Цель мероприятия:
- Сохранение культуры и традиций народов, проживающих на территории Республики Калмыкия;
- Развитие творчества и инициативы учащихся;
- Знакомство детей с историей, обычаями и традициями религиозных обрядов калмыцкого народа.
Подготовка к мероприятию:
Класс делится на шесть групп. Каждой группе нужно подготовить информацию о том или ином обряде, а также выбрать проектировщика, который приготовит проект данного обряда.
(До проведения мероприятия учащиеся разделяются на группы для подготовки материала классного часа).
Классный час проходит в виде круглого стола.
Учитель: Наш классный час посвящается религиозным обрядам калмыцкого народа. Все учащиеся были разделены на группы, каждая группа подготовила информацию о том или ином обряде, а также в каждой группе был свой проектировщик который приготовил проект данного обряда. Давайте, послушаем первую группу.
Рисунок 1
1 группа учащихся.
Учащиеся: Мы, приготовили обряд, который называется "Обращение к небесным покровителям", а также наш проектировщик выполнил календарь. (Пример проекта смотри Приложение 1)
ОБРАЩЕНИЕ К НЕБЕСНЫМ ПОКРОВИТЕЛЯМ
В поисках лучших пастбищ калмыки кочевали с места на место. Вполне естественно, что с каждым разом предки становились все более наблюдательными, рассудительными, прозорливыми. Как и все народы, на определенной стадии развития кочевники поклонялись божествам Солнца, Неба, Луны, Земли и т.д. Впрочем, степняки не во всем полагались на божественных покровителей, поэтому прекрасно знали все приметы, связанные с погодой. Мудрецы могли предсказать, каким будет предстоящий день, неделя, ориентируясь по состоянию неба, звездам и т.п. Старые люди искренне полагали, что звезды дают человеку физическое здоровье: "Пусть столько у тебя будет годов, сколько звезд на небосклоне", - звучало стандартное благопожелание. В калмыцком народе настолько горячо почитали небеса, причем с незапамятных времен, что такое отношение к высшей силе, наверное, заставляет человека до сих пор во времена больших несчастий, переживаний обращаться с молитвою к небу: "Тенгр бурхн оршятхя!" (Пусть небеса смилостивятся надо мной!).Вот некоторые приметы, дожившие до наших дней:
Рисунок 2
Если видишь падающую звезду, надо плюнуть три раза через плечо. Нельзя считать звезды на небе. Ни в коем случае не показывать пальцем на Солнце, Луну, звезды. Что касается последних, то калмыки их одушевляли, считали живыми. У самых ярких даже были свои названия: Алтн гасн (Золотой столб) - Полярная звезда, Цолмн (Утренняя звезда) - Венера, Долан бурхн (Семь богов) - Большая Медведица, Тенргин уйдл (Небесный шов) - Млечный путь, Гурвн марл (Три марала) - Орион и др. По звездам кочевники безошибочно находили дорогу, если случалось заплутать в бескрайней степи. Но это случалось крайне редко, пастухи настолько сроднялись с окружающей средой, что были истинными детьми природы. Так, предки считали, что Большая Медведица оберегает отару от волков, увеличивает число скота. А человеку, совершившему какой-либо проступок, достаточно было попросить прощение, повторяя семь раз молитву "Долан бурхн". Считается, что раскаявшийся получает звёздное прощение, и его грехи снимаются. Степняки всегда сильно опасались гроз с их громом и молниями. Когда надвигалась непогода, кочевники молили только о том, чтобы электрический разряд не попал в человека, скотину, жилище. Старики говори: "На небесах сошлись в схватке два (Теля и Веля) богатыря". Смертным оставалось только молиться, чтобы после дождя была хорошая трава для корма скоту, а животные были сытыми и тучными.
Место, куда попала молния, считалось "обожженным небесным огнем, его обходили стороной. При надобности старались переселиться на другую землю. На старом месте устраивали жертвоприношение огню. После чего молились, брызгали молоко, как бы снимая проклятие. А вот если молния попадала в дерево, то оно становилось священным. К нему приходили люди и молились.
Когда же молнией убивало человека, то старики говорили, что он срочно потребовался богам, потому они так быстро его прибрали к себе, а его душа сразу попала на небеса.
