Коррекционно-развивающее занятие во 2-м классе "Развитие познавательных процессов"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель занятия:

  • Развитие внимания;
  • Произвольной памяти;
  • Словесно-логического мышления;
  • Развитие речи;
  • Создание благоприятного психологического микроклимата в группе;
  • Воспитание аккуратности и ответственности.

Материалы и оборудование: презентация, колокольчик, буквы алфавита б,ё,к,в,з,л,ф,с,м ( буквы наклеить на тетрадь), тетради с печатной основой, шаблоны чашки разбитой каждому, компьютер, видеопроектор, диск с музыкой, 14 листов для лодочки, плакат с ручьём, игровое поле, геометрич. цветными фигурами.

Ход занятия.

I. Вводная часть

а) Тихо садятся те дети, у которых имя  начинается с согласной буквы, теперь садятся те, у кого имя начинается с гласной буквой.

б) Эмоциональный настрой

- Какое сейчас время года?
- Сегодня на занятии мы совершим мысленно  прогулку в весенний лес, встретимся с животными леса,  выполняя при этом разные задания, будем продолжать работать над развитием внимания, память, мышление.
- А какое время года было до  наступления весны?
- Чем отличается зима от весны?
- Весной просыпается природа, звенят ручьи, прилетают птицы.
- Весна – волшебное время года и не любит хмурых и сердитых людей.
- И поэтому, - теперь мы улыбнёмся, как весеннее солнышко,  и скажем  друг другу добрые и хорошие, приятные слова: (Обязательные условия «Комплимента»: 1.Обращение по имени. 2.Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.)
- Я рад, что сижу с тобой за партой;
- Мне нравится  твоё имя, потому что есть цветы «лилии,- красивые очень.
- Я желаю получить тебе «5» на уроке;
- Ты сегодня красивая; и не жадная;
- Я хочу с тобой дружить, потому что ты добрый мальчик;
Итог:  - Ребята, вы чувствовали, как от добрых слов нам стало хорошо, тепло и уютно! Презентация

в) Мозговая гимнастика «Ленивая восьмерка»

(Активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости  «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обоими руками.

II. Основное содержание.

Психолог:

- «Дорога нам предстоит  неблизкая, и чтобы не заблудиться, давайте проверим, хорошо ли мы знаем друг  друга по голосу»

1.Упражнение «Узнай по голосу»

Цель: развитие слухового восприятия, развитие внимания, умение узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.

«…..(имя) , ты сейчас в лесу, мы кричим тебе «АУ!».
 Глазки …..(имя)  открывай, кто позвал тебя, узнай!»

- Один из играющих говорит  водящему «АУ!», водящий узнает  того, кто его позвал  (если ребенку не удалось угадать, можно второй раз его, называя по имени).

Игра повторяется 2-3 раза.

2. Упражнение «Сказочный герой»

- Посмотрим,  кто самый внимательный?
- Я буду называть Сказочного героя, если это положительный персонаж – хлопните в ладоши, Если отрицательный – поворачиваете голову из стороны в сторону
 ( нет- нет)
Золушка, Баба – Яга, Кащей, , Айболит, Иван- Царевич, Пират, Змей Горыныч.

3. Упражнение «Назови животное»

 (Слайды  с буквами)

Психолог: - Как вы знаете, в лесу  живет много разных животных (птиц, зверей, насекомых).
- Давайте назовем некоторых из них, а помогут в этом нам буквы алфавита.
(на ваших тетрадях прикреплена красная буква. Все следят за буквой на экране)

Задача учащихся: назвать дикое животное, название Которого  начинается на эту букву.
Например:
б- белка,барсук; в – волк; р – рысь 
е – еж; з – заяц;з - зубр;ф- филин
к – кабан; л– лось, лиса;с- сова; м – медведь.(12  штук)
(Затем на демонстрационных слайдах поочередно появляется определенная буква алфавита. Ребенок, у которого эта же буква на карточке, должен встать быстро и назвать животное, название которого начинается на эту букву.)
Итог: Очень много живёт в лесу  животных, мы назвали только некоторых.

4. Упражнение «Установить связь между словами» (Слайды)

Цель: развитие мыслительной операции аналогии

Здесь нарисованы 2 картинки:

1. Сверху зайка – внизу морковка.
- Подумайте как они между   собой связаны.?
- Догадайтесь, что же под птичкой должно быть нарисовано?
2. Cверху птичка, внизу- гнездо.
- Как они между собой связаны?( Птичка живёт в гнезде).
- Справа сверху еще 1 картинка-лиса, а внизу- 3 картинки на выбор.
- Из них нужно выбрать только одну, которая будет иметь такое же отношение к лисе, как гнездо к птице. Т.е. она должна обозначать, где живёт лиса. Значит, что будет… и т. д.
3. Сверху белочка, внизу- гриб,  рядом - медведь, но что будет под медведем.

