Ромб, квадрат

Разделы: Математика


Цели урока:

Обучающие:

Название категории Учебная цель
Знание 1)Формулировать определение ромба, квадрата;
2)различать ромб и квадрат;
3)формулировать признаки и свойства ромба, квадрата.
Понимание 4)изображать ромб и квадрат;
5)выбирать из предложенных свойств и признаков свойства и признаки, характерные для ромба и квадрата;
Применение 6)решать задачи на применение свойств и признаков ромба, квадрата;
Анализ и синтез 7)Работать со  схемами, характеризующими свойства и признаки ромба, квадрата;
8)доказывать самостоятельно особое свойство ромба;
9)составлять тексты задач по готовым рисункам или по заданной теме.
Оценка 10).Оценивать свою деятельность на основе критериев, разработанных вместе с учителем.

Развивающие:

  • создать условия для развития:
  • информационной культуры учащихся;
  • правильной математической речи;
  • умений ставить и разрешать проблемы;
  • умений систематизировать полученные знания;
  • умений работать в группах;
  • формировать диагностическое мышление.

Воспитательные:
создание условий для развития волевых и деловых качеств личности, личностного самосовершенствования (самопознания, самовыражения, самоутверждения).

Оборудование:

  • компьютер;
  • экран;
  • проектор;
  • колонки;
  • слайды;
  • рабочая тетрадь с печатной основой;
  • карточки;
  • учебник Атанасяна Л.С. «Геометрия 7-9»;
  • карта целей урока по теме «Четырехугольники»;
  • лист учебных достижений.

Ход урока

Этап урока Что делают Результат
Название Цель учитель ученики
Организационный Проверка домашнего задания. Собирает тетради с печатной основой, беседа по решению домашних задач. Задают вопросы по домашней работе, если было что–то непонятно. Проверена домашняя работа, разрешены непонятные вопросы.
Мотивационная беседа Настроить учащихся на работу. Учащимся раздается лист учебных достижений (Приложение 3).
Беседа по заполнению листа.
Принимают к сведению. Учащиеся настраиваются на серьёзную работу.
Входной контроль Повторение и анализ основных фактов. 1. Фронтальный опрос:
(Приложение1 слайд 1)
- Назовите геометрические фигуры, дайте их определения.
- Какую геометрическую фигуру изучали на прошлом уроке?
- Перечислите свойства прямоугольника (Приложение1 слайд 2).
- Признаки прямоугольника
1. Отвечают на поставленные вопросы по желанию. 1. Проведена актуализация знаний.
2. Математический ринг (приглашает двух учеников, лучше с высоким уровнем логического мышления). Объясняет правила игры.
Для ринга приготовлены карточки – билеты. Учет ответов ведется в таблице, изображенной на обороте доски на перемене:
Света Алеша
1 1
2 2
3 3
4 4

Вопросы для карточек - билетов:

  1. Является ли прямоугольником параллелограмм, у которого есть прямой угол?
  2. Обязательно ли является прямоугольником четырехугольник, у которого есть прямой угол?
  3. Верно ли, что каждый прямоугольник является параллелограммом?
  4. Верно ли, что каждый параллелограмм является прямоугольником?
  5. Диагонали прямоугольника АЕКМ пересекаются в точке О. Отрезок АО=3.  Найдите длину диагонали ЕМ.
  6. Диагонали параллелограмма равны З и 5 дм. Является ли этот параллелограмм прямоугольником?
  7. Диагонали четырехугольника равны. Обязательно ли этот четырехугольник прямоугольник?
  8. Сумма длин диагоналей прямоугольника 13 см. Найдите длину каждой диагонали.
2. Участники ринга берут по очереди карточки и после 30 секунд обдумывания отвечают на вопрос. На доске ученику можно сделать рисунок к поставленной задаче или вопросу.
Остальные учащиеся соглашаются или нет с ответом ребят с помощью сигнальных карточек.
2. Подводится итог ринга, выставляются отметки.
Работа с новым материалом 1. Целеполагание на уроке. 1. Вместе с учениками формулирует цели урока, используя лист учебных достижений и карту целей по теме «Четырехугольники» (Приложение2). 1. Формулируют цели урока, используя лист учебных достижений. 1. Поставлены цели урока.
2. Изучение нового материала. 2. Дает задание группам:
a) выучить определение ромба (1мин);
б) рассказать друг другу в группах.
2. Класс работает по группам.
3. Дает задание группам:
а) обсудить в группах свойства ромба(как параллелограмма);
б) беседа по свойствам ромба как параллелограмма(какие выводы сделали учащиеся в группах) (Приложение1 слайд 3);
в) особое свойство ромба рассмотреть самостоятельно (3-4 мин) и доказать друг другу в группах.
3. Выполняют задания, делают выводы.
4. Предлагает учащимся доказать новую теорему. (Приложение1 слайд 4) 4. Доказывают особое свойство ромба, используя слайд 4.
5. Предлагает обсудить в группах вопрос о том, как правильно в тетрадях сделать рисунок ромба. (Приложение1 слайд 5)
(Можно предложить помощь, отсылая к новой теореме или слайду 4)
5. Обсуждают, высказывают свои предположения, делают рисунок в тетради.
6. Дает задание группам:
самостоятельно сформулировать определение квадрата в группах; вывести свойства квадрата.
6. По группам ребята обсуждают формулировку определения квадрата, выводят свойства квадрата.
7. Беседа – обобщение учителя с учениками по определению и свойствам квадрата. (Используя Приложение1 слайд 6) 7. Обсуждение определений и свойств, сформулированных в группах; делают выводы, используя слайд 6. Изучены свойства ромба и квадрата.
Первичное закрепление Закрепить знание изученных свойств при решении задач. Вывод признаков ромба, квадрата. 1. Тренинг невербального мышления (Приложение1 слайд 7) Исключают лишние фигуры. Закреплены свойства и выведены признаки ромба, квадрата.
2. Предлагает фронтально решить задачи на слайдах 8-12 Приложения1 Решают задачи.
Итоги урока.
Предлагает записать краткий конспект урока в виде схем:
а) Приложение1 слайд 13;
б) Приложение1 слайд 14;
в) Приложение1 слайд 15.
Записывают в тетрадь краткий конспект урока.
Завершающий контроль Закрепить знание изученных свойств при выполнении тестовых заданий. Предлагает работу на компьютерах по выполнению тестов (используя локальную сеть - по группам) (Приложение1 слайды 16-20) Отвечают на вопросы тестов. Закрепление свойств ромба и квадрата.
Домашнее задание Дать домашнее задание. Задает домашнее задание: п. 39 – 45(повторить, используя ТК), п.46, №24(рабочая тетрадь), или составить задачу, используя свойства или признаки изученных четырехугольников. Проекты. Выбор тем по группам. (Приложение4) Записывают домашнее задание. Ориентация учащихся на самостоятельную познавательную деятельность.
Рефлексия Проанализировать выполнение целей урока, участие в уроке каждого ученика. Ведет беседу о том, какие в начале урока были поставлены цели и как они выполнялись. Удовлетворены ли учащиеся уроком. Дают оценку своей работы на уроке, достижению целей урока, используя лист учебных достижений. Подведен итог урока.

При составлении слайдов использована литература:

  1. Геометрия 8 класс: поурочные планы по уч.Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия 7-9 классы». Издание 2-е, испр. /авт.- сост.Т.Л.Афанасьева, Л.А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Шмидт В.Р. Говорим на языке математики: Тренинги математического мышления для учеников 6 – 9 классов. – М.: ТЦ Сфера, 2007.