На каждом этапе своего развития общество предъявляет системе образования определенные требования, соответствующие научно-техническим достижениям времени. В условиях модернизации средней школы проблемы научного обоснования, разработки содержания и методов обучения, а также педагогической диагностики результатов учебной деятельности весьма актуальны с точки зрения совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Требования, предъявляемые к географической подготовке учащихся, во многом определяются условиями обучения географии в школе и характеризуются двумя условиями: уровнями усвоения теории, к которым могут стремиться и достичь учащиеся, интересующиеся географией и необходимым условием, определяемым стандартом географического образования.
В курсе географии существует определенное количество опорных знаний и умений, составляющих фундамент дальнейшего обучения выпускников школ. Стандарт среднего географического образования предполагает проверку достижения обязательного для всех учащихся уровня подготовки, составляющего основу дальнейшего обучения в ВУЗе.
Результативность любого процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того, чтобы наряду с функцией проверки реализовывались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых – объективность проверки знаний.
Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Решение проблемы я вижу в применении индивидуальных тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки. Я уже несколько лет работаю над усовершенствованием методики использования тестовых заданий для контроля за качеством знаний учащихся и убедилась в определенных их преимуществах:
- если классические виды контроля как письменная работа или устный опрос предусматривает ответы лишь по некоторым выборочным вопросам программы, то тест позволяет проверить усвоение знаний по многим разделам и темам;
- в процессе выполнения тестов важное место занимает такая мыслительная операция, как сравнение;
- при применении тестов имеется возможность выявить поэлементный уровень усвоения учебного материала, проблемы, недостатки умений и навыков каждого из обучаемых;
- построение теста из различных по сложности заданий позволяет дифференцировать испытуемых по уровню подготовленности;
- результаты тестирования дают возможность учителю регулярно корректировать свою учебную деятельность;
- тестовые задания обладают высоким обучающим потенциалом.
Конечно, в своей работе я использую тестовые задания, имеющиеся в различных методических пособиях, но чаще всего разрабатываю их самостоятельно.
При составлении тестов ставлю перед собой следующие цели:
- проверить знания теоретических положений по теме на репродуктивном уровне;
- определить навыки и умения применять теории при выполнении простых, привычных для учеников заданий;
- выявить возможность учащихся включать новые задания и умения в систему старых, привычных понятий;
- выявить способность тестируемых использовать знания в нестандартных ситуациях.
Применение тестового метода позволяет получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 минут проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Систематическая проверка знаний способствует прочному усвоению учебного материала, активизирует внимание, развивает способность к анализу.
Чаще всего я использую тесты с выборочными ответами. Они дают возможность учащимся лучше понимать общие и отличительные качества изучаемых объектов, легче классифицировать различные явления.
Оптимальные тесты, содержащие 10-12 вопросов при 4 выборочных ответах, из которых правильный лишь один.
Учащийся, получив контрольную программу-тест, результаты заносит в карточку ответов в виде крестика в соответствующей ячейке матрицы.
Карточка ответов |
Ученик______________ |
Ответы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
||||||||||
2 |
||||||||||
3 |
||||||||||
4 |
Для проверки иногда использую шаблон в виде перфокарты, отверстия в которых соответствуют правильным ответам.
Отметка «3» ставится за 6-7 правильных ответов, «4» – за 8-9 правильных ответов, «5» – за 10 правильных ответов. Если в результате проверки установлено большое количество неверных ответов на какой либо вопрос, то на следующем уроке провожу дополнительное разъяснение материала.
Большинство разработанных мной тестов состоят из 4-х групп вопросов.
Первая группа вопросов позволяет проконтролировать знания географических терминов, понятий, явлений. В качестве примера привожу некоторые из них.
Климат – это:
- Многолетний режим погоды
- Состояние нижних слоев атмосферы в данном месте и в данное время
- Состояние нижних слоев атмосферы в определенном сезоне года
- Ежедневный режим погоды
Вторая группа вопросов охватывает решение простейших или типовых задач. При этом акцент ставится не на математической стороне решения задачи, а на правильности анализа географических явлений.
Какое время будет в Петропавловске-Камчатке, если в Москве 15 часов?
- 6 часов
- 14 часов
- 24 часа
- 17 часов
Вопросы третьей группы проверяют знания географических законов, причинно-следственных связей.
В каком из приведенных ниже примеров сила ветра минимальна?
- Разница в давлении 34 единицы
- Разница в давлении 2 единицы
- Разница в давлении 68 единиц
- Разница в давлении 72 единицы
Четвертая группа вопросов связана с решением проблемных задач.
Укажите отрасли народного хозяйства, на предприятиях которых происходит минимальное загрязнение окружающей среды?
