Математическая игра для учащихся 10–11-х классов

Разделы: Математика, Внеклассная работа


ЦЕЛЬ: расширение кругозора, развитие логического мышления учащихся, развитие сообразительности, находчивости; воспитание устойчивого интереса к изучению математики.

ОБОРУДОВАНИЕ: портреты великих математиков, карточки с заданиями, таблицы с графиками, таблицы с геометрическими фигурами.

В игре принимают участие две команды игроков. В каждой команде по 5 учеников. Оценивает игру жюри.

На доске эпиграф:
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным».
О. Паскаль
 

План игры

  1. Пословицы – функции.
  2. Великие математики.
  3. Свойства фигур.
  4. Математический комплимент.
  5. Буквослов.
  6. Переводчики.
  7. Геометрия и танец.

Ведущий: Современная математика знает множество функций и у каждой из них свой неповторимый облик, как неповторим облик каждого из миллионов людей, живущих на земле. Функции – это математические портреты устойчивых закономерностей, познаваемых человеком. Пословицы – это тоже отражение устойчивых закономерностей, выверенное многовековым опытом народа. И сейчас игроки должны проиллюстрировать пословицы или поговорки с помощью графиков функций.

1. На таблицах изображены графики. Команды должны показать номер таблицы с графиком соответствующим прозвучавшей пословице.

  1. Как аукнется, так и откликнется.
  2. Светит, да не греет.
  3. Тише едешь, дальше будешь.
  4. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Ведущий:

Таинственна несхожесть лиц
И души многих поколений
Пленяет таинство страниц,
Которые оставил гений.
Расул Гамзатов.

2. Ученые, чьи портреты здесь представлены – гениальны. Не все страницы их гениальных мыслей прочитаны, не все мы знаем и о самих этих гениальных людях, но я надеюсь, что по отрывкам, которые я вам зачитаю, вы определите о ком идет речь.

  1. Жителей города Сиракузы было трудно удивить чем-нибудь, но вот такое событие никого не оставило равнодушным. По главной улице города высоко задирая бороду, бежал старик. Он был гол, пена пятнами покрывала его тело и стекала наземь.
    Царь! Эврика, я нашел, как определить, сколько золота содержится в короне. Кто это был? (Архимед)
  2. Этот ученый первым организовал школу с особыми правилами, принципами. Бог считал он - это единство, а мир – множество, состоящее из противоположностей. То, что их соединяет – есть гармония. Гармония выражается в числовых отношениях. Ученики его школы занимались не только математикой, но и спортом. Да и сам он был олимпийским чемпионом в кулачном бою. (Пифагор)
  3. Рассказывают, что в начальной школе, где учился мальчик, ставший потом знаменитым математиком, учитель, чтобы занять класс на продолжительное время, дал ученикам задание: вычислить сумму чисел от 1 до 100. Но мальчик выполнил это задание мгновенно. О ком идет речь? (Гаусс)
  4. Вечность тайну тебе нашептала,
    И умом изумленным постигнул ты то,
    Что доселе не знал и не ведал никто.
    Параллели стрелою нацелены ввысь,
    Параллели пронзают межзвездные дали,
    Параллели – ты чуешь - стремятся сойтись,
    Только сразу такое постигнешь едва ли.
    Ты, мол, разум утратил, - коллеги твердят.
    - Чушь, нелепица, бред.
    Ничего смехотворней и в мире то нет!

    Над кем смеялись коллеги математики? (Лобачевский)

3. Ведущий: На таблицах изображены геометрические фигуры, которые обладают определенными свойствами. Вам нужно определить о какой фигуре идет речь.

  1. Моих заслуг никто не перечислит
    О том всему известно свету
    От древних египтян мне был большой почет
    Через меня и Пифагор стал славен.
  2. Любая из твоих сторон на трех соседок глядя,
    Себя в них видит и собой любуется.
  3. Квадрат обмяк, устал, дал за углы себя схватить, другой фигурой стал.
  4. Я слишком далеко зашел в любви к порядку, увы, мне больше не о чем мечтать.

4. Ведущий: ( Обращаясь к одному из членов жюри.) Красивый овал Вашего лица очень украшает сферическую голову, которая вмещает так много умных мыслей. Симметрично расположенные глаза Ваши являются зеркалом Вашей души. Легкий косинус Ваших глаз в мою сторону вектором пронзает мое сердце.

Команды по очереди делают комплименты соперникам, используя математические термины.

5. Ведущий: Из приведенных слов путем перестановки букв составьте фамилии известных ученых – математиков. Буквы используйте полностью, без остатка и добавления.

1. Землемерие

геометрия

2. Сосновая шишка («конос»)

конус

3. Валик, каток («цилиндрус»)

цилиндр

4. Мяч («сфайра»)

сфера

5. Бубен («ромбос»)

ромб

6. Воздушный, несущий.

вектор

7. Измерение вокруг («пери»)

периметр

8. Висящий сверху, отвесный («пэндере» - висеть, «пэр» - верх)

перпендикуляр

9. Струна стягивающая что-то, расходящееся в стороны

хорда

10. Рядом идущий («пара», «аллелос»)

параллельность

7. (Домашнее задание)
Ведущий: Каждая команда должна была заранее придумать, а сейчас показать танец, в котором использовано как можно больше геометрических фигур.

8. Подведение итогов. Награждение победителей.