Цель: Развитие познавательного интереса в процессе опытническо-исследовательской деятельности.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитание трудолюбия, бережного отношения к хлебу, уважительного отношения к труду.
- Воспитывать безопасное поведение дома.
Образовательные:
- Упражнять в самостоятельном обследовании предмета: рассматривать, щупать, нюхать. Познакомить с новым способом: определение веса - лёгче–тяжелее.
- Активизировать употребление в речи названий частей предмета, свойств материалов.
- Расширять представление детей о последовательности процесса изготовления хлеба.
Развивающие:
- Развивать у детей процессы мышления: сравнение, анализ и умозаключения
- Развивать воображение, творчество.
- Развивать навыки самостоятельной деятельности.
Предварительная работа:
- Чтение украинской народной сказки “Колосок”.
- Дидактическая игра “Угадай на ощупь” (определить с закрытыми глазами соль, сахарный песок, горох, муку, гречку).
- Драматизация сказки “Колобок”.
- Рассматривание и сравнение травяных и хлебных колосьев.
- Лепка из глины “печенье” для Машеньки.
- Чтение пословиц и поговорок о хлебе.
- Экскурсия на кухню по ознакомлению с окружающим “Как пекут пирожки”.
- Сюжетно ролевая игра “Семья”+ “Магазин”: готовим День рождения Машеньки.
- Организация предметно-развивающей среды:
- Подбор литературы в книжном уголке;
- Подбор иллюстраций;
- Создание игровой ситуации;
- Выставка работ детей: аппликация “Колосок”.
Индивидуальная работа:
С Никитой продолжать совершенствовать отчётливое произношение слов и звуков “ш-с”
С Костей и Андреем закрепить приём лепки – отщипывание от целого куска, сплющивание.
У Леры, Антона закрепить представление “величина”: геометрические фигуры могут быть разных размеров.
Методы, приёмы и здоровьесберегающие технологии:
- Наглядность.
- Игровые приёмы.
- Приёмы обследования с помощью анализаторов, сравнения.
- Художественное слово - пословицы, поговорки.
- Музыкальное сопровождение.
- Элементы психогимнастики.
- Элементы ортобиоза.
- Пальчиковая гимнастика.
- Элементы ТРИЗа (создание проблемной ситуации).
Оборудование:
Словарная работа:
Обогащение: Мукомол, молоть, растолочь, мелит, эластичное, выпечка.
Активизация: Отшелушить, зёрна, зёрнышко, тесто, месить, мягкое, твёрдое, колос, колосок, колосья.
Ход занятия
(Перед занятием дети моют руки)
В группу приходит петушок с колосками.
Петушок: ку-ка-ре-ку! (пауза). Это значит “Здравствуйте!”. Я так рад видеть вас (поглаживает, похлопывает детей, называя ласковыми именами). Вы все такие разные, а посмотрите на меня.
Дети рассматривают петушка, описывают его внешний вид (гребешок, бородушка, крылья, клюв…).
Педагог обобщает, проговаривая потешку “Петушок, петушок…”.
Петушок: “Я пришёл к вам из сказки”
Воспитатель: “Петушок, ребята наверняка узнали из какой сказки ты пришёл. (Ответы детей).
Петушок: А почему вы решили, что я из сказки “Колосок”? (Ответы детей).
Да, вы правильно ответили, вот у меня ….. (Показывает колоски).
(Ответы детей).
Помогите разделить пшеничные колоски от злаковых растений. (Рассматривание и сравнение злаковых и пшеничных колосков)
Воспитатель: “Вырос в поле дом, полон дом зерном”.
Воспитатель: Осенью люди убирают колосья пшеницы.
Петушок: А как вырос колосок, знаете? Люди посадили в землю вот такие маленькие зёрнышки. А чтобы они проросли, что ещё нужно? (Солнышко даёт тепло, дождик напоит их водой). Люди просили об этом: “Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко!” “Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай!”
(Физминутка)
“Золотое солнышко, |
Руки поднять вверх – потянуться Присесть, коснуться руками пола |
“Дождик, дождик, поливай! |
Вытянуть руки вперёд – сжимать и
разжимать пальцы “Стряхивать капли дождя” Руки в стороны – потянуть (вдох) Опустить вниз (выдох) |
Воспитатель: Посмотрите, в каждом колоске есть… зёрнышки. Давайте отшелушим колоски и достанем зёрна. С Никитой продолжать совершенствовать отчётливое произношение слов и звуков “ш-с”
(Исследование колосков, отшелушивание зёрен в миски – самостоятельная работа детей).