- Металлургия
- Химическая промышленность
- Пищевая промышленность
- Электроэнергетика
С целью обеспечения самостоятельной деятельности учащихся контрольные задания составляю в 10-12 вариантах.
Но так как в последние годы я использую в своей работе элементы технологии разноуровнего обучения, то частично пересмотрела подход к составлению тестов. Они по прежнему, как правило, составляются по типу тематических контрольных работ, но состоят из системы заданий возрастающей трудности. задания 1-2 ориентированы на уровень требований обязательного минимума содержания образования, 3-4 – на уровень требования типовой программы, составленной Институтом общего среднего образования РАО, 5 – на уровень требований программ профильного обучения. Тесты такого типа применяю в 10-ом классе. За выполнение первых двух заданий ученики получают «3», трех – «4», четырех – «отлично».
Параллельно с оценкой полноты и глубины знаний идет диагностика затруднений и ошибок, чему способствует форма теста, конструируемая в соответствии с этапом познавательной деятельности.
Такая форма дифференцированного контроля знаний позволяет ученику самостоятельно оценивать свои возможности и выбрать тот уровень заданий, который соответствует его возможностям на данном этапе обучения. При таком подходе отметка становится стимулом к более глубокому познанию и вызывает рост интереса к процессу обучения.
Чтобы сформировать представления учащихся к конкретным требованиям к знаниям, практикую предварительное, в начале изучения темы, ознакомление с примерным вариантом контрольных работ. Помогает ученикам и то, что в ходе учебного процесса отдельные задания используются в дидактических карточках, домашних работах.
Следует отметить, что постоянное использование тестовых заданий имеет определенные недостатки:
- использование элективных (с выбором ответа) заданий непригодна для контроля творческой деятельности; способствует механическому заучиванию, повышает процент угадывания правильного ответа и, как следствие, недостоверность результатов;
- код оценивания тестовых заданий пригоден для проверки достижения учащихся только таких уровней познавательной деятельности, как воспроизведение и узнавание;
- краткий ответ не отражает логику рассуждения учащегося, неточно фиксирует типичные ошибки и затруднения в выполнении заданий. что снижает эффективность корректирующей функции контроля.
Чтобы данные недостатки свести к минимуму, практикую использование в тестах вопросов:
- со свободно-конструируемыми ответами
К городам миллионерам России относятся:
- Москва и Ярославль
- Ярославль и Саратов
- Саратов и Уфа
- Уфа и Пермь
- с несколькими верными ответами
Тектоническими структурами являются:
- Складчатые пояса
- Горы
- Равнины
- Сейсмические пояса
- Платформы
- с вариантами ответов, требующих рассуждения
Наиболее высокий уровень урбанизации свойственен странам … Европы:
- Северной
- Западной
- Южной
- верный ответ в тесте может быть получен только в результате построения дедуктивного умозаключения
На полуострове Индостан максимум атмосферных осадков приходится на:
- Зиму
- Весну
- Осень
- Лето
- задания, основанные на переносе знаний в новые условия
Для того, чтобы промышленное предприятие загрязняло воздушный бассейн Москвы в наименьшей степени, по отношению к городу оно должно располагаться на:
- Севере
- Юге
- Востоке
- Западе
- тесты на проверку причинно-следственных связей
Главная причина преобладания женского населения над мужским в развитых странах связана с тем, что
- Девочек больше, чем мальчиков
- Женщины дольше живут
- Среди эмигрантов преобладают мужчины
- Среди эмигрантов преобладают женщины
Причиной кислотных дождей является присутствие в атмосфере оксидов
- Углерода
- Серы
- Хлора
- Водорода
Восстановите цепочку причинно-следственных связей:
- Высокие темпы развития машиностроения в странах Восточной и Юго-Восточной Азии
- Высокий естественный прирост населения
- Наличие большого количества дешевой рабочей силы
- с сортировкой элементов ответов
Расположите страны в порядке увеличения численности населения:
- Япония
- Россия
- Индия
- США
- с заполнением пропусков в тексте
Для стран Западной Европы характерен ……… тип воспроизводства населения. (1,2,3 и т.д.).
- отсечение лишнего
Какое государство лишнее в списке: Япония, Китай, Таиланд, Вьетнам, КНДР, Марокко.
- на установление соответствия
Государства: |
Форма правления: |
Япония |
Республика |
Франция |
Конституционная монархия |
США |
Абсолютная монархия |
Саудовская Аравия |
Теократическое государство |
Ватикан |
|
России |
|
Все тесты по географии подразделяют на два основных вида: стандартные и перспективные.