Вековые наблюдения за природными явлениями позволили калмыцкому народу составить свои собственные приметы, связанные с погодой. Например, белые облака предвещают непогоду. А если собираются белые кучевые облака, то жди перемены погоды: или дождь, ли сильный ветер.
"Если шумно спорить, недалеко до ссоры, если ветер нагоняет облака, то жди ненастья", - гласит старинная калмыцкая поговорка. Удивительно, но никто не сомневается, что если противоречить друг другу, спорить, то непременно вспыхнет ссора, точно так же внимательные люди уверены в том, что если на небе собираются облака, то непременно наступит ненастье. Существовала у калмыков и такая забавная примета, довольно спорная в плане точности: женщинам старину не полагалось выходить из дому без головного убора, а то пойдет сильный дождь.
Еще кочевники прогнозировали погоду по восходу и закату Солнца: если на восходе Солнца заря желтая - погода будет ясной; желтый закат - жди ненастья. Когда во время дождя на небе появляется радуга, значит скоро дождь прекратится.
2 группа учащихся.
Учащиеся: Мы, приготовили обряд, который называется "Церемонии поклонения земле и небу", а также наш проектировщик выполнил открытку. (Пример проекта смотри Приложение 2).
ЦЕРЕМОНИИ ПОКЛОНЕНИЯ ЗЕМЛЕ И НЕБУ
Рисунок 3
Переезжая на новое место, что случалось довольно часто, так как калмыки-кочевники постоянно переезжали с места на место, люди, прежде чем покинуть насиженную землю, обязательно устраивали большой молебен: очищали старое место, ничего не оставляли, все лишнее закапывали или сжигали. Не мудрено, ведь предки очень бережно и почтительно относились к земле и небесам, относясь к ним как божествам. Так вот, уезжая, калмыки обязательно произносили специальную молитву, призванную умилостивить гениев места:
О, боги!
Эта земля ничего плохого нам не сделала.
Мы здесь прекрасно жили, растили детей, внуков, скот,
Не голодали, не холодали, неплохо жили.
Пусть сила и богатство этой земли последуют за нами!
Прежде чем обосноваться на новом месте, обязательно устраивалось большое очищение, моление: просили небеса, милостивых богов пожелать благоденствие для людей и скота.
Исторически сложилось так, что люди не смели обижаться на небо, грозиться и посылать проклятия, когда, допустим, долго не было дождя, наступала засуха, земля трескалась от неимоверной жары. Для скотоводов не было большего несчастья, чем сухая степь. Это означало отсутствие кормов, что для скотины было губительным. В таких случаях старые люди выходили в степь, искали холм и устраивали на нем большой молебен (Газран тяклгн). Старики разжигали огонь, возносили дееж (подношение), в пламя бросали масло, жир, брызгали молоко, чай, при этом перебирали четки, молились. Люди просили небеса проявить милосердие к людям, скоту, ко всему живому:
О, милостивые боги! Небеса наши божественные!
Вам посвящаем эту горячую пищу.
Просим вас напоить и накормить нас,
Пусть всего будет в достатке,
Пусть мы будем жить в здравии.
Мы вас просим о помощи
И возносим к вам наши молитвы!
Вот еще одна молитва:
Пусть небеса и милостивые боги нас пощадят!
Пусть небеса ниспошлют на нас свою любовь.
Пусть природа проявит к нам благосклонность,
Пусть пошлет воду, чтобы мы утолили свою жажду!
После такого большого молебна, действительно, скоро приходил на землю дождь, который приносит с собой радость. Влага быстро впитывается сухой твердью, степь вновь колосится зеленью, все вокруг оживает в буквальном смысле. В последние годы этот древний обычай постепенно возрождается. Многие стали собираться вместе со своими земляками, выезжать на земли, где жили до того, как калмыцкий народ подвергся жестокой депортации. Ни для кого не секрет, что после сибирской ссылки не все смогли вернуться в родные места, а некоторые населенные пункты так и вовсе сгинули с лица земли. Современные жители республики выезжают на малую родину и устраиват там большой молебен (Газран тяклгн): возжигают огонь, бросают в него масло, жир, чай, молоко, читают молитвы, вспоминают предков, и спрашивают благоденствие, здоровье для потомков, оставляют монеты. Чаще всего на такие мероприятия специально приглашается гелюнг. Во время Газр тяклгн приносится еда, которая остается нетронутой. К оставшейся пище могут притронуться только птицы и животные. Все это не может не радовать.
