Стратегия позитивного оценивания. Роль оценки в обучении и воспитании

Разделы: Общепедагогические технологии


Модернизация образования предполагает изменение всех участников учебно-воспитательного процесса. Изменился ученик, социум, родители…Все чаще мы сталкиваемся именно с такими учениками, которые опускают руки после первой же неудачи, не пытаются преодолеть препятствия, отказываются выполнять задание, которое представляется им сложным, чаще всего находятся в состоянии апатии, пассивны в познавательной деятельности, испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми <слайд 1–2>.

Одна из возможных причин – неудачи, неуспешность…Если у ребенка нет надежды на успех в деле, которым он занят, у него появляется альтернативный вариант поведения – избегание неудач. В связи с этим на первый план выходит задача поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя, так как оценка (в любом виде) является одним из компонентов образовательной деятельности, ее регулятором, показателем результативности не только учащихся, но и педагогов.

Любой урок, построенный по новомодной технологии или традиционный, невозможен без оценивания. Поэтому оценочная роль учителя – самая важная в создании ситуации успеха на уроке и вне его.

Мы вряд ли задумываемся о многоплановой функции оценки на уроке. Вот лишь некоторые роли оценки в обучении <слайд 3>:

  • стимулирующая;
  • эмоционально-регулирующая;
  • направляющая;
  • организующая;
  • обучающая.

Возможно ли обучение без оценивания результатов деятельности или поступков ребёнка? К чему может привести неграмотное оценивание? Как обеспечить бережное отношение к личности ребёнка, оценивая его результаты деятельности и поступков? <слайд 4>

Ответы на эти вопросы и позволяет дать стратегия позитивного оценивания <слайд5>:   «Оценка деятельности и поведения ребёнка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от оценки личности ребёнка».Именно эти слова педагога-гуманиста Ш.А.Амонашвили и можно считать ключевыми в стратегии позитивного оценивания.

Этапы стратегии позитивного оценивания: <слайд6–7>

Положительная оценка («Я знаю, ты очень старался…»)
Указания на ошибки («Но сегодня …. у тебя не получилось»)
Анализ причин («Посмотри, ты подумал, что…, но это не так»)
Обсуждение
Выражение уверенности («Но в следующий раз я уверена, ты поступишь»)

СТРАТЕГИЯ ПОЗИТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ позволяет сформировать адекватную самооценку, умение анализировать, умение контролировать свои действия и поступки <слайд 8>.

Проблема отметки не потеряла своей остроты для всех участников учебного процесса: учителей, учащихся и их родителей, причем для последних даже в большей степени. При этом роль и значимость отметок для учителей состоит в получении обратной связи об эффективности обучения и как основание для суждения о личности учащегося; для учащихся – как оценка своего прилежания, как основание для формирования самооценки и уровня притязаний, престижа среди одноклассников; для родителей – как оценка способности своих детей и собственных усилий в их воспитании.

Восточная мудрость гласит: “Можно коня привести к воде. Но нельзя заставить его пить”. Активизация внутренних потребностей – задача современного учителя. Началом этой работы может служить изменение оценочной деятельности учителя.

В современной школе существует 3-балльная система оценок: 5, 4 и 3, т.к. “2” и “1” не ставятся в выпускных документах. Проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков учащихся (их степени обученности) чрезвычайно важна и значима для всей системы образования в целом и для каждой личности в частности. На настоящий момент преподаватели вынуждены использовать суррогатную шкалу (баллы трехбалльной шкалы, дополняемые ими значками “плюс” или “минус”) и оценивать одними и теми же баллами разный уровень обученности личности. А ведь все люди обладают разными задатками, способностями и мотивацией. Более того, баллами “3”, “4” и “5” и соответствующими им оценочными суждениями оцениваются учащиеся гимназических классов и классов для одаренных детей, учащиеся общеобразовательных классов и учащиеся классов коррекционно – развивающего обучения. Различить эти оценки, выставленные в документах об образовании, как показывает практика, просто невозможно, а это, в свою очередь, является серьезным противоречием, следствием чего является недостоверность оценки обученности человека в целом. В начале XXI века в русле общего процесса модернизации российского образования вполне закономерно возник вопрос о необходимости модификации существующей шкалы отметок. Несомненно, что при окончательном введении ЕГЭ, образовательных стандартов, профильного обучения подходы к шкале отметок, принятые сейчас, должны быть существенно изменены <слайд 9>.

Рейтинговая система оценивания

<слайд10>

Это более точный инструмент, чем трехбалльная, и погрешность измерений при ее использовании меньше. Рейтинговая система, в отличие от традиционной шкалы контроля знаний, ориентируется на текущий контроль успеваемости, дает возможность определить уровень подготовки учащегося на каждом этапе учебного процесса, отражает текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда, повышает объективность оценки знаний, создает условия для здоровой состязательности, честной конкуренции среди учащихся.

