Профессиональная ориентация школьников с нарушением интеллекта на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Разделы: Школьная психологическая служба


Процесс социализации детей с нарушением интеллекта сложен, а их интеграция в общество по окончании школы проблемна и далеко не всегда успешна. Интеллектуальная недостаточность обязательно означает значительное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества. Одной из основных задач коррекционной работы с детьми с нарушением интеллекта является их социальная адаптация. Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении. Необходимо формировать у детей жизненные устремления, связанные с выбором будущей профессии, рассказывать о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия, учить правильно называть трудовые действия и некоторые орудия труда, инструменты, помочь выбрать доступную, интересную и нужную для общества профессию, в соответствии с их возможностями и склонностями.

 Поэтому и на коррекционных занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов я уделяю внимание профориентационной работе. Данный учебный предмет является специфическим для обучения умственно отсталых школьников. Мной были разработаны и апробированы интегрированные коррекционно-развивающие занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 5-6 классов, связанные между собой темой «Профессии», в которых расширяются представления детей о таких профессиях как цветовод, повар, сапожник, портной, столяр. слесарь. парикмахер, шофер.

Цель занятий: Расширить у детей знания и представления о профессиях, о содержании и результатах работы;

Задачи:

  • развивать, тренировать и корригировать познавательные процессы у детей (восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
  • развивать чувственный аппарат на основе сенсорных эталонов;
  • стимулировать интерес к учебной и игровой деятельности;
  • формировать позитивную мотивацию к получению профессии;
  • обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Структура занятия

  1. Вводная часть – игры, упражнения, направленные на положительное отношение к занятию, ведущему, членам группы, на сплочение и эмоциональный настрой.
  2. Основная или рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Применяются различные упражнения на развитие и коррекцию психических познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, коммуникативной функции общения, мелкой моторики, объединенные темой «Профессии».
  3. Релаксационный тренинг – техники, снижающие психо-мышечное напряжение. (Сказкотерапия, психогимнастика).
  4. Заключительная часть – арттерапевтические упражнения (рисунки, аппликации, игры, этюды) на выражение эмоционального состояния детей, рефлексии, коллективные работы.
  5. Прощание – отработка механизмов расставания.

Практика проведения занятий подтверждает, что для решения поставленных задач наиболее эффективно сочетание музыкотерапии, сказкотерапии и изобразительной деятельности. Что это даёт? Во-первых, у детей появляется возможность реализовать свои творческие способности, так как они фантазируют; во-вторых, в игровой форме происходит обогащение словаря детей, развиваются коммуникативные умения; в-третьих, у детей развивается познавательная активность и конечно же, в занимательной форме происходит знакомство с профессиями..

На занятиях применяю элементы изобразительной деятельности с применением нетрадиционных материалов и техник, таких как, например, аппликация из бумаги в технике «обрыва», «скатывания бумаги», рисование пальчиками, ладошками и др. Всё это способствует развитию у детей: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости, воображения, творческих способностей.

Также применяю сказкотерапевтические приёмы. Сказка побуждает ребёнка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, профессиях, предметах, новый эмоциональный опыт.

Содержание общения на коррекционном занятии по развитию психомоторики и сенсорных процессов связано с развитием творческих, коммуникативных, рефлексивных, мыслительных способностей детей в интерактивной игре (сочинение сказок, подражание людям разных профессий и т. д.).

Реализация на занятиях дидактических игр позволяет осуществить моторно-двигательное развитие детей, активизировать сенсорно – двигательную координацию.

Занятия строю на синтезе нескольких видов восприятия и воображения. Детям предлагаю «шагнуть» в глубь изображения, на цветочную поляну, представить себя семечком, а затем цветком; «примерить на себя» ту или иную профессию.

Независимо от методов, приёмов и техник, используемых на занятиях, главное - помочь ребёнку осознавать себя и своё место в окружающем мире, формировать позитивную мотивацию к получению профессии, оказывать содействие в развитии и личностном росте ребёнка.