Возрождение традиций, обычаев свидетельствует о возрождении самосознания народа, его самобытности, уникальности. Старые обычай и вера помогут обрести свой неповторимый национальный колорит, молодежь научат любви и гордости за свою родину, за свой народ.
3 группа учащихся.
Учащиеся: Мы, приготовили обряды, связанные с природными явлениями, а также наш проектировщик выполнил бюллетень. (Пример проекта смотри Приложение 3.)
ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ
Для любого народа на земле одно из важнейших природных явлений, которое даже было возведено в ранг божества, - это, конечно же, Солнце. Это сегодня мы прекрасно знаем, что звезда - центр нашей системы. Но мы никогда при этом не забываем, что благодаря солнечному свету на планете Земля существует жизнь. Калмыки в этом смысле не исключение. И у степняков существовало множество обычаев, связанных с небесным светилом.
- Так, вся жизнь калмыков в те далекие времена, когда не было никаких благ цивилизации, строилась по Солнцу. Лишь только его лучи касались земли, кочевники принимались работать: доить коров, варить еду, выпускать скот на пастбище, собирать кизяк (коровьи лепешки, используемые в качестве топлива), выделывать шкуры, варить араку (калмыцкую водку), сбивать молоко и многое другое. Так уж был устроен быт кочевников, ни одной минуты покоя. С заходом Солнца все работы должны были завершаться, потому как, по поверью, с наступлением темноты на земле власть в свои руки берет нечистая сила.
- В старину калмыки, заболев, лечились у гелюнгов. Гелюнг - врач давал мирянину лекарство, которое нужно было принимать обязательно утром, на рассвете. Только в этом случае действие препарата приносило пользу и болезнь завершалась с благоприятным для больного исходом. И сегодня гелюнги - врачи, когда выдают страждущим лечебные средства, оговаривают принятие лекарства на восходе Солнца.
- Любое важное дело калмыки традиционно начинают поутру и заканчивают после обеда. Такое правило существует давным-давно, более того, оно превратилось в традицию, которую нужно уважать и соблюдать. Например, выезд за невестой и прибытие свадебного поезда когда невесту вводят в дом жениха, совершают только до обеда. Все потому, что в послеобеденное время Солнце начинает стремиться к заходу, а в этот период у калмыков было не принято совершать любое начинание. Сегодня с этим обычаем современные люди не считаются, хотя в нем заложено сильное положительное начало. Ведь в благопожелании молодым говорится: "Пусть счастье ваше будет освещено Солнцем, пусть ваши лица никогда не омрачатся тенью (бедами)!"
- Не разрешалось спать вечером в сумерки, считалось, что это может вызвать болезнь.
- В сумерки не занимались рукоделием, так как нечисть (шулмусы) путает нитки.
- К Солнцу и звездам ни в коем случае нельзя было обращаться, показывая на них пальцем или кивком головы, настолько было сильно в старину уважение калмыков к небесным светилам.
Рисунок 4
Во время солнечного затмения предки кочевников обязательно выходили на улицу, били по железу, шумели, кричали, другими словами, издавали сильный шум. Таким образом, грохотом и молитвами люди карались испугать шулмуса, который, по их искреннему убеждению, поглотил солнечное божество. В фольклоре любой народности существуют подобные сказания, былины и по сей день. Наука, конечно же, давно раскрыла все тайны этого загадочного природного явления. Более того, при помощи современных телескопов и других достижений технического прогресса солнечное затмение увидел каждый человек на теле экране, причем в мельчайших подробностях. Но этот нехитрый, где-то даже наивный обычай в любом случае знать нужно.
- Когда Солнце садилось в облака и они при этом окрашивались в красный цвет, калмыки верили, что на следующий день испортится погода: будет сильный дождь или ветер. Самое интересное, что эта примета обычно бывает точной.
