” И.Грабарь
“Снегурочка” В.М.Васнецов
“Зима” И.И.Шишкин
“Зимой” В.А.Серов
“Зима” В.Д.Поленов

Зима: Я предлагаю вам пройти за мольберты и нарисовать свои впечатления о зиме в ваших рисунках. Рисование зимы (озвучивание музыкой во время рисования).