Воспитатель: Это хлебное зерно. Какое оно?
(Подбор детьми слов – определений: маленькое, твёрдое, золотистое, круглое…).
Воспитатель: Никита, сколько у тебя было колосков? (один) А у Иры?... У вас было по одному колоску. А сколько зёрен в каждом колоске? (Ответы детей). Нужен нам хлеб? (Ответы детей). Да, ведь хлеб – всему голова. Хлебушко – всему свету дедушка!
Петушок: (ставит цель) Помогите мне, детишки. Я хочу испечь разный хлеб для магазина, чтобы играть с вами и моими друзьями. Ведь мышата Круть и Верть…
Педагог подхватывает: “Знаем, знаем что они делали, правда, ребята?” (Рассказы детей).
Воспитатель: Ну, петушок, из этих зёрен можно сейчас сделать булочку или пирожок?
Петушок: А вы как думаете, ребята?
(Ответы детей).
Петушок: Конечно, надо сначала смолоть зёрна в муку. Хлеб созрел, но к нам на стол прямо с поля не пришёл.
Воспитатель: Мы будем делать муку из зёрен, молоть, сами. У меня есть ступка и пестик (действия педагог сопровождает рассказом). Очень трудная работа растирать вручную зёрна в муку (даёт попробовать детям).
Эту работу делают на заводе специальные машины – МУКОМОЛЫ – они мелют зёрна в муку.
Петушок: Я приготовил муку, соль и воду
(Петушок приглашает детей к столу с приготовленными продуктами. Дети надевают фартуки).
Рассматривание и исследование муки и соли, используя все анализаторы.
Воспитатель: Чем они похожи и чем отличаются?
Затем все ингредиенты ссыпают в миску воспитателю. Воспитатель месит тесто, а дети имитируют замес теста.
Психогимнастика (под ритмичную народную музыку выполняют движения с воображаемым тестом).
Воспитатель: Готовое тесто должно набраться сил, подойти. Мы его положим в кастрюлю и накроем.
Петушок: У меня для вас есть ещё один сюрприз (выносит поднос с хлебо – булочными изделиями разной формы).
Дети рассматривают выпечку, называют форму, величину (на что похож буханка - кирпичик, батон – овал, печенье- квадрат, треугольник, круг; обобщают вместе с воспитателем – всё это можно назвать одним словом “выпечка”.
У Леры, Антона закрепить представление “величина”: геометрические фигуры могут быть разных размеров.
Петушок: Выбирайте, что вы будете лепить?
Воспитатель: Вот и тесто наше подошло. Пора его разделывать.
Дети отрывают себе кусочки теста, обследуют его – мнут, пробуют на вкус, нюхают, рассказывают о своих ощущениях (тесто мягкое, эластичное...)
С Костей и Андреем закрепить приём лепки – отщипывание от целого куска, сплющивание.
(Дети лепят, звучит фоновая музыка).
Петушок подбадривает детей, педагог помогает.
Готовые изделия складывают на общий поднос. Рассматривают, любуются. (Снимаем фартуки, вытираем руки салфеткой).
Воспитатель: Какой аппетитный получился хлеб. Сейчас его можно есть? (Ответы детей).
Эти поделки для чего мы делали? (вспомнить поставленную цель – для игры в “Магазин”). Обобщение педагога: Вы правы, хлеб надо испечь. А детям можно одним включать плиту? Почему нельзя? Да, это опасно, можно обжечься. Что же нам делать? (Ответы детей).
Воспитатель: Петушок, как много мы сегодня узнали и успели сделать! Дети вспоминают, что они узнали, что делали (на основе предметного плана: колос, зерно, мука, тесто, хлеб).
Ну а, сделал дело… гуляй смело!”
П: Спасибо, ребята вам за помощь, за ваш труд. Я принёс вам угощенье, испечённые зёрна пшеницы. Они очень вкусные и полезные.
Вносит корзину с угощеньем и раздаёт детям и гостям.