Урок-сказка "Действия над натуральными числами и нулем. Делимость натуральных чисел"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Обеспечить применение учащимися знаний и способов действий над натуральными числами в разнообразных ситуациях;
  • Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы.

Задачи:

  1. обучающая – повторить с учащимися выполнение действий над натуральными числами;
  2. развивающая – развить логическое мышление, память, внимание;
  3. воспитательная – воспитывать доброту, уважение к героям сказки, развивать интерес к предмету.

Тип урока: нетрадиционный урок – закрепления, повторения пройденного материала “урок-сказка”.

Наглядные пособия и оборудования к уроку: Картины, магнитофон, раздаточный материал, телеграмма, карточки, плюшевый медведь, сказочные герои– старшеклассники, макет елки, кубик с заданиями.

Ход урока

На стене висят три картинки: Баба Яга, ее Дочь, Кощей Бессмертный. На подоконнике за шторой – магнитофон. На столе макет книги “ Сказки”.

(Звучит маленький фрагмент “ Симфонии № 40 соль минор” Моцарта).

Учитель: (читает)

В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.

(Открывает книгу – “Сказки”)

Ребята! К нам пришла телеграмма:

SOS! SOS! Я приехал в гости к родственникам, а они спят и никак не проснуться. Мне грустно. Мне плохо. Помогите мне, пожалуйста, отсюда выбраться! Хочу домой к маме! Помогите мне!

Под телеграммой подписи нет. Кого и откуда нам надо спасать? Вот только нарисована елка. Давайте, подумаем может она нам что-нибудь подскажет? Ясно – идем в лес! А в лесу нам встречается Баба Яга.

– Бабушка Яга! Вы нам поможете? Мы получили очень странную телеграмму: иди туда, не знаем куда, спасай того, не знаем кого.

Баба Яга: Я знаю! И дорогу укажу. И вы обязательно найдете того зверя в нашем лесу. Но сначала решите задачки. (Все условия задач лежат перед учащимися перед глазами на парте – раздаточный материал).

1. У меня в лесу есть участок, где я выращиваю елочки специально для новогодних праздников. Этот участок имеет прямоугольную форму, Его ширина 200 м, и это составляет 4/5 длины. На 1 га в среднем 30 елочек. Сосчитайте, сколько у меня елок на этом участке. (Решаем устно, немного записывая на доске).

Решение.

  1. 200:4*5=250 (м) длина
  2. 200*250=50 000 (м2 ) = 5 (га) площадь участка
  3. 30*5=150 (елок) у Бабы Яги.

Баба Яга: Молодцы! Хорошо решили. За это вам мой подарок: разноцветные шары (карточки) на елке! Любуйтесь! Берите! Играйте! Решайте!

Учитель: (читает)

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек! Ни ручек! Ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица!
Устный счет! Мы считаем в уме!

(Снимаем с елки “шары”. Сторона, обращенная к детям – цветная: красная, синяя, золотая и т. д., а на другой стороне – номер: 1, 2, 3, 4, 5. Снимаем шар, например с № 3, а на столе – пример на карточке под №3– считаем …и т. д.)

2. 1) (66-58+13):7*10=30

    2) 14+30:5*10-47=27

    3) 9*10+36:6-27=69

    4) 64:(2*4)-3+27=32

    5) 10*8+(83-48):5=87

    Баба Яга: Молодцы, ребята!

3. Вам придется идти по тропинке, вдоль которой растут березы и елки. Всего 40 деревьев, причем елок в три раза больше, чем берез. Сколько берез и сколько елок растет вдоль тропинки?

    (Решаем с помощью составления уравнения. Обозначения проговариваем, но не пишем. А в тетрадях и на доске записываем только уравнение и его решаем.)

    Решение: х+3х=40

    4х=40

    х= 10; 10– берез

    3*10=30 (елок).

    Баба Яга: Молодцы!

4. А идти вам по тропинке надо приблизительно 700 м до камня, до развилки. Вот длины трех тропиночек. По какой пойдете? (Округлите до сотен)

    (округляют только на доске)

    751 м 800м

    649 м 600м

    684м 700м

    Баба Яга: По какой тропинке пойдете?.. Правильно! Пройдете по этой тропинке 700м, она упрется в большой камень. От камня идут 3 дороги. Вам надо выбрать самую короткую из них. Эта дорога приведет вас к дому, где живет моя дочка Акулина. Дочка делает уроки. Вы помогите ей решить примеры, и она вам укажет дальнейший путь.

    Итак, выберите, по какой вам идти дороге. А когда пойдете по ней, чтоб дорога вам не показалась длинной и скучной, решите задачу про меня и про Кощея Бессмертного.

5. Нам с ним вместе 250 лет. Я постарше Кощея всего на 50 лет. Сколько лет ему? Сколько лет мне?

Решение:

х+(х+50)=250

2х=200

х=100; 100 лет Кощею

150 лет – Бабе Яге.

До свидания! Счастливого пути!

Учитель: До свидания. Спасибо вам бабушка Яга! Стоп, ребята. Камень. Развилка. Три указателя дороги.

