Цель: дифференциация звуков С’ – З’ в прямых слогах, словах и предложениях с прямыми слогами, упражнять в преобразовании предложений, развивать внимание, память, мышление, фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза.
Материал: карточки с зашифрованными словами, карточки звуков (С’ , З’ ), схемы звуков, слоговая таблица, карточки со слогами, кроссворды.
Ход урока
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика
- Изолированное произнесение звуков С’ – З’, З’ – С’ (рука на горле контролирует изменения).
- Соотнесение звуков и букв.
- Сравнительная характеристика звуков (Приложение 1)
- Дифференциация звуков в слогах.
- Игра “Зашифрованные слова”.
- Составление слов из слогов. Игра “Собери слова”.
- Разгадывание кроссворда . (Приложение 2)
- Переставь местами буквы и назови времена года:
ЕСЬОН (осень)
МАИЗ (зима)
Пальчиковая гимнастика.
“Птенчики в гнезде” - обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить, то же другой рукой.
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
Игра “Найди дорожки” (лабиринт)
-Подумай, чем отличаются при произнесении эти звуки? (участие голоса).
-Подбери к каждому звуку схему:
-Чем похожи звуки? (дать характеристику)
-Чем отличаются?
а) Слоговая таблица (звуки С’, З’ заменены символами):
б) Игра “Наоборот”.
ся – ся - … (зя - зя)
зё – сё - … (сё - зё)
-Прочитай слова, заменив значки на звуки.
+ев =ядь =има ви=ит =иний
=ев +ять +има ви+ит +елёный
- Какая пара слов “лишняя”? Почему?
-Назови слоги со звуком C’, со звуком З’.
- дерево
- топливо для автомобиля
- полевой цветок
- печатное издание
- сухофрукты из винограда
- сухая трава (корм для домашних животных)
- место продажи товаров
- домашняя птица
- Игра “Раздели картинки Симе и Зине”.
-Надо разделить картинки между девочками. С каким звуком ты дашь картинки Симе? А Зине? Назови эти картинки.
11.Преобразование предложений по образцу:
У Симы васильки. – Это Симины васильки.
У Зины газета. –
У Симы кассета. –
У Зины изюм. –
У Симы кисель
12.Разучивание стихотворения.
Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Ещё не запылённая
Зелёная листва.
13.Домашнее задание.
Обвести и назвать картинки на звук С’ синим карандашом, на звук З’ – зелёным (Приложение 4), разгадать кроссворд (Приложение 5), повторить стихотворение.