Урок математики во 2-м классе на тему "Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100. Закрепление" (традиционная система)

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепить устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100, умение решать задачи.

Задачи:

  1. Воспитывать интерес к урокам математики, любознательность.
  2. Познакомить с информацией о болоте, клесте.
  3. Развивать логическое мышление, память, внимание, математическую речь.

Оборудование: учебники, тетради, ручки, карточки, веера, сигнальные карточки, карта путешествия, рисунки с изображением героев, электронный учебник «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», слайды, магнитофон, переносная доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель: Какое домашнее задание вам было задано?
Дети: Дома нам нужно было решать задачу 6 на странице 59.
Учитель: Откройте тетради, обменяйтесь с соседом по парте. Проверим, как вы решили задачу.
(Один ученик читает решение задачи: 11 – 8 = 3 кассеты.)
Учитель: Поднимите руки, у кого получился такой же ответ. А есть ученики, кто решил задачу по-другому? Нет. Молодцы! Все решили задачу правильно. Незнайка предложил вам составить по желанию 2 обратные задачи и решить их. Поднимите руки, кто выполнил это задание. Молодцы!
(Ученик читает решение обратной задачи: 8 + 3 = 11 кассет.)
(Другой ученик читает решение 2-ой обратной задачи: 11 – 3 = 8 кассет.)
Учитель: Я передам Незнайке, что большинство учеников нашего класса справились с этим заданием.

III. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Учитель: Сегодня на уроке мы не только закрепим устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100, но и будем путешествовать вместе с героями одной книги. Кто они?
(Показываю рисунки с изображением героев.)

Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3

Дети: Это дядя Фёдор, кот Матроскин, собака Шарик из книги Э.Н. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».
Учитель: Тема урока: «Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100. Закрепление».

IV. Устный счёт.

Учитель: Путешествие будет интересным и познавательным. Но отправятся в путь лишь те ученики, кто успешно справится с заданиями, которые приготовили для вас Дядя Фёдор, кот Матроскин и собака Шарик.
(7 человек работают по карточкам. 2 учеников выполняют задание у доски.)

1-е задание.
Расставь двузначные числа в порядке возрастания прочитай слово.

19
е
66
д
34
в
22
д
80
ь
12
м
43
е

2-е задание.
Какие птицы выводили птенцов зимой?
Чтобы проверить свой ответ, реши цепочку примеров.

34 → (+6) ? → (-7) ? → (+9) ? → (-20) ? → (+4) ?

Дятел – 24
Клёст – 26
Скворец – 25

(Остальные учащиеся взяли веера.)
Учитель: Поиграем в игру «Молчанка».

Учитель: Игра «день-ночь».

Учитель: А сейчас проверим, как справились с заданием ребята у доски. Поднимите сигнальные карточки. Получилось слово медведь. Можно ли встретить медведя зимой в лесу?


Рисунок 4

Дети: Медведя нельзя встретить зимой в лесу потому, что он спит в берлоге.
Учитель: В это время он пищи не употребляет. За счёт чего живёт медведь?
Дети: Медведь живёт за счёт накопленного жира.
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на эти числа:

12
м
19
е
22
д
34
в
43
е
66
д
80
ь

Назовите двузначные числа, в которых количество десятков равно количеству единиц.
Дети: 22, 66. В этих числах количество десятков равно количеству единиц.
Учитель: Назовите числа, в которых количество десятков больше, чем количество единиц.
Дети: Это числа 43, 80.
Учитель: А теперь назовите двузначные числа, в которых количество десятков меньше, чем количество единиц.
Дети: Это двузначные числа 12, 19, 34.
Учитель: Проверяем 2-е задание. Какая птица выводит птенцов зимой? Чтобы проверить свой ответ, реши цепочку примеров. Поднимите сигнальные карточки. Правильно! Эта птица – клест.


Рисунок 5

А сейчас послушайте интересную информацию об этой птице.
(Использование электронного учебника «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».)
Учитель: В горах Краснодарского края обитают бурые медведи и клесты-еловики. Трудно зимующим птицам найти корм. Как мы можем им помочь?
Дети: Надо сделать кормушку для птиц и насыпать корм.
Учитель: Какой корм можно насыпать в кормушку?
Дети: В кормушку можно насыпать зерно, положить кусочки несолёного сала и хлебные крошки.
Учитель: Весёлая задачка.

Кормушку повесили дети для птиц.
Туда прилетели 10 синиц,
4 вороны, 6 снегирей,
Сорока-воровка и с ней воробей.
Кто же нам здесь побыстрее ответит,
Сколько же птичек увидели дети?

Дети: Дети увидели 22 птички.
Учитель: Внимательно посмотрите на экран. Составьте по краткой записи задачу и решите её.

Заготовила – ? ш.
Разгрызла – 8 ш.
Осталось – 20 ш.

