Цели урока:
- Формировать умение, выделять согласные в слове;
- Различать парные и непарные, звонкие и глухие согласные;
- Развивать умение сопоставлять произношение и написание слов.
Оборудование: слайды презентации «В гостях у согласных звуков», тесты – карточки у каждого ученика, сказочные персонажи.
Ход урока.
I. Организационный момент
Ребята, сегодня к нам на урок пришёл ёжик. (приложение слайд 2)
Он хочет научиться грамотно писать письма своим друзьям. Ему нужно многому у вас научиться. Возьмём его? (Да) Мы продолжим путешествие в мире звуков и букв вместе с ним. Пришло время познакомиться с новыми героями.
II. Минута чистописания.
III. Словарная работа
Игра «Угадайка»
На доске:
Д в ч к, м л ь ч к, к р н д ш, м л к, м с к в, р с с.
Узнайте, что это за слова и запишите. Проверьте по словарику. Кто из вас догадался, какие звуки встретятся нам в путешествии? (Согласные)
Учащиеся записывают слова в тетради.
IV. Физкультминутка
Мы танцуем «Хлопай – топай»
Утром, днем и вечером!
Лучший танец –
«Хлопай – топай»,
Когда делать нечего…
Кем бы ни был ты – отличник,
Иль совсем наоборот,
Разучите танец этот
И танцуйте целый год!
V. Беседа о согласных звуках
Наш знакомый ёжик тоже захотел узнать все секреты звуков и букв русского языка. Он обнаружил, что согласные звуки очень разные. Есть среди них звонкие – звонкие звуки. Они состоят не из шума, а из голоса. Отсюда и их название «сонорные». На другом языке слово голос звучит, как слово «сонор». Обозначаются сонорные звуки 5 буквами:
л, м, н, р, й.
1) Прочитайте составленные с ними слоги и соедините рифмующие с ними картинками.(приложение слайд 3 ) Молодцы ! Правильно!
2) Кроме сонорных, есть ещё просто звонкие согласные звуки:
б, в, г, д, ж, з.
3) Для того, чтобы чётко и понятно произносить звонкие согласные звуки, существует большое количество скороговорок. Прочитайте каждую скороговорку и назовите какой из согласных звуков в ней отрабатывается.
- Белые бараны били в барабаны.
- Вкусная халва – мастеру хвала.
- Даша дарит Дине дыни.
- Зоиного зайку зовут Зазнайка.(приложение слайд 5 )
Отлично!
4) Посмотрите, а сколько в этом предложении букв, обозначающих сонорные согласные звуки, сколько букв, обозначающих звонкие звуки и сколько букв, обозначающих глухие согласные звуки.
- Глаза боятся, а руки делают. (приложение слайд 7 )
- Хорошо! Запишите предложение в тетрадь. Поставьте над каждым словом знак ударения.
Наш ёжик так сильно старался больше узнать, но не выдержал и уснул. Он же ещё маленький (приложение слайд 9). А во сне ему приснился сказочный бал, куда были приглашены все буквы. Там они разбились парами и стали танцевать. Гласные с гласными, а согласные с согласными. Неповоротливость согласных немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия.
- Сколько же парных согласных? (12)
- А теперь построим их парами.
Учитель записывает на доске, а дети в тетради:
Б В Ж Г Д З
П Ф Ш К Т С
Звонкие буквы звонко отбивали ногами в такт музыке и весело выкрикивали свои имена.
- Назовите звонкие парные согласные (Б, в, ж, г, д, з.)
А вот глухие были глухи к музыке и поэтому робко шептали, как эхо, имена своих подруг.
- Назовите их. (П, ф, ш, к, т, с.)
VI. Закрепление пройденного
А теперь прочитайте слова в тестах – карточках, на место пропусков поставьте буквы, парные тем, которые стоят в соседних словах.
Борт | – порт |
Сова | – софа |
Голос | – колос |
Тень | – день |
Жар | – шар |
(приложение слайд 10)
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями! На этом балу были и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать, только стояли и смотрели. Но о них мы узнаем в следующем путешествии.
VII. Итог урока
- На какие группы можно разделить согласные буквы?
(приложение слайд 12)
Литература.
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.,2001.
- Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н.Учим русский с увлечением: Часть речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1- 4 класс. – М.5 за знания, 2005.
- Жиренко О.Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по русскому языку. –М.,2006.
- ООО «Кирилл и Мефодий» Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1 класс. Электронный учебник. Москва, 2007.
- Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект – центр, 2001.