- Летом, во время засухи, когда солнце сжигает травы, урожай и т.п., кочевники верили, что божество гневается на них, а потому посылает на землю проклятие в виде бескормицы, неурожая. В таких случаях предки выходили далеко в степь, чаще на берег водоема и совершали обряд поклонения природе: земле, воде, небу и солнцу. Они просили смилостивься природу и ниспослать благодать. Такие ритуалы поклонения силам четырех стихий кочевники должны были совершать ежегодно.
- Первая весенняя гроза, гром и молнии тоже имели, если можно, так выразиться, свои собственные обряды поклонения. Калмыки в далекие времена страшно пугались этих природных явлений, которые в одночасье могли принести немало бед, а потому старались их задобрить, так, как они это себе представляли. Обычно хозяйка выносила молоко - этот продукт у калмыков считается священным, - обмакивала большой и безымянный пальцы и брызгала вверх, приговаривая: "Пусть небо и боги охраняют, а гром и молния пройдут стороной". Причем делается это трижды.
- Практически у каждого калмыцкого поселения был обязательно большой водоем (пруд, озеро, речка), на котором гелюнги проводили традиционные обряды подношения. Смертные ни в коем случае не должны были осквернять его купанием.
- Каждый человек раз в год должен совершить обряд благодарения земле и воде, а после собрать стариков и угостить их, помянуть предков.
- У калмыков было не принято ругать погоду. Ни изнуряющая жара, ни сильный ветер, ни пурга не должны были вызывать у человека возмущения. В народе считали, что "Природа живет по своим законам, человек здесь не властен". Единственное, что можно было сделать, - молиться и просить милости у высших сил.
- Запрещалось калмыкам копаться в земле без надобности, вбивать кол, штырь и т.п. Если нужно было применить лопату, то после работы орудие труда нужно было обязательно положить горизонтально, Втыкать лопату стоймя считалось большим грехом: земля может не простить, если человек нанесет ей рану.
- Если на землю обрушивается град, три снежные горошинки нужно положить в рот. По поверью, это принесет здоровье и удачу.
- Во время застолий калмыки никогда не забывали первые капли ця или водки преподнести огню, небу. Делают этот обряд так: большим безымянным пальцем брызгают на четыре стороны света.
- Кочевникам приходилось не просто знать приметы, предвещающие природные явления, но и ориентироваться по Луне и звездам. В конце концов, жили кочевники именно по лунному календарю, позволяющему высчитывать погоду.
- Числа 8,15, 30 по лунному календарю называются "Мацг". В эти дни нужно зажигать лампаду и молиться. Проводят этот ритуал, когда в небе появятся звезды.
Как видите, примет и обрядов, связанных с природными явлениями, у калмыков великое множество, все вышеперечисленное только часть народной мудрости. Однако знать и принимать во внимание и этот, пусть небольшой перечень весьма полезно.
4 группа учащихся.
Учащиеся: Мы, приготовили обряды огня, а также наш проектировщик выполнил буклет. (Пример проекта смотри Приложение 4).
ОБРЯДЫ ОГНЯ
Огонь считается у калмыков великим божеством. Вот почему с огнем связано множество традиций, обычаев и поверий. Самый распространенный обычай - при открывании бутылки водки первые несколько капель брызгают на огонь. Таким образом, собравшиеся за столом благодарят милостивых богов.
В далекие времена, когда калмыцкий народ еще вел кочевой образ жизни, прежде чем устанавливать кибитку, люди обрабатывали выбранное место огнем. Обряд очищения огнем жив и по сей день, по традиции калмыки, въезжая на новое место проживания, проносят по комнатам чашу с огнем.
Очень старинный обычай - "кормление огня", обычно проходит в месяц мыши (октябрь). В течение тридцати дней полагалось кидать в огонь кусочки овечьего жира или масла. В этот месяц не принято было играть свадьбы, так как этот месяц - праздник божества огня и люди не должны были равняться с ним или мешать ему своим шумом. Кроме того, в каждом месяце есть три святых дня - Мацг (восьмой, пятнадцатый и тридцатый день лунного календаря), когда в домах по обычаю зажигают зул (лампадки), окуривают дом благовониями. Это тоже считается поклонением огню. На праздники. Зул и Цаган это обязательный обряд.
Невеста, войдя в дом своего мужа, прежде всего совершает семикратное поклонение огню.
После похорон возле дома традиционно разводят огонь. Люди, возвращающиеся с кладбища, должны обязательно вымыть руки и очиститься огнем.
