Цели:
- Познакомить с песенками Винни-Пуха, песней гномов. Обобщить знания детей по главе 3 книги А. Милна “Винни-Пух” в пересказе Б. Заходера.
- Развивать навыки правильного, сознательного, беглого, выразительного чтения; умение работать с книгой; устную речь, мышление, воображение, память, внимание.
- Воспитывать интерес к чтению, чувство дружбы и взаимопомощи.
Наглядность и оборудование: запись на доске темы – А. Милн “Винни-Пух” (в пересказе Б. Заходера); таблички со словами: Винни-Пух, Пятачок; сказочные герои (Винни-Пух, Пятачок, Афанасий); выставка детских рисунков; выставка детских книг и журналов “Винни-Пух”; магнитофон, кассета с записью песенок Винни-Пуха, детских песен; учебник, тетрадь по чтению, жетоны.
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический (чтение детей); частично-поисковый, проблемный, аналитический.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку чтения. Настройтесь на урок, на хорошую, активную работу.
II. Подготовка к восприятию.
1. Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим работать над произведением А. Милна “Винни-Пух” в пересказе Б. Заходера, обобщим ваши знания по главе 3 и узнаем что-то новое о Винни-Пухе и его друзьях.
2. Отгадывание загадки.
- А теперь отгадайте загадку:
Он и весел, и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник.
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник –
Медвежонок … (Винни-Пух.)
3. Отгадывание анаграммы.
- Молодцы! А теперь откройте тетрадь по чтению на стр.17, найдите задание 2. Прочитайте зашифрованное слово. (Пятачок)
III. Составление рассказа о Винни-Пухе и Пятачке.
- Выполним задание 3 на стр.17 тетради.
- Какими были по характеру Винни-Пух и Пятачок? Лишнее зачеркните. Прочитайте, что у вас получилось.
- Попробуйте составить рассказ о Винни-Пухе, используя материал задания 3. (Винни-Пух внимательный, любознательный, мужественный, решительный, упорный, но глупенький. Очень переживает из-за этого.)
- Расскажите о Пятачке. (Пятачок хороший друг, трусоват, но хочет это скрыть, глупенький.)
Проблема 1.
- Вы говорили, что Винни-Пух и Пятачок – друзья. Но Пятачок, испугавшись, хотел оставить Винни-Пуха одного. Так хороший ли Пятачок, на самом деле, друг? Найдите в тексте слова, которые доказывают, что Пятачок всё-таки тревожится за друга. (стр.132)
IV. Выборочное чтение отрывков, которые проиллюстрировал автор.
- Это – ваши рисунки к сказке А. Милна. К каким отрывкам вы их нарисовали? А теперь откройте книгу. Прочитайте отрывок, к которому художник нарисовал 1 (2,3) иллюстрацию.
V. Проверка домашнего задания.
Конкурс “Кто внимательный?”
- Дома вы приготовили по 2 вопроса, с помощью которых можно проверить, внимательно ли ребята читали сказку. Вы задаёте свои вопросы. За правильный ответ я буду давать жетон. Затем мы определим победителя: кто больше жетонов наберёт. И определим вопрос-победитель.
VI. Музыкальная физкультминутка.
VII. Сравнение образа Винни-Пуха в мультфильмах и книге.
- Поднимите руку, кто никогда до чтения книги в классе сказки не слышал о Винни-Пухе. Как вы узнали этого сказочного героя? (Смотрели мультфильм.)
- Читая сказку, каждый представляет себе своего медвежонка. В этом можно убедиться, пролистав разные издания книги А. Милна и рассмотрев ваши рисунки. По-разному представляют себе героев сказки художники. (Показываю иллюстрации книг, называю художников.) Два совершенно разных мультфильма сняты по сказке “Винни-Пух” американскими и русскими мультипликаторами.
- А вам какой мультфильм нравится больше? Почему?
- Мультфильм Ф. Хитрука снят по сценарию Б. Заходера. В нём много песенок Винни-Пуха, с которыми мы сегодня познакомимся.
VIII. Первичное восприятие.
- Прежде, чем читать песенки, давайте послушаем, как исполняет их “наш” Винни-Пух, артист Евгений Леонов. (Слушание аудиозаписи песенок Винни-Пуха.)
IX. Чтение песенок учащимися про себя.
- Прочитайте песенки Винни-Пуха про себя.
X. Работа над текстом песенок.
- Как называет свои песенки Винни-Пух? (Шумелки, вопилки.)
- Какая загадка во второй песенке?
- Что смешного во второй песенке?
- Какую игру слов вы заметили? (УРА – Ужасно РАды.)
- Почему надо ходить в гости по утрам?
XI. Выразительное чтение песенок.
- Давайте прочитаем песенки выразительно.
XII. Чтение авторского текста на стр.135.
- Прочитайте авторский текст на стр. 135.
Проблема 2.
- Кто же сочинил песенки Винни-Пуха: А. Милн или Б. Заходер? Зачем?
- Прочитайте на стр.135 подтверждение.
XIII. Песня гномов. Самостоятельное чтение про себя.
- Прочитайте “Песню гномов” про себя.
XIV. Проверка первичного восприятия.
- Какое настроение у гномов, когда они исполняют эту песню? (Задиристое, лихое, очень весёлое.)
XV. Чтение хором. Сравнение песенок Винни-Пуха и “Песни гномов”.
- Давайте прочитаем “Песню гномов” хором.
- Похожи ли песенки Винни-Пуха и песня гномов? (Нет.) Чем они отличаются? (Песенки Винни-Пуха светятся добрым юмором, в них размышления медвежонка. В песне гномов – призыв к действиям. Она как марш. Но в то же время, это песня-шутка.)
Проблема 3.
- Как вы думаете, почему художник на стр.135 нарисовал именно такого Афанасия?
XVI. Итог урока.
1. Итоговая беседа.
- О каких сказочных человечках мы читали?
- Кто вам больше всего понравился? Чем?
- Какую сказку вам захотелось прочитать полностью?
2. Домашнее задание.
- Выучить наизусть понравившуюся песенку. Сочинить свою ворчалку или шумелку (по желанию).
3. Оценивание работы учащихся.
- Урок окончен.
Список литературы:
- Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Уроки чтения по книге “Маленькая дверь в большой мир” (2 класс). Методические рекомендации для учителя. Изд.2-е, дополненное / / Серия “Свободный ум”. – М.: “Баласс”, 2001, 208 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2-м классе в 2-х ч. Ч. 1. – М.: “Баласс”, 2002. – 208 с., илл. (Серия “Свободный ум”).
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику “Маленькая дверь в большой мир”. 2-й класс. – М.: “Баласс”, 2002. – 64 с. (Серия “Свободный ум”)