Цели урока: познакомить с создателями азбуки, выявить послание потомкам, развивать духовные качества.
Оборудование: мультимедийная установка (для помощи в трансляции икон, памятника, прослушивания гимна, организации самостоятельной работы), презентация.
Ход урока.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Чем он необычен, вы узнаете позже. Вы обратили внимание на наших гостей. Давайте их поприветствуем и подарим свою самую красивую улыбку.
- Сегодня на уроке вы будете мудрецами.
- Закройте глаза и повторите себе «Я мудрец» (2-3 раза).
- Наш урок называется – урок мудроречия. Как вы думаете, уважаемые мудрецы, чему посвящен будет этот урок?
- Скажите, пожалуйста, какими качествами, как вам кажется, вы – мудрецы – должны обладать? (ответы детей)
- Запишем эти качества к себе в лист (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1), чтобы не забывать о них. ( Улыбка – помогает преодолевать трудности, как солнце разгоняет тучи и т.д.)
- Каждый мудрец имеет какие-то слова, которые ему помогают. Мы сейчас с вами тоже найдем такие слова.
- Разгадав эту мудрость, вы станете настоящими мудрецами. (Ищешь трудность, находишь мудрость)
Ищешь ___________________, находишь ____________________.
Ь,Т,С,О,Д,У,Р,Т,Ь,С,О,Р,Д,У,М
(Специально допущена ошибка – пропущена «Н», наблюдательность – важное качество мудрецов, о котором говорили. Здесь это качество проверяется)
М..р…ь е..ь ц…ц. Н..а и З..л. .
(Мудрость есть царица Неба и Земли.)
- Значит вы, как мудрецы, должны искать трудности. Зачем они вам? Готовы?
- Каждый мудрец, после преодоления трудностей, приобретает важное качество. Что же приобретете вы? (Разгадывание кроссворда)
- Верю, что Сердце у вас станет умнее. Итак, трудности начинаются.
- Наш урок посвящен очень важному событию в жизни славянского народа – созданию славянской азбуки. Как вы думаете, уважаемые, мудрецы, зачем нам она понадобилась? (Говорится о значении письменной речи в жизни народов)
- Кто знает создателей славянской азбуки?
- Это Кирилл и Мефодий, а также их ученики Горазд, Климент, Савва, Наум, Ангелир.
- Азбуку называют по имени одного создателя – кириллица.
- Как вы думаете, уважаемые мудрецы, как можно назвать создание этими людьми Светильника души – письменной речи? (Подвигом, геройством…)
- Люди оценили это также как и вы. Этих людей причислили к лику Святых. (Показываются разные иконы Кирилла и Мефодия)
- В Москве, в Китай-городе, поставили им памятник. (Показывается фотография)
- Этим святым был сочинен гимн, в котором прославляется их подвиг. (Слушается гимн в исполнении Архиерейского хора)
Гимн Св. Кириллу и Мефодию
Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы!
Слава Вам, грамоты нашей творцы!
Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил!
Вашей молитвой пред Господом сил!
- Какие чувства, уважаемые мудрецы, у вас возникли во время прослушивания?
- Когда же была создана азбука? Посмотрите на лист. Если справитесь с математическими заданиями, ответ вами будет найден. Помните, что трудности помогают стать мудрее? Тогда вперед!
2007-1144= ?
5-ый месяц в году, ед. тысяч в 2007, ед. десятков в 1144
(24 мая 863 года)
- Сколько же лет мы пользуемся этой азбукой?
- Посмотрите к себе в листы. Там вы видите, как выглядела азбука 1144 года назад.
- Сравните ее с современной. Что вы скажите? (Говорим, что в основном буквы остались прежними, изменились названия, но в современных буквах можно узнать первые звуки прежних названий)
- Какая буква вам понравилась больше всего? Чем?
- Вы помните, как называется наш урок? Верно. Мы, уважаемые мудрецы, подошли к самой главной, значимой трудности нашего урока. Кирилл и Мефодий, когда составляли азбуку, заложили в нее послание потомкам. Нам предстоит это послание расшифровать. Это будет очень сложно. Вы готовы?
- Тогда приступаем. Помните, что это послание – тайная мудрость, и вам, мудрецам, нужно особенно проявить свои качества.
- В названиях букв, если их читать по порядку, не изменять их последовательность – спрятана та тайна, которую надо узнать.
- Каждая буква на славянском языке обозначала какое-то слово. Например, «аз» - Я, «буки» - книга или буквы, «веди» - знать, «глаголь» - Слово, говорить, «како» - как, «люди» - праведники. Окончания можно изменять. Итак, приступайте. (Дается 10-15 минут, идет поиск, напряженная работа)
- Что у вас получилось? Прежде, чем читать, посмотрите, можно ли то, что вы написали, назвать мудростью?
Я – книга, знаю Слово добра, есть Живая Земля и как люди (праведники) мыслю.
Я – книга знающая, говорю – Добро есть Живая Земля, и как люди мыслю.
(Возможны другие варианты)
- Мудрость, да еще тайную, произносят по-особому. Тихо, вдумчиво. Давайте попробуем. (Работа над выразительностью чтения)
- Уважаемые мудрецы, кто готов разъяснить эту тайную мудрость, это послание?
- Выскажите свое мнение, почему эта мудрость зашифрована?
- Мне кажется, что как настоящие мудрецы, мы должны поблагодарить создателей азбуки. Мысленно скажем им слова благодарности. (Учитель помогает, произнося некоторые слова благодарности вслух)
- У этой мудрости есть продолжение. Уважаемые мудрецы, предлагаю вам подключить своих мудрейших родителей, для того чтобы ее закончить. Расшифровка букв дана на листе. Завтра поговорим, что у вас получились.
- А может быть, вы придумаете свою букву? Или зашифруете мудрость с помощью этой азбуки? Выбирайте.
- Посмотрите на цель урока. Достигли ли вы ее? Стало ли ваше сердце умнее? В чем? Как помогли вам трудности найти мудрость? О чем вы задумались?
- Спасибо вам за работу. До свидания.