Кроме того, после грязной, нечистой работы также не лишним будет пройти обряд очищения огнем. И даже народным средством против некоторых болячек (герпес на губах) является прижигание и окуривание. То, что калмыки весьма почтительно и уважительно относятся к огню, видно и из того, что горящее пламя ни в коем случае не заливают водой. Более того, это считается большим грехом. Очаг, костер тушат, засыпая песком или землей.
Страшным проклятием считались слова: "Пусть твой очаг зальет водой". С высоты сегодняшних дней эти обычаи и поверья кажутся наивными и устаревшими. Но не стоит забывать, что они живут вместе с народом великое множество лет, передаются из поколения в поколение. Именно так устанавливается связь времен и поколений, именно так нужно сохранить уникальность и неповторимость нации.
Обряд очищения огнем.
Рисунок 5
В старину калмыкам-кочевникам приходилось часто переезжать с места на место: в поисках пресной воды, хороших и богатых пастбищ. И порой с насиженного места уезжали в связи с неблагоприятными событиями, болезнями, неурожаем, падежом скота и др. В любом случае, покидая прежнее местожительство, степняки проводили обряд очищения огнем, чтобы все плохое осталось на старом месте, а не отправилось вслед за ними. Обычно эта процедура представляла собой разожженные по обе стороны дороги костры, в которые для усиления действия бросали соль. Между огнями проводили скот, лошадей с телегами, верблюдов вьюками, туда же шли и люди. Калмыки искренне полагали, что таким "разом они очистятся от всей скверны, накопленной за время, проживания на старом месте. Кстати, переезжая с места на место, людям не полагалось оставлять после себя мусор. Поэтому ветошь, барахло, ненужные вещи тщательно прибирались, закапывались, сжигались. На земле не должно было остаться даже следов человеческого присутствия. После всех процедур калмыки обязательно молились приютившей их когда-то земле, прощались с ней, благодарили ее за все благо: "Пусть плохое останется здесь, а огонь пусть все очистит", - говорили старики.
Время переезда, а также новое местожительство до поры до времени никому не открывали. Калмыки так поступали потому, что верили: только в этом случае все сборы, отъезд, дорога будут спокойными, без проволочек. Быстро разбиралась кибитка, собирался скарб, навьючивался на верблюдов. Примечательно, что никому ничего не раздавалось, все должно было быть тщательно упаковано. На новом месте, прежде чем приступить собственно расположению, предварительно освящали новое место все тем же очистительным огнем. И так до следующего переезда
Рисунок 6
Жертвоприношение огню
Один из древнейших обычаев - жертвоприношение огню. Смысл этого обряда весьма глубок и серьезен, а потому совершают его в определенное время, по значительному поводу. Традиционно в жертвоприношении принимают участие исключительно мужчины. Естественно, люди, совершающие этот обряд, должны быть верующими, а также хорошо осведомленными обо всех тонкостях религиозной процедуры. Женщинам, как правило, не полагается участвовать в обряде. Итак, в каких случаях калмыки совершают жертвоприношение огню?
1. После проводов невесты. Проводив невесту, родственники приступают к совершению обряда жертвоприношения огню. Для этого используется овца, которую привезла женихова сторона. Для чего же это, собственно, делается? Конечно же, родня желает ей счастья, чтобы в новой семье девушку ждали любовь и уважение новых родственников, чтобы у нее всегда было множество еды, одежды, а с мужем были лад и взаимопонимание до самой старости. Выглядит это следующим образом: разжигают огонь, куда бросают кусочки бараньего жира, и при этом произносят молитву. А забивать барана должен представитель жениха, причем руководствуясь калмыцкими обычаями и традициями. Кроме того, этот человек должен был отличаться умелостью и сноровкой, потому что ему еще нужно было догнать свадебный поезд и прибыть в дом жениха вместе со всеми. Никто не должен был отставать и потеряться по дороге домой. Калмыки свято верили, что и жизнь тогда молодых будет такой же: без потерь, размолвок и расставаний.
2. После похорон умершего, на поминках. На седьмой или сорок девятый день родственники совершают обряд для того, чтобы путь усопшего в мир иной был гладким и благополучным, а новое перерождение было скорым.
