В современном обществе роль иностранных языков очень возросла. Знание иностранного языка стало насущной необходимостью для людей многих профессий. Молодежь получила возможность приобщиться к мировой культуре, возможность использовать ресурсы глобальной сети Интернет, возможность работать с различными информационными и коммуникационными источниками.
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность, практическое владение иностранным языком. Язык служит средством общения, позволяющим осуществлять взаимодействие людей между собой, воздействовать друг на друга в естественных условиях социальной жизни. Задача учителя – активизировать деятельность каждого ученика в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности.
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Хорошо известно, что внимание учащихся, особенно в младших классах, неустойчиво. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана и спецификой предмета: необходимо большое количество тренировочных упражнений.
Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, необходимо предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость, вызывали бы живой интерес у детей.
Ожидание необычного, особая заинтересованность также служит релаксацией учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу и позволяет учащимся без труда переключаться с одного вида речевой деятельности на другую.
Одним из наиболее перспективных направлений в области обучения иностранному языку признается применение информационных технологий на уроках иностранного языка.
В младших классах, изучаются слова, обозначающие конкретные предметы (pen, pencil, book, bag), которые можно наглядно изобразить. Показ картинки – самый распространенный способ семантизации. Использование наглядного предъявления слов обусловлено психологическими особенностями учащихся, мышление которых носит наглядный характер. Зрительное и слуховое восприятие помогает ребенку активно, сознательно усвоить лексический материал.
При работе с помощью компьютера учитываются индивидуальные способности каждого ученика. Те ученики, у кого больше развита слуховая память, имеют возможность прослушать слово несколько раз. Ученики с преобладающей зрительной памятью больше внимания обращают на графический образ слова.
Использование компьютера удобно и для учителя, поскольку он не имеет возможности принести с собой все необходимые игрушки, предметы, картинки. Сейчас разработано много лексических программ, которые можно использовать для закрепления лексики. Тренировочные упражнения могут быть разных видов: графические, звуковые, грамматические и т.д.
Например, для отработки значения слова можно дать такие задания:
- распределите слова по тематическим группам;
- найдите лишнее слово;
- найдите синонимы;
- найдите антонимы;
- составьте предложение из данных слов;
- вставьте пропущенные слова;
Специфика данных упражнений заключается в том, что все они связаны с движением (перемещением на экране дисплея и на экране в классе). Возможность перемещать слова и предметы на экране способствует запоминанию, формированию произвольного внимания, повышению устойчивости внимания.
При обучении лексике компьютер позволяет создавать комбинированные упражнения. Это серия упражнений, сменяющих друг друга на экране.
Итак, мы видим, что в настоящее время компьютер является наиболее совершенным техническим средством обучения, поскольку соединяет функции нескольких устройств – телевизора, аудио- и видеомагнитофона, пишущей машинки, чертежной доски, мольберта. Такая многофункциональность компьютера (т.е. его мультимедийные свойства) позволяет создавать и воспроизводить различные программы. Основной характерной чертой этих программ является интерактивная наглядность – эффект погружения в обучающую среду и взаимодействие с ней. Такой вид наглядности дает ученику возможность вступать в “диалог с компьютером”.
Программные средства для сопровождения уроков иностранного языка создаются конкретным учителем для конкретного урока. Учитель сам решает, какие задания “доверить” компьютеру. Программные средства – сопровождения создают на уроке особую информационную среду – “учитель – учащиеся – учебный материал на экране, транслируемый с компьютера через проектор”. Управление трансляцией учебного материала осуществляет сам учитель. Он выбирает слайды, порядок их следования, скорость их смены, виды анимации и т.д., т.е. учитель задает уровень интерактивности во взаимодействии с учебным материалом и учебного материала во взаимодействии с классом. Как и на традиционном уроке учитель находится “у доски” - у экрана, но в руке у него не указка, не мел, а пульт управления проектором.
На слайдах могут быть представлены:
- новые материалы для объяснения;
- задания для дискуссий, вопросы;
- задания для самостоятельной работы и способы их проверки;
- иллюстративный материал;
- страноведческий материал;
- диаграммы, карты, графики и т.д.
В качестве примера можно рассмотреть фрагмент урока в 5-м классе с использованием современных информационных технологий по теме “Кем ты хочешь быть?” (УМК Биболетовой М. З. 5-6 класс).
Цели урока:
1. Совершенствовать лексические навыки
по теме “Профессии”, активизировать их
использование в речи, повторить лексические
единицы по теме “Прилагательные”;
2. Развивать навыки устной монологической речи,
память, логическое и образное мышление.
Задания на повторение прилагательных:
- прочитать прилагательные, перевести на русский язык, вспомнить синонимы;
(Слайды 3-4)
Find the Synonyms
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- прочитать прилагательные, перевести на русский язык, вспомнить антонимы;
(Слайды 5-6)
Find the Antonymes
- Polite quiet
- Friendly weak
- Kind shy
- Naughtyrude
- Athletic unfriendly
- Clever non-athletic
- Brave cruel
- Strong stupid
Задания на повторение лексики по теме “Профессии”:
- на слайде появляются фотографии людей определенных профессий. Назвать профессии.
(Слайд 7)
- закончить предложение, используя как можно больше прилагательных;
(Слайд 8)
- A good engineer should be ..., ..., ...
- A modern farmer should be ..., ..., ...
- A real teacher should be ..., ..., ...
- A bodyguard should be ..., ..., ...
- A nurse should be ..., ..., ...
- A businessman should be ..., ..., ...
- A modern driver should be ..., ..., ...
- A good lawyer should be ..., ..., ...
- угадай профессию;
(Слайды 9-10)
- A ... is a person who gives us books we need.________
- A ... helps sick people in the hospital.
- When you have problems with your teeth you must see a ...
- A ... has to learn a lot of laws and know about social problems.
- In any office you can meet a lot of .
- A ... works with computers and writes programmes.
Проверка домашнего задания:
Нужно было провести мини - опрос в классе, узнать, какие профессии выбирают мальчики, а какие профессии выбирают девочки, какая самая популярная профессия среди мальчиков, какая самая популярная профессия среди девочек. Какую профессию выбрал сам.
(Слайд 11)
- I’ve asked ... pupils.
- Boys want to be ..., ..., ..., ...
- Girls want to be ..., ..., ..., ...
- The most popular job for girls is a ...
- The most popular job for boys is a ...
- I want to be a ...
Использование информационных технологий оживляет урок, поддерживает интерес к занятиям, повышает мотивацию изучения иностранного языка.