(Решаем три задачи (по плакатам). Решаем их устно, записывая, если надо, на доске некоторые числа. Ответы подписываем над стрелками).

А) Если бы по этой дороге вышли навстречу друг другу одновременно два пешехода (два зверька), то они встретились бы через 2 часа. Скорость одного из них 6 км/ч, а скорость другого составляет 2/3 от скорости первого пешехода (зверька). Найдите длину дороги.

Решение:

  1. 6*2:3=4(км/ч) скорость второго
  2. 6*2+4*2=20 (км) весь путь.

Б) Если бы Медведь и Медведица пошли по малину из одного пункта одновременно в разные стороны, то через 3 часа они прошли бы весь путь. Скорость Медведя 5 км/ч, это на 1 км/ч больше скорости Медведицы. Найдите длину дороги.

Решение: 3*5+3*4=15+12=27 (км) путь

В) Заяц и волк дружат. Если бы они побежали одновременно из разных пунктов в одном направлении, то Заяц догнал бы Волка через 2 часа. Их скорости соответственно равны 25 км/ч и 22 км/ч. Какое расстояние было между пунктами?

SЗайца=2*25=50 (км)

SВолка=2*22=44(км)

S=50-44=6(км) расстояние между пунктами.

Учитель: По какой дороге пойдем? (Получив правильный ответ, движемся дальше)

Идем 6 км. Вспомним сколько лет Бабе Яге и Кощею Бессмертному– 150 лет, 100 лет. Правильно. Молодцы!

Не заметили, как пришли к дому дочки Бабы Яги – к Акулине.

Ребята, Кощей Бессмертный хотел жениться на Василисе Премудрой, но та ему отказала. Но отказала не прямо, а очень тонко, по-мудрому. Вот так:

6. Когда Василисе Премудрой исполнилось 18 лет, Кощей Бессмертный решил взять ее замуж. Василиса спросила, сколько у Кощея сундуков с золотом. Кощей сказал, что у него 300 сундуков, полных золота, и каждый год прибавляется еще по 2 сундука. Василиса обещала выйти замуж за Кощея тогда, когда у него будет 500 сундуков, полных золота. Сколько лет будет невесте Кощея в день свадьбы?

    Решение: Невесте будет 118 лет. А жениху– 200 лет.

    Учитель: Не захотел Кощей Бессмертный так долго ждать Василису, он решил жениться на дочке Бабы Яги – на Акулине. Только пусть она сначала научится читать, писать, считать. Сейчас она как раз выполняет домашнее задание по математике.

    Акулина: Я взяла калькулятор у сына Дикобраза. А он, калькулятор, барахлит: делает ошибки.

    Учитель:

    Дикобраз в подарок сыну
    Сделал счетную машину.
    Недостаточно точна
    Результаты перед вами-
    Быстро все исправьте сами!

7. Найдите значение выражения:

    А) 52+(22-1)=28;

    Б) 132+(52-49)3=126 (196);

    В) 100*25=240 (2500);

    Г) 891000:2700=230 (330).

    (где надо, исправляем, мотивируя).

    Акулина: Спасибо, вы мне очень помогли. Я вам укажу дорогу. Зверь, которого вы ищете, живет сейчас где-то около оврага. Вам надо обойти его с обеих сторон. Разбейтесь на две группы и обойдите овраг. Потом встретитесь. Я знаю, вы его найдете. Обязательно. Желаю удачи!

    (Далее к доске учитель вызывает трех мальчиков и трех девочек; остальные ребята – члены жюри).

    Мини-КВН

8. а) С помощью четырех цифр 2 и знаков действий составьте такое числовое выражение, значение которого равно 5 (3).

(2+2)+(2:2) 2*2-2:2

б) С помощью пяти цифр 9 и знаков действий составьте числовое выражение, значение которого равно 10.

9+9:9+(9-9) 9:9+9+9-9

в) Подбрасываем по 2 раза кубик, решаем пример на его верхней грани.

(Кубик– коробка из под чая, ребро 7-8 см. На его гранях примеры: 32, 23, 102, 104, 82, 53).

Учитель: Молодцы! Победила дружба! Встретились! Вот вам общее задание:

г) (3*(12-12:2)+35)*2-3=103

Учитель: Идите в соседнюю аудиторию – там и найдете того зверя. Принесите его сюда. (Дети – тихо уходят).

Пока они ходят, мы с вами, ребята, отгадаем, как зовут этого зверя. Запишите в клетки два слова.

  1. Действие, при котором есть такие компоненты: множители, произведение.
  2. Прямоугольник, у которого все стороны равны.

Учитель: Зверя зовут Умка! Молодцы!

(Дети возвращаются с большим плюшевым медведем)

Все вы, ребята, молодцы! Теперь вам понятно, какие родственники у умки сейчас спят? А Умку мы на вертолете отправим на северный полюс к его маме. Спасибо вам всем!

(Беру книгу “Сказки” в руки – в открытом виде).

Сказочка кончается

Книжка закрывается! (Закрываю)

Снова звучит музыка. Подведение итога урока. Выставление оценок за урок. Домашнее задание. Урок окончен!