3. Во время большой молитвы поклонения земле "Газр тяклгн". Этот обряд совершают главным образом летом, когда не спадает сильная жара, а из-за отсутствия дождя высыхает земля. В таких случаях страдают и человек, и скотина. Пожилые люди искренне верят, что жертвоприношение огню поможет умилостивить стихию, и она сжалится над своими детьми.
4. Для выздоровления больного родственники могут провести этот обряд. С незапамятных времен калмыки излечивали тяжелобольного человека при помощи этого древнего обряда: поклонение земле, воде, небу, огню, предкам. Все это в совокупности призвано помочь страждущему.
Рисунок 7
"Гал тяялгн" - особый обряд: жертвоприношение совершается только бараном. В огонь бросают кусочки жира и три вида костей брызгают водку, чтобы пламя вспыхнуло и посыпались искры. Важный момент: манипуляции производятся правой рукой, три раза. Все действо сопровождается большим молебном.
Обряд жертвоприношения огню сложный и не каждому под силу. И раньше в целом хотоне его могли совершать единицы. Со слов эту церемонию во всех нюансах совершить невозможно, понять его и прочувствовать можно только наблюдая за действиями знатока. Сегодня их поччти не осталось, нет очага в квартире, не каждый день покупается баран, но если очень надо совершить этот обряд, то сделайте его дома, взмолившись, три раза бросая в огонь кусочки бараньего жира. Совершать его надо правой рукой.
Рисунок 8
5 группа учащихся.
Учащиеся: Мы, приготовили обряд жертвоприношения, а также наш проектировщик выполнил стенгазету. (Пример проекта смотри Приложение 5.)
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
Один из важнейших калмыцких обрядов, доживший благополучно до наших дней, - это обряд приношения богам. Существует множество тонкостей, нюансов, правил и значений. В каждом доме в идеале для того существует специальная чаша
Рисунок 9
Традиционное приношение (дееж) делается ежедневно исключительно свежим утренним чаем. В другое время суток совершение обряда допускается только в особенных случаях: кто-то отправляется в дальнюю дорогу или в дом пришли важные гости. Дееж ни в коем случае не оставляют на ночь, обычно чай дают выпить самым младшим членам семьи. Особым почитанием у калмыков пользуется еда из овечьих внутренностей (дотур). Поэтому, прежде чем приступить к еде, делали приношение, состоящее из кусочков сердца, печени, почек, толстой и тонкой кишок. Потом дееж раздавали детям.
Кроме того, калмыки традиционно раз в год возят в хурул специальное приношения (масло, чай, сладости), чтобы помянуть своих предков. Одним словом, дееж - это не просто снедь, а возможность уважить богов-хранителей дома и семьи. Из принесенного гостями подарка - обычно это борцики, конфеты, печенье - обязательно немного откладывается для дееж.
А также когда хозяйка провожает гостей и собирает заветный подарок, небольшая часть (дееж) оставляется в доме. Это будет означать, что дом и семья никогда не останутся без покровительств богов, никогда не оскудеет и не опустеет чаша с едой. Кстати, обычаи ходить в гости и принимать их дома: у калмыков не принято посещать людей с пустыми руками, а также отправлять гостей налегке.
Еще один обычай, связанный с приношением, который должны обязательно знать молодые люди. С первого заработка нужно обязательно сделать приношение: обычно покупают конфеты, печенье для угощения старших, которые, в свою очередь, желают молодому человеку удачи и успехов в дальнейшей работе.
В торжественные, праздничные дни вообще не садятся за стол, прежде чем не отдадут дань традиции. Вот, например, свадебные приношения состоят из бутылки водки, конфет, печений, борциков - целвг (круглые лепешки). Затем съестное либо относят в хурул, либо раздают пожилым людям. Особое свадебное приношение - сваренная овечья голова: ее верхнюю часть приносят в дом невесты, а нижняя часть с языком остается в доме жениха.
Главные калмыцкие праздники Зул и Цаган Сар сопровождаются своими приношениями, обычно состоящими из чая и борциков, обязательно устанавливаемые перед бурханом (божницей). Примечательно, что калмыцкий чай выпивается в тот же день, а борцики съедаются не раньше чем через три дня и только членами семьи. "Цагановские" борцики отличаются от обычных особой формой: круглые лепешки, символизирующие Солнце, в виде овечьей головы, скрученные в виде вожжей, шарики (хорха борцг).