Стандартизированные тесты подразумевают выбор ответов. предложенных в задании. Эти тесты могут быть четырех видов: тесты на выбор верных ответов, приведение в соответствие, расстановку объектов по порядку и тесты на классификацию (группировку) объектов.
Перспективные (или «открытые» - определение А.Э.Фромберга) тесты многими специалистами вообще не воспринимаются как тесты ввиду отсутствия вариантов ответов, но, на мой взгляд, именно данный вид тестов позволяет тестируемому проявить инициативу, показать свои знания, умение логически мыслить, анализировать, полностью исключать угадывание.
В своей педагогической практике я использую следующие виды стандартных тестов:
1. Тесты-определители с одним правильным ответом:
Объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции – это:
- Специализация
- Комбинирование
- Кооперирование
- Концентрация
2. Тесты-определители, где ответы идут с увеличением участвующих объектов:
Летом умеренные воздушные массы господствуют:
- В субтропическом поясе
- В субтропическом, умеренном поясах
- В умеренном, субарктическом, субтропическом поясах
3. Тесты-определители, где несколько правильных ответов:
Выделите объекты, относящиеся к формам рельефа:
- Холм
- Ветер
- Песок
- Равнина
- Овраг
- Гранит
Перспективные тесты, как правило, более сложны в ответе, поэтому я такие задания даю более сильным ученикам. Подобные тесты тоже можно разделить на группы:
1. Определение объекта по списку других объектов:
По списку типичных животных определите природную зону Африки (горилла, шимпанзе, леопард, карликовый бегемот, окапи, птица-носорог):
- Влажные экваториальные леса
- Саванны
- Пустыни
2. Вставить пропущенные слова:
Низменность – это вид …………, с ………… высотой до ………… метров.
(равнина, абсолютная, 2000)
3. Тесты, связанные с заполнением таблицы без вариантов ответов:
Воздушные массы |
Район формирования |
Температура и влажность |
|
|
жарко и влажно |
тропические |
|
|
|
умеренные широты над океаном |
лето: |
антарктические |
|
|
4. Тесты, связанные с заполнением схемы.
5. Тесты, требующие расчетов:
Определите коэффициент увлажнения, если известно, что в городе Д испаряемость равна 375 мм и в течение года выпадает 488 мм осадков.
6. Тесты-классификаторы:
Сгруппируйте указанные объекты по природным зонам России – тайге, тундре, степям:
лемминг, ковыль, песец, соболь, кедр, дрофа, кролик, ягель, лиственница.
7. Тесты на нахождение «лишнего» объекта из списка предложенных:
Из списка географических терминов найдите «лишнее»: гранит, обсидиан, базальт, мрамор, пемза.
Ресурсы: лесные, почвенные, минеральные, биологические, геотермальные.
География – это наука, изучение которой основано на знание карты, поэтому и тестовые задания можно делать на основе карт атласа или контурных карт:
1) На карте кружками обозначены месторождения: нефти, газа, угля, фосфоритов, алмазов – выберите правильный ответ.
2) Определите объекты, кружками обозначенные на контурной карте.
и т.п.
В связи с процессом модернизации Российского образования, Саратовская область вошла в эксперимент по введению Единого государственного экзамена. И, волею судьбы, география вошла в него. Мое отношение к ЕГЭ двоякое: с одной стороны создается система объективной оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений, происходит дифференциация выпускников средней школы по уровню географической подготовки с целью итоговой аттестации и отбора для поступления в ВУЗы. Но, с другой стороны, ЕГЭ сдается по окончании 11-го класса, когда уже год, как окончено изучение географии по федеральному учебному плану, а в новом учебном плане часы географии в 6-ом и 7-ом классах вообще урезаны до одного. А ведь КИМы ЕГЭ включают в себя тестовые задания по темам – план и карта, глобус, природа Земли, население мира, природопользование и экология, страноведение, мировое хозяйство, география России, основа изучения которых закладывается именно в начале изучения географии.
Частое использование тестов с целью контроля на уроках увеличивает долю самостоятельной деятельности учащихся и значительно снижает распределение рабочего времени урока на такие формы ученической деятельности, которые способствуют развитию географической речи. Поэтому на рабочих уроках практикую сочетание фронтальной беседы, понятийных диктантов, работу в парах, индивидуальных глубоких ответов, обсуждение определенных вопросов и др.
Введение ЕГЭ для моих учеников не стало «кошмарным сном», а явилось завершающим этапом их кропотливой работы по подготовке к итоговому тестированию. Постоянное использование тестов выработало у учащихся определенный стереотип мышления. Они быстро вникают в суть вопросов, умеют применять знания при различных постановках вопроса.