Как показал опыт, у ребенка формируется позитивная установка на предполагаемую деятельность, возникает мотив достижения успеха, устремленность к успешной работе. Имея объективную информацию об учебных достижениях каждого ученика, учитель может своевременно внести определенные коррективы в учебный процесс для его оптимизации.
Благодаря рейтингу практически полностью снимается противоречие между количеством затраченных усилий и результатом учебной деятельности, часто возникающее при обычной системе оценивания. Усилия, затраченные учениками на выполнение учебной задачи, всегда соответствуют полученному результату, большое количество затраченных усилий неизбежно приводит к высокому результату и соответственно к успеху. Безусловно, расширяется мотивационно–смысловая основа обучения, что, в свою очередь, повышает качество образования.

Система добровольных оценок

<слайд11>

На каждом этапе обучения мы, варьируя степень добровольности, по-разному определяем и временные рамки предъявления выполненных заданий, и формы фиксирования оценки, и педагогические приемы предъявления соответствующих заданий, а также механизмы педагогического анализа полученных результатов.

Так, в каком-то классе первый раз предлагаются добровольные задания через участия в олимпиадах и конкурсах, следовательно, они не носят массовый характер и предъявляются вне уроков. Потом появляются дополнительные задания для всего класса, которые можно выполнять в течение некоторого времени по желанию, но результаты предъявляются только на уроках. Оценка в зависимости от педагогических целей выставляется либо сразу, когда задание носит ознакомительный или развивающий характер, либо становится накопительной, когда задание несет в себе элементы исследования или проектирования.

Можно использовать разработанные задачники, каждый ребенок имеет “программу минимум” и сам решает, как, когда и в какой мере он будет выполнять остальные задания. Да, есть ребята, которые работают только на обязательную оценку всю четверть, но, когда они видят перспективу, что в четверти получается не та оценка, какую бы им хотелось получить, они переходят к дополнительным заданиям. Но поскольку это сделано добровольно, причем цель выполнения этих заданий поставлена самим ребенком (пусть даже и при участии родителей), то и результат получается более значимым для ученика и более качественным с точки зрения учителя.

Таким образом, незаметно для себя, наши учащиеся к 10–11 классу в большинстве своем овладевают навыками самообразования. Здесь на первый план выходят добровольные оценки за информационную деятельность ребят вне уроков: на внеклассных мероприятиях, на других предметах, участие в конкурсах и олимпиадах, при решении значимых для себя и для школы задач. Кроме того, на всех этапах обучения за устные “удачные” высказывания также даются накопительные баллы, благодаря чему учащиеся от урока к уроку, от класса к классу все больше раскрепощаются, стремятся высказать собственное мнение.

Когда успех становится в некоторой степени устойчивым, постоянным в той или иной мере, начинается своего рода “цепная реакция”, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности наших учеников в силу вполне естественного стремления избегания неудачи, у них меняется уровень самооценки, самоуважения, степень внутреннего и внешнего признания их достижений (пусть даже самых незначительных).

Таким образом, представленные механизмы реализации модели школьной оценки расширяют мотивационно-смысловую основу обучения, стимулируют ребят к активной творческой работе, формируют успешность в учебной деятельности, что, в свою очередь, повышает качество образования.

Мониторинг активности на уроке

<слайд12–13>

Этот вид оценочной деятельности учителя тоже связан со стратегией позитивного оценивания.

Вопросы мониторинга могут быть различные, в зависимости от специфики предмета, класса, целей и задач урока, например:

– умение видеть ошибку;
– задать вопрос;
– предложить ход решения;
– аргументировать;
– привести пример;
– выполнить схему, рисунок;
– другой способ решенияю.

Оценка “5” ставится в конце урока, если отмечены все критерии мониторинга, присутствующие на уроке.

Учащиеся, заполнившие строку “+” за несколько уроков, получают в журнал оценку “4”.

Что дает использование мониторинга? Для «сильных» учащихся мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к. мало верно решить и получить результат, необходимо уметь обосновывать, видеть ошибки, искать новые подходы к решению задачи. Для «слабых» учащихся мониторинг является “накопителем” их достижений. Ведь как только заполнится его строка, пусть не за один урок, он получит заветную “4”.

Ценность мониторинга в том, что ни один даже небольшой успех учащегося не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для учащихся, она теперь является регулятором активности учебно-познавательной деятельности учащегося.А для учителя этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.

Такие подходы в изменении оценочной деятельности учителя приведут к долгожданному успеху ученика, ведь «дорогу осилит идущий».

Презентация