Праздничные приношения обязательно сопровождаются особыми благопожеланиями (йорялями). Их произносит самый уважаемый человек, старший в роду, глава семьи. В этом случае есть свои правила. Молодой мужчина вносит в комнату на подносе свежесваренное мясо становится лицом к гостям. Старший произносит традиционный йорял:
Да будем мы всегда делать приношения,
И еда будет свежая и горячая.
Пусть всегда мы будем сыты,
И пусть всегда мы будем радостны, довольны.
Да будут всегда счастье и мир на родной земле!
Этот йорял посвящен гостям, всем живущим на земле. Затем держащего поднос с мясом поворачивают, и произносится такой йорял:
Пусть дух горячей еды дойдет до тех,
Кто ушел в мир иной.
Пусть они порадуются вместе с нами.
Пусть они покоятся с миром, без обиды на нас,
А нам, их потомкам, пожелают счастья и долгих лет жизни!
Эти мудрые обычаи, дошедшие до нас сквозь глубину веков, помогали калмыцкому народу во все времена. Во многом благодаря тому, что наши старики свято чтили традиции, наш народ выжил в тяжелые, смутные годы, при этом сохранив свою самобытность и менталитет.
Рисунок 10
6 группа учащихся.
Учащиеся: Мы, приготовили обряд сбрызгивания, а также наш проектировщик выполнил объявление. (Пример проекта смотри Приложение 6).
СБРЫЗГИВАНИЕ
Необычный обычай "Сбрызгивание" (Цацл цацлгн) существует у калмыков с незапамятных времен. Любое торжество, прием гостей или просто праздничное мероприятие не обходятся без этого интересного обряда. Например, открывая бутылку с вином, водкой, первые капли посвящаются огню (брызгают на огонь) или небесам (брызгают на потолок, некоторые предпочитают правый угол). Как уже неоднократно упоминалось, калмыки традиционно почитали огонь за божество, которое нужно обязательно умилостивить, хотя бы таким образом. Брызгая на огонь, нужно обязательно произнести:
Цог хяярхн" (Божественный огонь, будь милостив!). Капли, конечно жe, должны быть небольшими, иначе так и до пожара недалеко.
Поводов совершить обряд "Цацл цацлгн" у калмыков великое множество: обязательно по праздникам Зул и Цаган. Вообще, этот обычай нужно обязательно совершать хотя бы один раз в год, как и приношение "дееж", молитвы.
Приезд дорогих гостей, конечно же, не обходится без угощения. За столом обязательно открывается бутылка горячительного. В этих случаях цацл цацлгн делается дважды. Хозяин дома, угощая гостей горячим свежесваренным чаем, первые капли посвящает огню. А затем, начав собственно застолье, разговоры, общение, открывают бутылку, привезенную гостем, и вновь первыми каплями угощают огонь. На свадьбах, открывая привезенную жениховой стороной еду, обязательно ставят дееж (приношение), а из бутылки первые капли брызгают в огонь.
Обряд "Цацал" совершает мужчина, причем делается это исключительно правой рукой. Женщине этот обряд делать не полагается. Если в доме нет хозяина, то цацл цацлгн вполне может произвести его сын или старший из родственников.
С недавних пор, когда калмыки стали праздновать свои дни рождения, на торжествах по этому поводу также можно совершать обряд "Цацал". "Другими словами, поводов совершать этот обряд предостаточно, старики всегда говорили о том, что для того, чтобы делать "цацал", нужно не терять голову. Ведь вино и водка - пища опасная. Недаром одна из популярных калмыцких поговорок гласит: "Водка портит все, кроме посуды". Многим стоит призадуматься над смыслом этой народной мудрости и стараться держать себя в узде. Обряд "Цацл цацлгн" не прризывает к тому, чтобы, раз открыли бутылочку, ее надо обязательно допить. Этот обряд далеко не ежедневный, и совершать его нужно только по значительным событиям.
