Цель:
- Формировать исполнительские навыки, музыкальный вкус, кругозор, творчество в области пения, слушания, танцев, рисования, игры на инструментах.
- Создать у детей эмоциональный отклик на музыку, передать свое отношение изобразительными средствами.
Ход занятия
Звучит пьеса П.Чайковского “Декабрь” (фрагмент). Дети заходят в зал свободно.
Музыкальный руководитель: Была зима. Деревья стоят по пояс в сугробах.
Как поработала зима!
Какая ровная кайма,
Не нарушая очертаний,
Легла на кровли стройных зданий,
Снежинки падали с небес
В таком случайном беспорядке,
А улеглись постелью гладкой
И строго окаймили лес.
Вам понравилось стихотворение?
О чем написал автор?
Ребенок: Поэт написал о снежной зиме.
Музыкальный руководитель: Правильно о белоснежной пушистой зиме. Многие поэты, композиторы и художники воспевали красоту и волшебство зимы. А какая она бывает в музыке и картинах. Посмотрим и послушаем. Звучит музыка “Снежный вальс” муз.З.Роот. Заходит Зима (взрослый, одетый в костюм зимы).
Зима: Вы обо мне? А вот и я. Здравствуйте мои друзья!
Ребенок:
Здравствуй в белом сарафане
Из серебряной парчи,
На тебе горят алмазы
Словно яркие лучи.
Здравствуй русская молодка
Раскрасавица душа,
Белоснежная лебедка.
Все: Здравствуй матушка зима!
Зима: Я веселая волшебница, могу раскрыть вам волшебную тайну звуков. Слушайте, и музыка унесет вас далеко, далеко. Мы полетим над сонным заснеженным лесом, вы услышите разговор снежинок с ветром, скрип снега под ногами Деда Мороза, обходящего свои владения, его холодное дыхание коснется вас. Слушайте.
Зажигаются свечи. Звучит “Вальс” Г.Свиридова.
Музыкальный руководитель: Понравилось, а что вы слушали? Как называется произведение? Какая звучала музыка (нежная, ласковая, медленная)? Ребята, а вы можете движением показать, какая звучала музыка? Я вижу девочек, что бы они хотели нам исполнить? Вот и нити серебристые.
Танец “снежинок”. Зима танцует с детьми.
Музыкальный руководитель: А вот Сережа представил всю картину и хочет рассказать стихотворение.
Ребенок:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело.
(Суриков)
Музыкальный руководитель: Твое стихотворение еще раз подтвердило красоту и белоснежность зимы.
Зима: Целую долгую декабрьскую ночь в лесу царствовал мороз, коснулось леса ледяное дыхание мороза. Все замерзло, не шепчутся между собой березы, молчат дубы великаны, затихли, замерзли елочки. Суров и грозен дед мороз. -Ах, - испуганно воскликнуло солнышко, заметалось оно по небу. Елочки, милые проснитесь! Подруженьки мои мне скучно без вас. Горячим дыханием своим согрело солнышко озябшие еловые ладошки. Пробежало ласково по белоснежным стволам берез и заискрилось алмазами снежинок в еловых ветках. И зазвучала вновь лесная музыка.
Музыкальный руководитель: Как интересно и красиво рассказывала зима про декабрьскую ночь. Вот также композитор Р. Шуман изобразил ее в музыке, сурового холодного деда мороза.
Звучит “Дед Мороз” Р. Шумана.
Музыкальный руководитель: Заворожила вас музыка? Чтобы продолжить рассказ о ней мы послушаем Сашу.
Ребенок:
Сани расписные
Лошади гнедые
Колокольчик радостно звенит,
Тройка по морозу весело бежит.
Музыкальный руководитель: Да любим мы по морозу на лошадках прокатиться с колокольчиками. А вы знаете, есть музыка “Сани с колокольчиками” В.Агафонникова, она об этом и говорит. Ребята, а на каких инструментах вы хотите исполнить эту музыку .
Дети: На колокольчиках, на треугольниках.
Звучит музыка “Сани с колокольчиками” В. Агафонникова.
Музыкальный руководитель: Ребята, всегда ли зима холодная, суровая, снежная ? А какая еще бывает зима, вы догадались?
Дети: Веселая, задорная, бодрая, озорная.
Музыкальный руководитель: Да, зима приходит к нам веселая, игривая, бойкая. А вы знаете такую песню? Звучит песня “Русская зима” муз.Л.Алифировой.
Зима: Ваша песня подняла мне настроение. Песня о настоящей, задорной русской зиме.
Музыкальный руководитель: Наши дети умеют не только петь, но и сочинять песенки.
Зима: Послушаю о себе песню с большим удовольствием.
Сочинение песен.
Музыкальный руководитель: Ребята, какой любимый праздник приходит к нам зимой?
Дети: Новый год.
Музыкальный руководитель: Правильно дети. Шумный, маскарадный, карнавальный Новый год. Давайте исполним танец около елки. Как мы его назовем?
Дети: Танец “Маскарад” (фонограмма)
Зима: Я знаю, что в новогодний праздник все дети наряжаются и приходит много петрушек, клоунов, чтоб повеселить всех ребят.
Музыкальный руководитель: Ты права зима. У композитора Д.Кабалевского есть шутливая и озорная музыка “Клоуны”. Послушайте ее. (Играю отрывок) Какая музыка?
Дети: Музыка звучала отрывистая, быстрая, веселая, смешная.
Музыкальный руководитель: А хотите под музыку Д.Кабалевского стать клоунами? Придумайте себе свои движения и покажите.
Сочинение танца. Исполнение.
Зима: Я вами довольна. У вас все прекрасно получается, но мне хочется узнать, а рисовать вы умеете?
Дети: Нам очень хочется нарисовать зиму.
Музыкальный руководитель: Сегодня вы узнали, как композиторы изобразили зиму в музыке. Художники рисуют зиму тоже по-разному. Пройдите и посмотрите.
Рассматривание картин: “Березовая
аллея” И.Грабарь
“Снегурочка” В.М.Васнецов
“Зима” И.И.Шишкин
“Зимой” В.А.Серов
“Зима” В.Д.Поленов
Зима: Я предлагаю вам пройти за мольберты и нарисовать свои впечатления о зиме в ваших рисунках. Рисование зимы (озвучивание музыкой во время рисования).