Ученик: Белка разгрызла 8 шишек и осталось 20. Сколько шишек заготовила белка?
Учитель: Решите задачу устно, а ответ покажите на веерах.
(Дети показывают число 28.)
Учитель: Молодцы! Вы правильно решили эту задачу. Давайте вслух скажем решение этой задачи.
Дети: 20 + 8 = 28 (ш.). Ответ: 28 шишек.
Учитель: Задача на смекалку.

Чугуш Фишт Цахвоа

Чугуш, Фишт, Цахвоа – горы Краснодарского края. Гора Чугуш ниже горы Цахвоа, но выше горы Фишт. Назовите самую высокую гору в Краснодарском крае.
Дети: Цахвоа – самая высокая гора Краснодарского края.
Учитель: Правильно! Её высота – 3,345 м.

V. Закрепление пройденного материала.

Учитель: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и теперь можно отправляться на поиски клада по этому маршруту.
(Вывешиваю карту путешествия.)
Учитель: Итак, в путь!
(Звучит песня «Вместе весело шагать по просторам».)
Учитель: Дядя Фёдор со своими друзьями подошли к первому препятствию. Это зимний лес. Откройте тетради. Положите их с наклоном перед собой. Какое сегодня число?
Дети: Сегодня число – 7.
Учитель: Охарактеризуйте это число.
Дети: Это число однозначное, нечётное, в его записи используется одна цифра.
Учитель:Какой сейчас месяц?
Дети: Декабрь.
Учитель: 7 декабря. Какая орфограмма в слове «декабрь»?
Дети: В слове «декабрь» непроверяемая безударная гласная «е». Это словарное слово.
Учитель: Назовите орфограммы в словосочетании «классная работа».
Дети: В слове «классная» две буквы с, в слове «работа» надо запомнить безударную гласную а.
Учитель: Запишите в тетрадях число, «Классная работа». Творчество русского народа тесно связано с математикой. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами. Число 7 считается счастливым. Народ с большим удовольствием использовал его в своих пословицах и поговорках. Вспомните и назовите пословицы и поговорки с числом 7.
Дети: Семь раз отмерь – один отрежь. Семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ. Семь пядей во лбу и т.д.
Учитель: Итак, первое препятствие – это зимний лес. Чтобы его преодолеть, надо узнать, сколько в лесу деревьев, если хвойных – 20, а лиственных – на 18 больше. О чём говорится в задаче?
Дети: В задаче говорится о деревьях.
Учитель: Какие деревья растут в лесу?
Дети: В лесу растут хвойные и лиственные деревья.
Учитель: Что известно в задаче?
Дети: Известно, что в лесу 20 хвойных деревьев, а лиственных на 18 больше.
Учитель: А что нужно узнать?
Дети: Сколько всего деревьев в лесу.
Учитель: Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
Дети: Мы не можем ответить сразу на вопрос задачи потому, что не знаем, сколько лиственных деревьев в лесу.
Учитель: А можем ли мы узнать, сколько лиственных деревьев в лесу?
Дети: Да.
(К доске идёт один ученик. Он решает задачу у доски. Остальные учащиеся – в тетрадях.)

Задача:
Х. – 20 д.
Л. – ? на 18 д. Б – ? д.
1) 20 + 18 – 38 (д.) – лиственных;
2) 20 + 38 = 58 (д.) – всего.
Ответ: 58 деревьев.

Учитель: Молодцы! Вы правильно решили задачу. А теперь мы узнаем, кто из героев книги Э.Н. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» быстрее выберется из леса. Есть три вида карточек.

  • Карточку 1 предлагает дядя Фёдор. Он очень хорошо считает, учится в школе, поэтому на карточке с его именем самые трудные примеры.
  • Карточку 2 предлагает кот Матроскин. Он считает чуть хуже, поэтому на карточке с его именем примеры чуть легче.
  • Карточку 3 предлагает собака Шарик. Он считает с трудом, поэтому на карточке с его именем самые лёгкие примеры.

Подумайте, какому герою вы могли бы помочь решить примеры. Выберите себе карточку и приступайте к работе.



(Дети решают примеры самостоятельно, записывая их в два столбика.
К доске идут 2 ученика с первого и второго рядя, они решают на обратной стороне доски примеры с карточек 1 и 2. А ученик с третьего ряда решает примеры с карточки 3 на переносной доске.)
Учитель: Давайте проверим, смогли ли вы помочь Дяде Фёдору, коту Матроскину и собаке Шарику. Проверяем с помощью сигнальных карточек, как решили 3 ученика эти примеры.
Учитель: Молодцы! Вот мы и прошли лес. А сейчас немного отдохнём.

Физкультминутка.

Звучит музыка, дети под музыку делают упражнения.

Учитель: Путешествуем дальше.
(Звучит песня «Вместе весело шагать по просторам».)
Учитель: Перед нами новое препятствие – река, а моста нет. Только брёвнышко с одного берега на другой перекинуто. И на нём задание. Справятся герои с этим заданием, значит, удержатся на брёвнышке и перейдут через реку. Поможем справиться с этим заданием?
Дети: Поможем.
Учитель: Откройте учебник на странице 60, задание 7.
Прочитай выражение и выпиши те, значения которых равны 8.
Это задание выполняем по цепочке, начиная с 1 ряда.
Комментированное письмо.

