ЦЕЛЬ: расширение кругозора, развитие логического мышления учащихся, развитие сообразительности, находчивости; воспитание устойчивого интереса к изучению математики.
ОБОРУДОВАНИЕ: портреты великих математиков, карточки с заданиями, таблицы с графиками, таблицы с геометрическими фигурами.
В игре принимают участие две команды игроков. В каждой команде по 5 учеников. Оценивает игру жюри.
На доске эпиграф:
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным».
О. Паскаль
План игры
- Пословицы – функции.
- Великие математики.
- Свойства фигур.
- Математический комплимент.
- Буквослов.
- Переводчики.
- Геометрия и танец.
Ведущий: Современная математика знает множество функций и у каждой из них свой неповторимый облик, как неповторим облик каждого из миллионов людей, живущих на земле. Функции – это математические портреты устойчивых закономерностей, познаваемых человеком. Пословицы – это тоже отражение устойчивых закономерностей, выверенное многовековым опытом народа. И сейчас игроки должны проиллюстрировать пословицы или поговорки с помощью графиков функций.
1. На таблицах изображены графики. Команды должны показать номер таблицы с графиком соответствующим прозвучавшей пословице.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Светит, да не греет.
- Тише едешь, дальше будешь.
- Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Ведущий:
Таинственна несхожесть лиц
И души многих поколений
Пленяет таинство страниц,
Которые оставил гений.
Расул Гамзатов.
2. Ученые, чьи портреты здесь представлены – гениальны. Не все страницы их гениальных мыслей прочитаны, не все мы знаем и о самих этих гениальных людях, но я надеюсь, что по отрывкам, которые я вам зачитаю, вы определите о ком идет речь.
- Жителей города Сиракузы было трудно удивить чем-нибудь, но вот такое событие никого не оставило равнодушным. По главной улице города высоко задирая бороду, бежал старик. Он был гол, пена пятнами покрывала его тело и стекала наземь.
Царь! Эврика, я нашел, как определить, сколько золота содержится в короне. Кто это был? (Архимед) - Этот ученый первым организовал школу с особыми правилами, принципами. Бог считал он - это единство, а мир – множество, состоящее из противоположностей. То, что их соединяет – есть гармония. Гармония выражается в числовых отношениях. Ученики его школы занимались не только математикой, но и спортом. Да и сам он был олимпийским чемпионом в кулачном бою. (Пифагор)
- Рассказывают, что в начальной школе, где учился мальчик, ставший потом знаменитым математиком, учитель, чтобы занять класс на продолжительное время, дал ученикам задание: вычислить сумму чисел от 1 до 100. Но мальчик выполнил это задание мгновенно. О ком идет речь? (Гаусс)
- Вечность тайну тебе нашептала,
И умом изумленным постигнул ты то,
Что доселе не знал и не ведал никто.
Параллели стрелою нацелены ввысь,
Параллели пронзают межзвездные дали,
Параллели – ты чуешь - стремятся сойтись,
Только сразу такое постигнешь едва ли.
Ты, мол, разум утратил, - коллеги твердят.
- Чушь, нелепица, бред.
Ничего смехотворней и в мире то нет!
Над кем смеялись коллеги математики? (Лобачевский)
3. Ведущий: На таблицах изображены геометрические фигуры, которые обладают определенными свойствами. Вам нужно определить о какой фигуре идет речь.
- Моих заслуг никто не перечислит
О том всему известно свету
От древних египтян мне был большой почет
Через меня и Пифагор стал славен. - Любая из твоих сторон на трех соседок глядя,
Себя в них видит и собой любуется.
- Квадрат обмяк, устал, дал за углы себя схватить, другой фигурой стал.
- Я слишком далеко зашел в любви к порядку, увы, мне больше не о чем мечтать.
4. Ведущий: ( Обращаясь к одному из членов жюри.) Красивый овал Вашего лица очень украшает сферическую голову, которая вмещает так много умных мыслей. Симметрично расположенные глаза Ваши являются зеркалом Вашей души. Легкий косинус Ваших глаз в мою сторону вектором пронзает мое сердце.
Команды по очереди делают комплименты соперникам, используя математические термины.
5. Ведущий: Из приведенных слов путем перестановки букв составьте фамилии известных ученых – математиков. Буквы используйте полностью, без остатка и добавления.
1. Землемерие |
геометрия |
2. Сосновая шишка («конос») |
конус |
3. Валик, каток («цилиндрус») |
цилиндр |
4. Мяч («сфайра») |
сфера |
5. Бубен («ромбос») |
ромб |
6. Воздушный, несущий. |
вектор |
7. Измерение вокруг («пери») |
периметр |
8. Висящий сверху, отвесный («пэндере» - висеть, «пэр» - верх) |
перпендикуляр |
9. Струна стягивающая что-то, расходящееся в стороны |
хорда |
10. Рядом идущий («пара», «аллелос») |
параллельность |
7. (Домашнее задание)
Ведущий: Каждая команда должна была заранее придумать, а сейчас показать танец, в котором использовано как можно больше геометрических фигур.
8. Подведение итогов. Награждение победителей.