Цель: изучение баллистического движения методом моделирования.
Задачи:
- Образовательные:
- повторить основные понятия по теме: «Баллистическое движение»;
- развитие умения работать с электронным учебником;
- научиться моделировать физические процессы с помощью компьютера;
- показать связь физики с другими предметами школьного курса;
- показать возможность использования полученных на уроках знаний в быту, технике, народном хозяйстве.
- Воспитательные:
- формирование интереса к предмету физике;
- развитие самостоятельности, коллективизма, дружбы при выполнении практического задания;
- совершенствование обще-учебные умения: планировать свои действия при моделирование процесса, подготовка рабочего места, оформление результатов наблюдений.
- Развивающие:
- развитие умения сравнивать, обобщать, выделять главное;
- развитие логического мышления;
- развитие творческой активности у учащихся;
- развитие навыков пользователя.
Вспомогательные мультимедийные материалы:
- Мультимедийный курс «Физика» Издатель ООО «Руссобит Паблишинг»;
- Мультимедиа CD-ROM «1С: Образовательная коллекция. Естествознание»;
- Виртуальная мини-лаборатория по изучению полетов тел, брошенных под углом к горизонту созданная учащимся физико-математического класса Григоровым Игорем под руководством учителя информатики Винокуровой Ольги Анатольевны.
Подготовка к занятию: Группа предварительно получает задание повторить материал темы: «Баллистическое движение».
Ход урока
План урока
Этап | Время (мин.) | Приемы и методы |
---|---|---|
1. Постановка учебной проблемы. Вводная беседа. | 3-4 | Сообщение учителя |
2. Тестовый контроль знаний | 10-15 | Индивидуальная, дифференцированная работа учащихся на компьютере. Беседа. Анализ результатов |
3. Исследование баллистического движения в виртуальной мини-лаборатории | 25-30 | Исследовательская деятельность учащихся. Беседа. Выводы по проделанным исследованиям. |
4. Подведение итогов | 3-5 | Беседа. Записи в тетради. |
1. Вступительное слово учителя
Учитель: - Сегодня наше занятие посвящено исследованию баллистического движения. Мы должны выяснить, как зависит дальность полета, максимальная высота подъема тела от таких характеристик как: угол к горизонту под которым брошено тело, начальная скорость движения тела брошенного под углом к горизонту, зависимость дальности полёта от силы сопротивления движению.
Помогут нам в нашей работе следующие ресурсы:
- Мультимедийный курс физики для 7-9 классов;
- Виртуальная мини-лаборатория по изучению полетов тел, брошенных под углом к горизонту (созданная учащимся нашего комплекса Григоровым И. под руководством учителя информатики Винокуровой О.А.).
2. Тестовый контроль знаний
Учитель: - Что бы наши исследования были плодотворны, мы проведем экспресс тестирование. Откройте программу физика 7-9.
Рисунок 1
- Выберите рубрику “Все о тестах”. Обозначьте галочкой 2 темы: “Основы кинематики” и “Гравитационные явления”.
- Вы все знаете свои силы. И сегодня я вам предлагаю дифференцированный подход в оценке знаний. Вы можете выбрать два уровня сложности простой и сложный. Нажмите кнопку приступить, убедитесь, что вы выбрали именно те рубрики, которые вам нужны и приступайте к тестированию.
Учащиеся в течение10-15 минут работают на компьютере. Выполняют тест.
Рисунок 2
Учитель: - Молодцы ребята вы отлично справились с поставленной пред вами задачей. Исследование баллистического движения.
- Следующим этапом нашей работы будет исследовательская деятельность. В этом нам поможет работа учащегося физико-математического класса Григорова Игоря под руководством учителя информатики Винокуровой О.А.
- Поставьте перед собой цель исследования.
Рисунок 3
Учащиеся: - Исследовать зависимость максимальной высоты подъема и дальности полета от угла, под которым тело брошено к горизонту, от начальной скорости, от высоты подъема тела над поверхностью земли, от наличия сил сопротивления движению
Учитель: - План проведения исследования указан на доске.
План исследования:
- Выявить зависимость максимальной высоты подъема и дальности полета от угла под которым тело брошено к горизонту. Ответить на следующие вопросы.
- Что представляет собой баллистическая траектория?
- Сравните дальность полета при 30 и 60. Сделайте вывод о зависимости дальности полета от угла, под которым тело брошено к горизонту.
- При каком угле бросания тела дальность полета будет максимальна.
- Выясните как зависит максимальная высота подъема тела от угла, под которым тело брошено к горизонту.
- Установить зависимость дальности полета и максимальной высоты подъема от начальной скорости движения.
- Как изменяется баллистическая траектория при увеличении (уменьшении) начальной скорости.
- Провести исследования два раза для случаев движение тела без учета сил сопротивления движению и с учетом сил сопротивления движению.
- Найдите зависимость скорости движения тела от высоты подъема тела над поверхностью земли.
- Исследуйте зависимость дальности полета и максимальной высоты подъема тела от наличия сил сопротивления движению.
- Как измениться траектория при наличии сил трения.
- Может ли баллистическая траектория, при наличии сил сопротивления, приблизиться к идеальной траектории. Когда это происходит.
- Можем ли совпадать баллистическая траектория, при наличии сопротивления движению, с идеальной траекторией.
Рисунок 4
Рисунок 5
3. Подведение итогов занятия
Учитель: - Наши исследования подошли к завершающему этапу. Я прошу вас сделать вывод о проделанной работе.
Учащиеся: - Сегодня на уроке мы провели исследования движения тела в поле силы тяжести брошенного под углом к горизонту. Установили, что вид баллистической траектории зависит от начальной скорости тела, дальность полета и максимальная высота подъема тела, а также от угла, под которым тело брошено к горизонту, от наличия сил сопротивления движению.