Портфолио в детской школе искусств

Разделы: Администрирование школы


Идея использования портфолио в системе образования в последнее время получает широкое распространение. Нужен ли портфолио преподавателю детской школы искусств? Какие материалы должны в него войти? Как его правильно оформить?

Проводя работу в этом направлении в течение 2007-2008 учебного года, мы пришли к выводу, что портфолио – это коллекция, набор работ (обычно в виде папки) преподавателя школы искусств за определенный период. Его цель – помочь педагогу систематизировать свой опыт работы; объективно оценить свои профессиональные умения; определить направление своего дальнейшего развития и претендовать (или не претендовать) на более высокую категорию при аттестации.

Если преподаватель работает над своим портфолио, он постоянно отслеживает ход и результаты учебного процесса, эффективность собственного преподавания, проводит самооценку своей преподавательской деятельности. Это способствует профессиональному росту педагога.

Строгих правил ведения портфолио нет, как нет и обязательного перечня входящих в него материалов. Обсуждая этот вопрос на педагогическом совете, мы решили, что в портфолио преподавателя школы искусств должны войти материалы за последние 5 лет, так как именно раз в 5 лет каждый педагог проходит аттестацию. Все эти материалы должны соответствовать требованиям к заявленной педагогом аттестационной категории.

На методическом совете мы разработали и на педагогическом совете утвердили примерную (но не обязательную!) структуру портфолио преподавателя детской школы искусств. Она может выглядеть так:

1. Введение.

 Это пояснительная записка, в которой преподаватель поясняет, какие именно материалы он включил в портфолио и почему.

2. Общие сведения:

- дата и место рождения;
- образование (что, когда и где закончил, специальность по диплому, копия диплома);
- стаж работы;
- квалификационная категория (копия аттестационного листа);
- сведения о повышении квалификации (копия свидетельства);
- награды и поощрения (копии грамот, дипломов, сертификатов и т.п.).

3. Методическая деятельность:

- авторские (рабочие, экспериментальные) программы;
- конспекты открытых уроков;
- методические разработки;
- письменный самоанализ уроков, классных и внеклассных мероприятий, эффективности используемых методов работы.

4. Работа с учащимися:

- описание творческих работ учащихся (это могут быть их собственные сочинения, переложения, обработки, аранжировки, программы сольных концертов);

- результаты участия в городских, районных, зональных, межзональных, областных, Всероссийских, Международных конкурсах, фестивалях, олимпиадах;

- участие в школьных и внешкольных мероприятиях.

5. Творческая деятельность преподавателя:

- сольные концерты;
- участие в конкурсах профессионального мастерства;
- участие в работе общественной педагогической филармонии Московской области;
- публикации;
- отчеты;
- инновационные проекты;
- аудио и видео материалы, фотографии.

6. Отзывы

- заключения;
- рецензии;
- рекомендательные письма;
- резюме;
- отзывы о работе в творческом коллективе.

К бумажной версии портфолио могут прилагаться видеозаписи, электронные, компьютерные презентации.

Составляя портфолио, важно собрать все имеющиеся документы, материалы и расположить их в определенном порядке. Каждый документ обязательно должен быть датирован. Если есть рецензия на тот или иной материал, необходимо указать должность и звание рецензента.

Так как работа над портфолио ведется в течении определенного периода, его нужно периодически пополнять соответствующими документами и отслеживать результаты своей работы в соответствии с поставленными целями.

Ведение портфолио представляется нам оправданным, если оно отражает путь преподавателя к успеху, доказывает его «состоятельность» в педагогической карьере.

Нужен ли портфолио ученику детской школы искусств? В общеобразовательной школе портфолио появилось в связи с введением обязательного профильного обучения. Это форма организации учебной деятельности, при которой учитываются интересы, склонности, способности, состояние здоровья ребенка, создаются условия для развития учеников в соответствии с их профессиональными намерениями.

В школе искусств всегда есть дети, которые намерены продолжить свое музыкальное образование в колледже. Значит, они уже определили сферу своих интересов, тот самый профиль, который является для них желанным, где они смогут проявить свои возможности и потребности. Готовясь к поступлению в колледж,они выбрали свою профессию, знают, кем они хотят быть в будущем , и это не случайный, а вполне осознанный выбор.

У таких детей вполне может быть свой портфолио, то есть портфель собственных образовательных достижений – результаты олимпиад, конкурсов, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.

Оформление своего портфолио позволяет сместить акценты с того, что ученик не знает и не умеет на то, что он знает и умеет; интегрировать количественную и качественную оценку; перенести педагогическое ударение с оценки на самооценку, показать все, на что способен.

Какие документы должны войти в портфолио ученика детской школы искусств? Лучшим вариантом представляется комплексный, в который входят: портфолио документов, портфолио работ и портфолио отзывов. Главным должен стать раздел «творческие работы». Педагог и ученик должны четко понимать, что составление портфолио – это не гонка за дипломами и грамотами. Важен не результат, а сам процесс участия в учебной деятельности и творческой работе.

Собирать материалы для своего портфолио должен сам ребенок. Педагог дает указания и рекомендации, как это лучше сделать, тем самым помогая ученику самоопределиться, разобраться в том, каковы его истинные предпочтения и возможности.

Не стоит стараться собрать как можно больше документов и материалов. Ученик должен четко понимать, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ. Такая работа поможет ученику повысить уверенность в собственных возможностях; разовьет познавательные интересы, сформирует готовность к самостоятельному познанию; сформирует умение анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; стремление к самосовершенствованию.

Литература

1. Рекомендации по построению различных моделей и  использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы Письмо ГУ ВШЭ от 28.12.0431-17/12-2929

2. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А.  Региональный опыт использования технологии портфолио в практике Российской школы // Методист.-2005.-№4.-С.31-36

3. Портфолио ученика. Оценка достижений школьника. Электронное пособие. Серия: Административное управление образовательным учреждением Компьютерная программа CD-ROM, 2007 г. Издатель: Издательство "Учитель"; Разработчик: Издательство "Учитель".