Урок русского языка во 2-м классе "Понятие о парных звонких и глухих согласных"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: изучение нового.

Форма проведения: урок – путешествие.

Цели и задачи:

  • формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки;
  • упражнять в написании слов с парными согласными;
  • развивать наблюдательность, внимательность, орфографическую зоркость;
  • учит аккуратности в работе;
  • развивать устную речь;
  • обогащать словарный запас;
  • формировать интерес к изучению родного языка.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания.
  3. Повторение пройденного.
  4. Сообщение темы урока.
  5. Обобщение знаний.
  6. Грамматическая сказка.
  7. Закрепление изученного материала.
  8. Самостоятельная работа.
  9. Физкультминутка.
  10. Закрепление изученного материала.
  11. Занимательное задание.
  12. Итог урока.
  13. Домашнее задание.
  14. Выставление оценок.

Ход урока

Этапы урока Содержание          Примечания         
1. Организационный момент. Приветствие учащихся.  
2. Минутка чистописания.

- Сегодня нас ждёт удивительное путешествие в королевство Азбуковедение.

- У ворот королевства нас встречают стражники, их 12 – это буквы б, з, г, ж, в, д, п, с, к, ш, ф, т.

Рекомендуется показать детям рисунок с изображением королевства и букв.

- Запишем эти буквы себе в тетрадь.

Учитель показывает на доске, напоминает алгоритм написания букв.

 
3. Повторение пройденного.

- Итак, какие это буквы?

- Что вы скажете о согласных на верхней строке?

- А согласные на нижней строке?

- Чем отличаются звонкие согласные от глухих?

- Кто может ещё раз назвать «стражников»?

 
4. Сообщение темы урока.

- Запомните:

Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.

Глухие согласные состоят только из шума.

Правило вывешивается на доску. Дети читают его хором.

- В русском есть парные и непарные согласные звуки. Прочитаем объяснение в учебнике (стр.88)

- Прочтите непарные согласные звуки: сначала звонкие, затем глухие.

- Вернёмся к парным согласным, мы их записали в тетради.

 

5. Обобщение знаний. Объяснение учителя.

- Эти буквы – двойняшки нужно хорошо выучить, так как с ними ещё будет много хлопот. А хлопоты заключаются в том, что звонкие на конце слова оглушаются и нужно знать (с помощью проверочного слова), какую букву следует писать. Нужно изменить слово так, чтобы согласный слышался ясно: дуб – дубок, глаз – глаза.

 
6. Грамматическая сказка.

- И вот мы в королевстве. А что это за шум?

- Это спорят согласные.

Спор согласных

- В таких словах , как гриб, зуб, мороз, город, глаз нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, -твердили звонкие согласные.

- Нет, неправда. Нужно писать глухие согласные,- говорили глухие. Они не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.

- Попробуйте доказать, что в словах огород, дуб, зуб, колхоз, обед нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую,- усмехались глухие согласные.

Звонкие приуныли, они не знали, как себя защитить.

- Ребята, а вы могли бы выручить звонкие согласные?

Им на помощь пришёл мудрейший советник короля – всемогущий «Правило».

- Парные звонкие и глухие согласные надо проверять. Для этого нужно изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук. Например: дуб – дубы, обед – обеды, мороз – морозы. Звонкие поблагодарили «Правило» за оказанную помощь и пошли мириться с глухими согласными.

 
7. Закрепление изученного материала.

Упражнение на развитие орфографической зоркости – «Исправь ошибки».

- Вот идут наши буквы и плачут, им обидно, ведь их перепутали. Ребята, опять нужна ваша помощь. Посмотрите на этот стишок.

На доске приготовлена запись.

За деревней – лук,
А на грядке – луг.
А по речке – плод,
А на груше – плот.

-Ребята, исправьте ошибки. Найдите все орфограммы и объясните их правописание.

-Запишите текст в тетрадь.

 

8. Самостоятельная работа по учебнику.

- Нас увидел мудрый советник и говорит: «Выполните задания, и я познакомлю вас с королевой Азбукой».

- Она очень хочет загадать вам загадки, но сначала найдите слова, которые отличаются одним звуком. Охарактеризуйте эти звуки. (Упражнение № 161)

- Рассмотрим предложенные слова. Произнесите первый звук в каждой паре слов. Сравните их.

- Какой звук произносится с голосом и шумом?

- А какой - только с шумом?

После обсуждения учащиеся выполняют № 162.

 

9. Физкультминутка.

Текст на доске:

Назвали все предметы по порядку,
Теперь вас приглашают на зарядку.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

- Кто был самый внимательный? Какие слова из текста имеют орфограммы, требующие проверки?

 

10. Закрепление изученного материала.

- Вот мы и попали в гости к королеве . Она приготовила для вас загадки.

Берега зелены,
Вода красная,
Рыбки чёрные. (Арбуз)

Под сосною у дорожки,
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы. (Гриб)

Зимой в поле лежал,
А весной в реку побежал. (Снег)

-Один ученик записывает слова отгадки на доске, остальные - в тетрадь. Рядом нужно указать проверочное слово.

 

11. Занимательное задание.

- Ваша работа так понравилась королеве, что она решила подарить нам ещё одно очень интересное задание: «Подбери нужные слова».

На доске вывешивается плакат.

- - - - - ж - -

- - - - ж - -

- - - ж - -

- - ж - -

- Внимательно слушайте задания.

  1. Как называется избушка, где живёт сторож?
  2. Украшение в ушах.
  3. Твёрдая застёжка на поясе.
  4. Часть стола или стула.

- Молодцы. Все слова подобрали, назвали, а теперь запишите их в тетрадь. Посмотрим, кто был самым внимательным.

 

12. Итог урока.

- Итак, чтобы мы могли открыть засов на воротах и покинуть королевство, вам нужно отгадать шараду.

С глухим траву она срезает,
Со звонким – листья объедает. (Коса – коза)

- Какие звуки в словах разные?

- Какой звук произносится с голосом?

- А какой – без голоса?

- Как мы назовём звуки? (Парные)

- Какие ещё пары звуков вы запомнили?

- Назовите звонкие парные согласные.

- Назовите глухие парные согласные.

- Как проверить парную согласную?

 

13. Домашнее задание.

Выучить правило на стр. 88,

выполнить № 164.

 

14. Выставление оценок. Похвала.

-Ребята, вы замечательно поработали.

Молодцы. Спасибо. Урок окончен.