По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации в нашей стране за последние два десятилетия заболеваемость детей всех возрастных групп значительно выросла. В начале 90-х годов институтом повышения квалификации и развития регионального образования была разработана концепция сохранения и укрепления здоровья детей и их развития.
В апреле 1996 года вышло постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа А.В.Филипенко «Об организаторской деятельности органов местного самоуправления по сохранению, укреплению здоровья детей дошкольного, школьного возраста». Следовательно, была создана система по укреплению и сохранению здоровья детей дошкольного и школьного возраста, разработаны здоровьесберегающие программы.
Поступление в школу – важнейший момент в жизни каждого ребенка. Педагоги совместно с родителями должны помочь ребенку в преодолении трудностей, вставших перед ним.
Организм ребенка младшего школьного возраста отличается не завершенностью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Обучение школьника бережному отношению к своему здоровью – актуальная задача современного образования. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Можно проводить занятия о пище, питании, например, в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, формируются принципы здорового питания. Получая больше информации о себе и своем здоровье, ребенок научается бережно относиться к себе.
Курс «уроки здоровья», рассчитанный на начальную школу, нацелен на формирование социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, научить детей быть здоровыми душой и телом.
На уроках здоровья поднимаются различные темы, такие как: «Почему мы болеем?», «Причины болезни», «Что такое здоровье?». Социальный педагог проводит беседы с учениками о том, от чего зависит наше состояние здоровья, что необходимо делать для его укрепления.
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» - под таким девизом начинаются уроки здоровья, формы работы могут быть разнообразными: занимательные беседы, игры, работа в группах, творческие задания.
На уроках учащиеся отвечают на вопросы теста «Твое здоровье» (отметить «+» или «-» на каждое утверждение):
- У меня часто болит голова
- У меня часто бывает насморк
- У меня больные зубы
- Каждый год я болею гриппом
- Иногда меня тошнит
После ответов на вопросы, учащиеся подсчитывают, что получилось больше «+» или «–», делают самостоятельно выводы. На каждых уроках сами дети проводят оздоровительные минутки.
Одна из тем, которые поднимаются на уроках – «Как отучить себя от вредных привычек?», где учащиеся узнают о том, для чего необходим носовой платок, каким образом попадает инфекция в организм человека. В качестве примера, на уроках можно использовать стихотворения:
Гигиену очень строго | Если руки моешь с мылом |
Надо соблюдать всегда | То микробы поскорей |
Под ногтями грязи много, | Прячут под ногтями силу |
Хоть она и не видна | И глядят из-под ногтей |
Состояние здоровья школьника напрямую зависит от процесса обучения, но и от психолого-педагогической среды и эмоционального фона в классном коллективе. Поэтому младших школьников необходимо знакомить с различными эмоциональными состояниями человека.
Во время занятий ребятам раздаются три одинаковых круга, в каждом из которых скрыта определенная эмоция (улыбка, гнев, удивление), ее нужно разгадать с помощью наводящих вопросов, так же на уроках можно предложить ребятам разгадать кроссворд на тему «Боль», написать мини-сочинение – «Здоровье – это…», «Как я берегу свое здоровье», «Медицинская аптечка» (предварительно можно пригласить на урок школьных медицинских работников).
Такие творческие задания позволяют не только развить способности ребят, но и расширить знания о своем здоровье, они дают мощный толчок для развития воображения, творческого мышления. У младших школьников появляется радость не только потому, что они выполняют работы своими руками, но и от того, что полученные знания помогают сохранить свое здоровье.
Вашему вниманию предлагается схема разработки памятки (ниже будут представлены стандартные варианты, от которых учащиеся могут отталкиваться в своей работе). Как правило, в младшем школьном возрасте ребята повторяют все, что им показывают, поэтому необходимо предложить несколько вариантов, для того чтобы они могли выбрать каждый свою тему и форму.
Ребятам выдаются: цветная бумага, цветные карандаши, ножницы, картон, краски, клей, картинки с изображение зубной пасты, зубной щетки. Во время выполнения задания, социальный педагог оказывает помощь в оформлении.
И помните - здоровым быть модно!
Отзывы учащихся об уроках здоровья
Мини-сочинения учеников 4-х классов на тему «Как я берегу свое здоровье?»
Список литературы:
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья (1-4 классы). Изд. 2-е, испр. и доп. – М.:ВАКО, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя)
- Коваленко В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников..- М.: ВАКО, 2005.- 208 с. – (Мастерская учителя)
- Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе/Е.В.Советова – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с. – (Здравствуй, школа!)