Цели: формирование представлений о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.
Задачи:
- раскрыть существенные признаки природных зон, причины их разнообразия;
- объяснить их особенности размещения;
- углубить знания об основном законе широтной зональности;
- развивать умение работать с картами атласа, источниками дополнительной информации;
- воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.
Оборудование: карта природных зон Африки, климатическая карта Африки, карты атласа у учащихся, таблицы с изображением животных по природным зонам Африки, мультимедийная презентация, медиапроектор, экран, опорные схемы у каждого ученика.
Урок изучения нового материала с применением мультимедийной презентации.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Учитель (У): Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по Африке: узнаем, какие природные зоны находятся на этом материке, дадим им характеристику, познакомимся с новыми понятиями, заслушаем сообщения.
У: Дайте определение понятий: природная зона, широтная зональность, высотная поясность.
У: Назовите, пожалуйста, природные зоны, которые находятся на материке Африка от экватора к северу и от экватора к югу. (Учащиеся перечисляют природные зоны по карте “Природные зоны Африки”)
У: Что можно сказать о размещении природных зон от экватора к югу и к северу? (природные зоны повторяются).
- Почему природные зоны повторяются? (Так как повторяются климатические пояса).
У: Сделаем вывод: смена природных зон от экватора к северу и югу происходит из-за смены климатических поясов и подчиняется закону широтной зональности.
У: Итак, дадим характеристику трех природных зон: влажные экваториальные леса, саванны, пустыни. (Слайд №2)
В процессе работы будем заполнять таблицу.
Название природной зоны |
Географическое положение |
Климат |
Почвы |
Растения |
Животные |
Влажные экваториальные леса | |||||
Саванны и редколесья | |||||
Пустыни |
Влажные экваториальные леса. (Слайд №3)
Познакомимся с понятием влажные экваториальные леса (читают на слайде)
Где находится эта природная зона. (На экваторе).
У: На слайде предлагается план, по которому будем описывать природную зону. (Слайд№3)
У: Опишем климат по карте атласа, в котором находится эта природная зона.
В таблицу вносим данные: климатический пояс, воздушные массы, их признаки, средняя температура июля и января, количество осадков и режим их выпадения
Проверим правильность заполнения (На слайде № 4)
У: Определите по карте “Почвы мира”, какой тип почв преобладает во влажных экваториальных лесах. (Красно–желтые ферраллитные). (Слайд тот же)
У: Содержат много железа, органические вещества разлагаются до конца и не накапливаются. Обилие влаги приводит к непрерывному промыванию на большую глубину почв, происходит заболачивание.
У: Какие растения растут в этом лесу? (Слайд №5)
У: Что представляет из себя лес? Какие чувства вызывает он у человека, побывавшего там? Какие приспособления у растений существуют? Продолжаете заполнять таблицу.
У: Какие животные могут жить в этом лесу? (Слайд №6)
У: Какие у них приспособления? Почему во влажных экваториальных лесах мало крупных животных? Продолжаете заполнять таблицу.
У: И так, что же такое влажный экваториальный лес?
Вернемся к определению влажного экваториального леса. Выделите главное слово (словосочетание) и признаки.
Саванны и редколесья. (Слайд №7)
У: Познакомимся с определением саванна.
У: Где находится природная зона саванны и редколесья? (К северу и югу от природной зоны влажные экваториальные леса)
У: Самостоятельно по картам атласа опишите климат, в котором находится природная зона саванны (план описания климата тот же). (Проверка по слайду №8)
У: Определите по карте “Почвы мира”, какой тип почв преобладает в саваннах. (Красно-бурые). Слайд тот же. Почвы открываются по щелчку.
У: Плодородные, органические вещества накапливаются в сухой сезон.
У: По учебнику прочитайте и выпишите, какие растения растут в саванне. (Слайд №9)
У: В саванне большое количество травоядных животных, а также хищников. (Слайд №10) Почему?
У: Назовите их приспособления.
У: Что такое саванна? Вернемся к определению саванны. Выделите главное слово (словосочетание) и признаки.
Пустыни. (Слайд №11)
У: Познакомимся с определением пустыня.
У: Назовите пустыни Африки. Где они находятся? (Сахара – на северном тропике, Намиб на южном тропике, западное побережье).
У: Самостоятельно по картам атласа опишите климат, в котором находится пустыня Сахара (план описания климата тот же). (Слайд №12)
У: Опишем климат по картам атласа, в котором находится пустыня Намиб. Сравните климат пустыни Сахара и пустыни Намиб. В чем различие? (В пустыне Намиб средняя температура жаркого месяца +240, а в Сахаре +320).
У: Объяснить это можно тем, что юг материка – узкая часть, и океаны не позволяют суше сильно прогреться. Север – самая широкая часть материка. Тепло используется на нагревание песка (поверхности), который отдает его воздуху. Этим объясняется высокая средняя температура июля в Сахаре.
У: Определите по карте “Почвы мира”, какой тип почв преобладает в пустынях. (Пустынные тропические почвы).
У: Мало перегноя, много минеральных солей.
У: Из-за отсутствия дождей соли из почв не вымываются. При искусственном орошении на таких почвах можно получать хорошие урожаи. (Слайд тот же)
У: Назовите приспособления растений для жизни в пустыне? Впишите их в таблицу. (Слайд №13)
У: В пустынях есть оазисы, там растут финиковые пальмы и другая растительность
Оазис – участок в пустыне, где на поверхность выходят подземные воды.
У: Какие животные могут встретиться в пустыне? (Слайд №14)
У: Какие приспособления у животных для жизни в пустыне? (Слайд №15 приспособления открываются по щелчку).
У: Что такое пустыня? Вернемся к определению пустыни. Выделите главное слово (словосочетание) и признаки.
У: Мы совершили путешествие по материку Африка и описали природные зоны, опираясь на изученный материал, выполним практическую работу.
Практическая работа №11
“Определение причин разнообразия природных зон материка”.
Цель: 1. Определить причины разнообразия природных зон материка. 2. Анализировать и сопоставлять карты, делать на основе анализа и сопоставления карт обобщения и выводы.
Заполните таблицу. (Слайд №16 открывается по щелчку. По слайду проверяют правильность выполнения практической работы).
Последовательность работы.
По результатам анализа и сопоставления климатической карты Африки, карты природных зон Африки и карты климатических поясов и областей мира заполните таблицу.
Природная зона |
Климатический пояс |
Причины разнообразия |
Влажные экваториальные леса |
Экваториальный |
Много тепла и влаги. |
Саванны |
Субэкваториальный |
Смена сухого и влажного сезонов года. |
Пустыни |
Тропический пуст. |
Высокие температуры, мало осадков. |
Сделайте вывод: причиной разнообразия природных зон является разнообразие климатов.
3. Закрепление.
Распределите данный список по трем группам. (Слайд №17 по щелчку. Слово по щелчку исчезает из списка и появляется по щелчку в нужной графе.)
Устно выполняют задание.
- Влажный экваториальный лес
- Саванна
- Пустыня
Лианы, вельвичия, жираф, горилла, оазис, пальмы, баобаб, лев, верблюд, колючки, смена сезонов, длинные корни, антилопы, ярусность.
Домашнее задание. Слайд №18.