12 – 4 = 8
20 – (7 + 5) = 8
(26 + 4) – 22 = 8
14 – (26 – 20) = 8
15 – (10 – 3) = 8

Учитель: Ребята, с вашей помощью герои благополучно миновали реку и продолжают свой путь.
(Звучит песня «Вместе весело шагать по просторам».)
Учитель: Дядя Фёдор, кот Матроскин и собака Шарик оказались перед болотом. Послушайте внимательно, что такое болото.
(Использование электронного учебника «большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».)
Учитель: Какая орфограмма в слове «болото»?
Дети: В слове «болото» непроверяемая безударная гласная «о».
Учитель: Перебраться через болото можно по кочкам. Надо перепрыгивать с кочки на кочку. Давайте поможем нашим героям перебраться через болото.

Игра «Найди путь».

Учитель: Молодцы! Справились и с этим препятствием. Двигаемся дальше.
(Звучит песня «Вместе весело шагать по просторам».)
Учитель: Следующее препятствие – горка. Чтобы подняться на неё, внимательно посмотрите на экран. Расположите единицы измерения длины, начиная с наименьшей.

дм м см кг мм

(Работа в парах.)
Учитель: Проверяем, как вы выполнили это задание.
(Один ученик читает: мм, см, дм, м.)
Учитель: Почему вы не записали кг?
Дети: кг – это единица измерения массы.
Учитель: Молодцы! Вы смогли подняться на горку.
Ребята! 7 декабря – Екатерина, Катерина-санница. В этот день на Руси открывался санный путь и устраивались гонки на санках.
За горкой на поляне стоит одинокая берёза. Под этой берёзой и зарыт клад. Мы сейчас проведём эстафету: «Кто быстрее на санях доберётся до клада». Эстафета эта математическая. Вам нужно быстрее и правильно выполнить все задания в тесте. Кто первый справится с этими заданиями, правильно их выполнит, тот и станет победителем этой эстафеты.
Взяли листочки. Приступайте к выполнению этого задания.

Тест.
Устное сложение и вычитание в пределах 100.

1. Сумма двух слагаемых 80, первое слагаемое – 30.Найди второе слагаемое.
Ответы: 1) 30, 2) 50, 3) 40.
2. Увеличь 60 на 37. Ответы: 1) 97, 2) 87, 3) 78.
3. Уменьшаемое 54, вычитаемое 40. Найди разность. Ответы: 1) 94, 2) 14, 3) 4.
4. Уменьшаемое 30, разность 8. Найди вычитаемое. Ответы: 1) 38, 2) 28, 3) 22.
5. Сравни выражения и поставь вместо звёздочки знак: 1) 30 + 70 * 80 + 20. Ответы: 1)>, 2)<, 3)=
6. Сравни значения величин и поставь вместо звёздочки знак: 5дм 8 см * 8дм 5 см.
Ответы: 1) >, 2) <, 3) =.
7*. Какое число надо прибавить к 47, чтобы получить сумму чисел 20 и 30?
Ответы: 1) 4, 2) 3, 3) 10.

(Учитель проверяет карточки.)
Учитель: Первым добрался до клада … ученик. Проверяем, как он выполнил все задания теста.
(Ученик читает ответы: 50, 97, 14, 22, =, <, 3.)
Учитель: Поднимите сигнальные карточки. Опустите. Молодец! Все задания выполнил правильно. Клад перед нами. Какой красивый сундук! В нём что-то есть. Хотите узнать, что? Его надо открыть. А для этого надо сказать, из каких геометрических фигур состоит этот сундук.

Дети: Сундук состоит из геометрических фигур: прямоугольника и треугольника.
Учитель: Найдите периметр прямоугольника, изображающего сундук, если его длина 20 см, ширина 10 см (устно).
Учитель: Как найти периметр прямоугольника?
Дети: Чтобы найти периметр прямоугольника, надо сложить длины всех его сторон.

Задача.
Р = 20 + 20 + 10 + 10 = 60 (см)
Ответ: Р = 60 см.

Учитель: Молодцы! Все препятствия мы преодолели с дядей Фёдором, Матроскиным и Шариком. И теперь по праву мы можем открыть сундук. Что же в нём? Монеты!
(Учитель раздаёт шоколадные монеты.)

VI. Подведение итогов урока.

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Понравилось вам это путешествие?
Дети: Путешествие нам очень понравилось.
Учитель: Какие приёмы мы закрепили сегодня на уроке?
Дети: Сегодня на уроке мы закрепили устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100.

VI. Домашнее задание.

Учитель: А теперь послушайте внимательно домашнее задание. Каждый герой дает вам своё задание. Собака Шарик – найти пословицы и поговорки с числом 7. Кот Матроскин - № 19, стр.63. Проверь правильность вычислений. Спиши, исправляя ошибки. Дядя Фёдор – задание на сообразительность на странице 62 внизу. Откройте дневники, запишите домашнее задание. Урок окончен. Спасибо за урок!