Цели:
- Закрепить и систематизировать знания об условиях употребления мягкого знака на конце глаголов в повелительном наклонении;
- Продолжить закрепление знаний о побудительных предложениях.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок – приглашает на урок.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем урок.
2. Мотивация познавательной деятельности.
Показ слайда №1
- Ребята, скажите, пожалуйста, о какой теме мы будем говорить?
3. Сообщение темы урока.
Показ слайда №2
- Открываем тетради и записываем тему.
4. Целеполагание.
Показ слайда №3
- На уроке вы должны быть внимательны, любознательны и усидчивы, тогда все у нас получится.
5. Организация восприятия и осмысления новой информации.
Показ слайда №4
- Давайте внимательно рассмотрим таблицу и ответим на вопросы.
- На какие две группы согласных оканчиваются основы этих глаголов?
(на шипящие и не шипящие) - Зависит ли от мягкости или твердости согласных употребление после них мягкого знака?
(нет, не зависит. Какой бы ни был шипящий, после него пишется M) - А после не шипящих? (после мягких согласных пишется мягкий знак, а после твердых нет)
Показ слайда №5>
- Но следует запомнить, что после «й» мягкий знак никогда не пишется.
Показ слайда №6
- При прибавлении суффикса -ся и окончания -ть мягкий знак сохраняется.
- А теперь попробуем закрепить полученную информацию. Я диктую вам словосочетание, вы находите глаголы в повелительном наклонении и обозначаете орфограмму «Ь в глаголах повелительного наклонения». Начинаем объяснения по цепочке.
Орфографическая диктовка:
- Останьтесь дома, приготовьте обед, познакомьтесь с другом, нарежьте хлеб, избавьте от холода, лягте ровно, увеличьте расстояние представьте другу.
- Откройте свои словари и запишите слова.
Показ слайда №7
6. Физкультминутка.
- Вы работали старательно, слушали внимательно. Ваши глаза устали. Проведем гимнастику для глаз. Сначала по часовой стрелке глазами «обведем» круг, квадрат, треугольник. Затем наоборот, начиная с конца, против часовой стрелки «обведем» каждую геометрическую фигуру.
Показ слайда №8
7. Творческая разминка.
Показ слайда №9
- А сейчас мы вспомним орфограмму «Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи». Я диктую слова. Ваша задача – правильно записать их в нужный столбик.
- Финиш, дрожь, распишешь, мелочь, пахуч, режьте, мало удач, вояж, линюч, спрячьте, увлечь.
- А теперь взаимопроверка. Обменяемся тетрадями друг с другом (идет проверка),а теперь проверим ответы по слайду.
Показ слайда №10
- Итак, поднимите руки, кто справился с заданием без ошибок. Молодцы!
8. Работаем с учебником
Показ слайда №11
- Проверка работ.
9. Повторение побудительных предложений.
Показ слайда №12
- Прочитайте стихотворение А.В.Кольцова «Косарь».
- Найдите глаголы, обозначающие действие, к которым побуждает автор.
- В каких предложениях по цели высказывания они употребляются?
- Есть ли в этих предложениях подлежащее? (Нет, отсутствует, но названо лицо, к которому обращаются с просьбой, есть обращение)
- Произведите синтаксический разбор первого предложения
10. Подведение итогов.
- Пришло время оценить свои знания и умения.
Показ слайда №13
- Самооценка.
11. Домашнее задание.
Показ слайда№14
- Открываем дневники, записываем домашнее задание.
- Ребята, вы сегодня работали очень активно, молодцы!