Цели урока:
- образовательная- ознакомить учащихся (обнаружить на опыте) с новым физическим явлением – действием жидкости на погруженное в нее тело (наличие силы, выталкивающей тело из жидкости); установить от каких факторов зависит архимедова сила и от каких не зависит;
- развивающая - развивать умение ставить физический эксперимент, вести наблюдения, анализировать, сравнивать, систематизировать знания, делать выводы;
- воспитательная-способствовать формированию у учащихся чувств коллективизма, ответственности, бережного отношения к приборам.
Оборудование:
- приборы и материалы:
- сосуд с водой – 5 шт.;
- сосуд с соленой водой – 1 шт.;
- сосуд с маслом – 1 шт.;
- набор цилиндров – 3 шт.;
- пластилин;
- динамометр – 5 шт.;
- нить – 2 м.;
- стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочек алюминия ;
- деревянный брусок, пробка, парафин;
- наглядные пособия:
- таблица плотностей – 4 шт.;
- карточки – задания (приложение1) – 5 шт.
Ход урока.
I. Организация класса
II. Изучение нового материала
“В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность, И небо – в чашечке цветка!” Уильям Блейк |
Учитель: - Мы сегодня с вами попытаемся отгадать еще одну тайну природы. Вспомним лето. Вы у водоема (озеро, река, море). Вы входите в воду, учите плавать своих друзей.
- Легко ли поддерживать на воде тело своего друга?
- Можете ли вы удержать его не в воде, а в воздухе?
- А теперь проверим это с помощью эксперимента.
Демонстрация:
- Определение веса тела в воздухе;
- Определение веса этого тела в воде.
Вывод: Р в воздухе > Р в воде
- Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?
Ученик: - Существует сила, действующая на тело в воде и направленная вертикально вверх.
Учитель: - Да, такую силу называют выталкивающей или Архимедовой. Такое название сила получила в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые узнал о ее существовании и рассчитал ее значение. А как можно найти величину этой силы?
Ученик: - Из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде.
Запись на доске:
FA = P в воздухе – Р в воде
Учитель: - Первая цель нашего урока достигнута, а теперь продолжаем свои исследования, работая в группах-экипажах. Каждая группа выполняет предложенное первое задание.
Группа: Выполняет задание и отчитывается о своей работе, сообщает выводы. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учитель на доске в виде таблицы.
Архимедова сила | |
Не зависит от: 1. Формы тела 2. Плотности тела |
Зависит от: 1. Объема тела 2. Плотности жидкости |
Учитель: - Ребята мы достигли вторую цель урока. А теперь давайте выясним, какие еще силы кроме архимедовой действуют на погруженное в жидкость тело.
Ученик: - Сила тяжести.
Учитель: - Ответ верный. А теперь установим соотношение между этими силами. Идет запись на доске учителем и учащимися в тетрадях.
Демонстрация:
- Тело из пробки плавает в воде.
- Шарик из картофеля тонет в воде.
- Шарик из картофеля всплывает в соленой воде.
- Шарик из пластилина тонет в воде.
- Лодка из того же пластилина плавает в воде.
Учитель: - В чем дело? Почему вообще одни тела плавают, а другие тонут? Почему гвоздь тонет в воде, а огромный корабль плавает? Сколько интересного вокруг нас. Давайте попытаемся ответить на некоторые вопросы. И я предлагаю продолжить работу в группах – экипажах. Каждой группе нужно выполнить второе задание. После выполнения работы делаем выводы. Учитель эти выводы записывает на доске.
Работа с таблицей плотностей (приведите примеры, какое тело будет плавать тонуть, всплывать в воде).
III. Закрепление знаний, умений, навыков.
Учитель: - Ребята мы с вами сегодня провели исследовательскую работу, а теперь в качестве закрепления материала выполнить тестовую работу. Тестовые задания: «Хорошо ли ты знаешь силу Архимеда?» [4]. Приложение2
IV. Подведение итогов.
- Сегодня мы с вами познакомились с новым явлением – действием жидкости на погруженное в нее тело. Выяснили, что эта сила зависит от плотности жидкости и объема погруженной части тела.
Выставление оценок в двух оценочных листах. Приложение3
V. Домашнее задание: §48, 50. (стр. 159 легенда об Архимеде).
Литература:
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике: Для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.
- Павленко А.Е., Павленко В.А. Тестовые задания по физике. – М.: «Школьная пресса», 2003.
- Физика, 7-9: Кн. Для учителя: Для общеобразовательных учреждений/ Н.К.Мартынова.- М.: Просвещение, 2002
- www.fizika.ru