Например, посещение родной земли, совершение большого молебна Водным, предкам, дому, потомкам. Когда люди несут подношения: конфеты, печенье, масло, молоко, мясо, водку и т.д., в этом случае обязательно совершается цацл цацлгн - первые капли спиртного нужно посвятить богам. Делается это таким образом: первые капли брызгают вверх на восток, следующие капли - к домам, если они есть, или на то место, где они раньше стояли, земле. Остатки же с молитвами и благопожеланиями выпивают люди.
Предки калмыков совершали цацал и в тех случаях, когда возвращаюсь издалека: останавливались еще в степи, на границе родного хотона, открывали бутылку и приносили небольшое приношение в виде первых капель напитка. Человек, таким образом, благодарил богов, что вернулся на родную землю в полном здравии. Считалось, что предки, ушедшие в мир иной, угощаются вместе с ним и радуются благополучному возвращению своего дитя.
Есть и другие важные события, коих в жизни любого человека очень много: например, вырос сын и уходит служить в армию или уезжает на учебу и т.д. Тогда, по традиции, калмыки освящают дорогу, желают удачи. Свершают и обряд "Цацл цацлгн", старшее поколение искренне верит, что нехитрая мудрость предков поможет молодым в дальнейшей жизни.
Провожая гостей в дорогу, также совершают "Цацал", говоря при этом: "Пусть бог огня сбережет вас в благополучии", чаще всего добавляют: "Пусть задуманное свершится, работа спорится, пусть радость не покидает вас, и не забывайте дорогу к этому дому!" После чего из бутылки всем наливают понемногу, запивают чаем и отправляются в путь дорогу.
Без "Цацала" не обходятся свадебные обряды. Выезжая за невестой, "отправляются в путь только после обряда "Цацл цацлгн". Но в разных местах этот обряд совершается по-разному: кто-то брызгает на огонь, кто-то - вверх, кто-то - через плечо, кто-то - в правый угол. Трудно указать, какой способ из них самый верный. Наверное, допустимы все, ведь в таком виде обряд дошел из глубины веков, значит именно так поступали предки. Важный нюанс: "Цацал" совершается только водкой; Вином этот обряд не совершают.
Родственники по отцу, причем это касается только мужчин, между собой считаются одной крови, одного огня, одного очага. Девочки, женщины к этому кругу не относятся, ведь когда девица выйдет замуж, она будет принадлежать к другому роду, семье мужа. Но если у девушки нет отца и матери, то выдают замуж ее дядья, братья, т.е. родственники по отцу, так называемые люди одного "Цацал" (одного огня, очага). И привезенную сватами водку брызгают в доме дяди, брата и т.д. Это допустимо. Нельзя выдавать девушку замуж из дома родственников по матери, так как это люди не одного рода, а потому обряд "Цацал" у них производить нельзя. Так что, если сирота собиралась замуж, она должна была во что бы то ни стало найти хоть дальнего родственника по отцу, чтобы из его дома ее увез свадебный поезд.
Конечно, обряд "Цацл цацлгн" связан прежде всего с употреблением водки. Но это совершенно не означает, что он призывает к пьянству, что в корне неверно, кто именно так понимает этот народный обычай. Смысл обряда в том, что калмыки традиционно почитают землю, огонь, предков, небеса. Последние, в свою очередь, всегда хранили своих детей, особенно в самые трудные для них времена.
Учитель:
Наш классный час посвящённый религиозным обрядам калмыцкого народа завершился. Я надеюсь, что сегодня, за эти круглым столом, вы узнали много интересного, познавательного и нового. А сейчас послушайте благопожелание:Склонив круглую голову
И преклонив колени,
Выбрав лучший из месяцев,
Выбрав лучший из дней,
Приношу в жертву белого барана
С желтой головой,
Прошу у огненной Окон-Тенгри
Счастья и благоденствия,
Хурэй! Хурэй!
Пусть восторжествует благополучие
От желто-пестрых коров,
Похожих на львов и с саженными рогами,
Аршинными бедрами.
Хурэй! Хурэй!
Пусть будет счастье от красно-коричневых
Овец с шелковистой шерстью,
Прекрасным хвостом и брюшиной.
Хурэй! Хурэй!
Пусть будет счастье от табуна лошадей
С растрепанными гривами и длинными хвостами.
Хурэй! Хурэй!
Пусть будет счастье от холощеного верблюда
И верблюжонка.
Хурэй! Хурэй!