5. Физкультпауза  «Медведь»

(Внимание, чувство ритма, двигательная память)

- Ребята, какое животное самое неуклюжее?
- Кто до весны спит в берлоге?
- Верно, медведь. Давайте попробуем изобразить, как дышит медведь, когда он спит в берлоге, как бьётся его сердце.
Дети вствают в круг, берутся за руки.
Шаг назад и – вдох.
Шаг вперёд – выдох.
2 шага назад  и – глубокий вдох.
2 шага вперёд и -– глубокий выдох. (повтор несколько раз)
Так дышит медведь.
Затем:
Шаг назад и – притопывание ногой.
Шаг вперед и – притопывание ногой.
2 шага назад и – притопывание ногой.
2 шага вперед и – притопывание ногой.
Так бьётся сердце медведя.

6. Работа в тетради.

а) Страница 13, задание 3 (слайд)

- Что нарисовано?(божья коровка- жук)
- Чем отличаются рисунки? (они не дорисованы)
- Дорисуй каждую фигурку  жука так, чтобы они все 3 были одинаковыми.

Стихотворение про жука:

На лужайке, на ромашке
Жук сидел в цветной рубашке
Жу- жу- жу,  жу- жу- жу,
Я с ромашками дружу
Тихо по ветру качаюсь, низко – низко наклоняюсь.

б) Страница 30, задание 1. (задание слайд, проверка - слайд)

Корректурная проба.

Цель: развитие произвольного внимания
Задание: Найди и зачеркни буквы: О, Л, С. 
- Начать и закончить работу надо всем вместе, значить работать дружно, не отвлекаясь.

в) Упражнение «Светофор»

Красный ясный  путь опасный
Желтый тоже что и красный
А зеленый впереди проходи-проходи.

- У каждого из вас есть вот такое игровое поле

1. Расставь в клетках,  красные, желтые, зелёные кружки  так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков.  (Проверка - слайд)
2. Я буду покажу образец расстановки  на  поле   геометрических  фигур.
- Ваша  задача  -  запомнить  его   и восстановить на  своём   игровом   поле.   После   чего  вы   показываете,  что  у  вас  получилось.
- Побеждает тот, кто ни разу не ошибётся.

7.  Физминутка «Покажите, как живут зверята»

Собираем детвору
Поиграть в одну игру,
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята,
Как лисёнок просыпается - (потянулись)
Как бельчонок умывается - (умываются лапками)
Как зайчонок поскакал - (скачут)
Как волчонок пробежал - (бег на месте)
Как ежонок и ежиха
Собирает ежевику. - (показывают)
Только медвежонок спит- (головку на стол)
Просыпаться не спешит
Отдохнули и посмотрели на экран.

8. Упражнение  на развитие памяти «Стол» (Слайды)

- Пришли с прогулки мы, приготовлен чай на столе. Посмотрите внимательно на эту картинку 10-20 секунд.
- Пока переодевались, щенок потянул скатерть со стола.
- Вспомните, какие предметы стояли на столе, и представь,  в какой последовательности они падали.
- Рассказы детей.
- Проверка (Слайд)
- Потянул щенок, упала чашка и разбилась.

9. Упражнение «Собрать разбитую чашку»

Цель: умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов; волевых усилий; стойкость интереса.
- Чашка упав со стола разбилась. Необходимо собрать все осколки, чтобы затем склеить  разбившуюся  чашку.

10. Оригами.

а) Творческая деятельность «Изготовление лодочки»

- Оригами -  искусство превращения простого листа бумаги в игрушку.
- Оригами делает волшебниками всех, кто  прикоснется к нему:
- Делай за мной, делай как я,
- Делай лучше меня,
- Теперь вы – волшебники.

б) Создание весеннего ручья и запуск лодочки.

Итог: - Посмотрите, какое чудо появилось на наших глазах.
Ведь вместе мы можем сделать очень много,  Сколько в ручье лодочек. Действительно пришла весна.

III. Заключительная часть

Подведение итогов:

11. Упражнение «Оцени свою работу»

- Поднимите в стороны  руки те, кто сегодня был внимательным.
- А теперь поднимите обе руки вверх те, кто сегодня был самым внимательным учеником на уроке.

12. Игра «Быстрая реакция»

- Сейчас я буду быстро зачитывать слова. Ваша задача: слушая, записывать вторую букву каждого слова.

мея, Волк, Слон, Лось, Удав, Белка, Сцена.

- Что получилось из букв. Прочитай про себя. Хором теперь.
   МОЛОДЕЦ (слайд)
- Что означает эта группа слов. ( животные, лишнее – сцена)

Рефлексия занятия

- Хлопните в ладоши те, кому понравилось занятие.
- Что больше всего вам понравилось на сегодняшнем занятии?
- А что лучше всего получилось?
- Я благодарю вас за  хорошую работу на сегодняшнем уроке.

13. Упражнение «Коробочка настроения».

- Посмотрите на коробочки: на них изображены равнодушные, веселые, грустные и равнодушные   личики.
- Опустите свой  жетон  в коробочку с изображением, соответствующем  вашему  настроению.

 

Ритуал прощания.

До сви-да-ни-я!

Занятие окончено.