При ознакомлении с конкретной профессией я учу воспитанников рассказывать о том или ином виде труда в определённой последовательности. Для этого на доске вывешиваю таблицу со следующими пунктами:

  • Название профессии;
  • Необходимые для работы предметы;
  • Трудовые операции;
  • Результат труда.

По каждому из этих пунктов в течение занятия провожу необходимую словарную работу, использую разные виды наглядности , демонстрационный и раздаточный материал

На заключительных занятиях уточняю и закрепляю знания детей о профессиях. В ходе занятий постоянно создаю ситуацию успешности каждого ребёнка. Такой подход помогает детям свободно выражать свои мысли и чувства. Дети с удовольствием выполняют задания, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу. У детей расширяются представления о профессиях, вырабатываются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению, приобретаются навыки совместной деятельности, общения.

Коррекционно-развивающее занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 5-м классе специальной (коррекционной) школы «ПРОФЕССИЯ ЦВЕТОВОД»

Цель: Дать представления о профессии цветовода, о содержании и результатах работы.

Задачи:

  • учить правильно называть трудовые действия и некоторые орудия труда.
  • развивать, тренировать и корригировать познавательные процессы у детей (восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
  • создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов;
  • стимулировать интерес к учебной и игровой деятельности;
  • формировать позитивную мотивацию к получению профессии.

Упражнение «Приветствие»

Педагог: Здравствуйте ребята! Я рада всех видеть!

Нас сегодня приветствует прекрасный цветок. Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу. (Дети передают цветок друг другу, здороваются и улыбаются.)

Педагог: Я прочитаю стихотворение, а вы догадайтесь, какая сегодня будет тема занятия.

Стихотворение «Кем быть»

Сколько есть профессий разных,
Все их нам не перечесть:
Есть врачи и водолазы,
Токари, шахтёры есть.

Учит в школе нас учитель,
А портной костюмы шьет.
Строит новый дом строитель,
Капитан корабль ведёт.

Главное – не ошибиться,
Выбирая, кем же стать?
Парикмахером, певицей,
Или на луну слетать.

Поговорим мы сегодня о профессии. Что такое профессия?

Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь.

Педагог вывешивает таблицу:

Название профессии;

Необходимые для работы предметы;

Трудовые операции;

Результат труда.

Кем я стану? Может быть,
Буду я цветы растить.
Я прекрасный цветовод,
Цветы выращиваю весь год.
У меня в саду теплица,
Где зимой поет синица.

Сегодня на занятии мы познакомимся с профессией цветовода.

Кто такой цветовод, чем он занимается? Какие орудия труда ему необходимы?

Цветовод – это человек, который выращивает декоративные растения для высадки в садах, скверах, парках. Выращивает цветы на рассаду, на срезку для букетов. Выращивает растения в цветочных горшках для украшения в помещениях.

Необходимые для работы предметы: лопата, лейка, ножницы

Упражнение «Определение»

Цель: сформировать у ребёнка умение и навык составления определений..

Цветовод – это человек, который…

Клумба – это… на котором растут цветы.

Ребята, в волшебном саду растут волшебные цветы. Волшебные они потому, что умеют разговаривать и двигаться. Они, как дети, любят играть. Цветы эти очень красивые.

А какие вы знаете цветы?

 Упражнение «Назови цветы» (открытки)

Цель:развитие зрительного восприятия, мышления.

Психогимнастика

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения;

Хотите стать волшебными цветами? Я полью вас из леечки волшебной водой, и вы превратитесь в цветы…(Включаю аудиозапись, имитируею полив, можно посыпать немного конфетти.)

Ты, волшебная водица,
Лейся на головки.
Превращай скорее деток
В красивые цветки.

Волшебство сработало! Ах, в какие красивые цветы вы превратились! Лепестки нежные, разного цвета, стебельки тонкие, гибкие, листья резные! Покачайте своими головками… Покажите, как гнется ваш стебелек…Пошевелите пальчиками-листочками…Цветочки улыбаются солнышку. Тянут к нему головки, листочки-ладошки… Как хорошо, как приятно!..

А теперь вы снова мальчики и девочки. Скажите, что вы чувствовали. Когда были цветами? (Дети обмениваются впечатлениями.)

Упражнение «Закончи двустишия»

Цель: развитие мышления, речи, различение звуков с и з.

Распустились утром… (розы)

На цветах сверкают… (росы)

Упражнение «Анаграмма» (спрятанное слово)

Цель: развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Задание: записать названия цветов, переставив буквы.

ОРЗА

ЮЛИТК

АЛДНШЫ

ЛЕКСИВА

Упражнение «Найди и раскрась два одинаковых цветка»

Цель: развитие внимания, мышления, мелкой моторики.

Упражнение «Классификация»

Цель:сформировать у ребёнка умение выбирать основание для классификации.

Задание:определить, по какому признаку проведена классификация растений.

Выбрать правильный ответ:

  1. слова сгруппированы по количеству слогов;
  2. слова разделены на группы: деревья, кустарники, цветы.

Психогимнастика

Упражнение «Из семени в цветок»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения;

Цель: помочь ребёнку быть внимательным к самому себе, своим чувствам.

Педагог предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко: сжаться в комочек, спрятать голову, закрыть ее руками.

Я буду цветоводом. Цветовод очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит детей по голове), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти. (Дети поднимаются.)

У него раскрываются листочки. (Дети свешивают руки с головы и тянут их вверх.)

Растет стебелёк. (Дети вытягиваются.) Появляются веточки с бутонами. (Дети разводят руки в стороны, пальцы сжаты.) Наступает радостный момент, и бутоны лопаются…(Дети резко разжимают кулаки) И росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается другим цветам.

Рефлексия

Как ты чувствовал себя, когда был маленьким, сморщенным семечком?

Как ты чувствовал себя, когда стал сильным, красивым цветком?

Чем тебе больше понравилось быть: семечком или цветком?

Упражнение «Склеенные слова»

Цель: развитие внимания, анализа и синтеза.

Задание:

  • Отделить слова друг от друга вертикальной чертой;
  • Посчитать общее количество слов в каждой строке.

Астрагладиолуспион

Лютиквасилёкромашкамак

Розамимозагераньодуванчикландыш

Упражнение «Игра в слова»

Цель: развитие внимания, анализа и синтеза.

Задание: Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее профессии цветовод.

Цветы, цапля, цветенье, цветник, циркуль, цветущий, царь, цветовод, соцветие, цветёт.

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики.

Коллективная аппликация из цветной бумаги «Как я люблю одуванчики»

Нетрадиционные техники: обрывание, тычкование.

Цель: развитие мелкой моторики, умения работать в группе.

Оборудование: цветной картон тёмных тонов, салфетки и бумага разных оттенков желтого для обрывания, квадратики из желтой бумаги и карандаш для тычкования, клей ПВА, кисти.

Загадка:

Желтенький цветочек
Так похож на солнце,
Что ему, наверное,
Солнце улыбнется.
Что же с ним случилось?
Наш цветок стал белым,
И его пушинки
Ветерок развеял

(Одуванчик)

Упражнение «Добрые слова»

Дети встают вкруг. Все произносят слова:

В круг ребята встали,
Цветок увидали.
Цветок надо передать,
Добрые слова сказать.

Педагог передает цветок одному из детей и говорит ему комплимент. Ребёнок, получивший цветок, становится водящим… Он благодарит и отдает цветок следующему участнику, произнося «добрые слова» в его адрес.

Прощание: Педагог и дети, сидя на ковре или за столами, обмениваются впечатлениями от занятия, затем прощаются до следующей встречи.

Литература

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. М., 2005.
  2. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М.,1976.
  3. Котова Е.В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей. М., 2007.
  4. Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» М., 2007.
  5. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии СПб. Речь, 2006.
  6. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии М.: АРКТИ, 2000.
  7. Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей. М.,2006.
  8. Практика сказкотерапии/ Под ред. Сакович Н. А. СПб. Речь, 2006.
  9. Психокоррекция: Теория и практика / Под ред. С.Ю. Шевченко,В.П. Добриденя, О. Н. Усановой. М., 1995.
  10. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности СПб. КАРО 2007.
  11. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.,1979.
  12. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они. М., 2006.