Роспись по стеклу

Разделы: МХК и ИЗО


Статья отнесена к разделу: преподавание ИЗО и МХК.

Художественная роспись по стеклу выполняется специальными силикатными красками. Орнаментом, выполненным красками, можно украшать всевозможные изделия из стекла: витражи, посуду (тарелки, чаши, бокалы, вазы), фигурки, подсвечники.
Для росписи стекла используются современные краски, но, как и в средние века, несмотря на обилие современных технологий, основой витража является талант художников и мастерство исполнителей.

Задачи: формирование нравственно-эстетической отзывчивости, формирование художественно-творческой активности, формирование художественных знаний, умений и навыков, умение сравнивать и анализировать увиденное и услышанное.
Цель: научить работать с материалом.

Материал:

  1. предметы из прозрачного стекла,
  2. карандаш по стеклу или перманентный маркер
  3. набор контуров
  4. витражные краски «Гамма»
  5. кисти
  6. вода
  7. ветошь
  8. уайт спирит
  9. ватные палочки
  10. зубочистки
  11. клейкую ленту

Зрительный ряд: слайды с изображением витражей, расписной посуды, образцы расписной посуды.

Ход урока

Теоретическая часть

Прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле называются витражами. Они обычно устанавливаются в световых проемах – окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие «витраж». Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.
Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания утверждать, что они появились вскоре после изобретения стекла. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э. — начало н.э.) и в храмах первых христиан. Применение цветных стекол для украшения окон началось с того времени, когда христианство стало официальной государственной религией в Римской империи (в конце IV столетия н. э.) и началось оживленное строительство. С течением времени повысились требования к рисункам стеклянной мозаики. Попробовали оттенять цветные стекла наложением более темных красок. Результаты оказались положительными. Техника окраски стекол при помощи обжига была открыта в IX веке. Этот новый прием нашел широкое распространение. Таким образом, возникла и развилась в конце Х века живопись по стеклу. С развитием живописи по стеклу стеклянная мозаика стала отходить на второй план, но окончательно она вытеснена не была, а продолжала существовать в сочетании с живописью по стеклу. Краски художник подбирал, не считаясь с действительностью. В рисунках все было ясно распределено, контуры четко отделяли красочные пятна. Фигурные изображения не занимали всего оконного пространства, а только его середину. Их окружали орнаментальные бордюры, пальметты, надписи и узоры на одежде. Рисунок или буквы наносились кистью или выскабливались из фона. Отдельные детали — короны, края одежды инкрустировались мелкими кусками цветного стекла, имитирующего драгоценные камни.
Круг художников, работавших для витражей или в живописи по стеклу, необычайно широк — от мастеров эпохи Возрождения до художников упадочного буржуазного искусства. Живописью по стеклу на грани XV и XVI столетий занимались выдающиеся немецкие художники: Ганс Гольбейн Старший (1460/70—1524 гг.),. Альбрехт Дюрер (1471—1528 гг.), Лукас Кранах Старший (1472—1553 гг.)

Виды красок

Для рисования по стеклу существует несколько видов краски, условно их можно разделить на несколько категорий:

  1. витражные краски
  2. пленочные краски
  3. краски под обжиг

Каждая из этих категорий имеет свою специфику, например, витражными красками можно красиво оформить дверное стекло, но они не пригодны для использования росписи посуды, пленочные хороши для частой смены дизайна предмета, ими можно оформить какие-то предметы к празднику (нарисовать перламутровые снежинки к Новому году или нарисовать пасхального зайчика к Пасхе), потом эти краски без труда снимаются.
Краски под обжиг можно использовать на посуде для приема пищи, такую посуду можно использовать по ее прямому назначению, они хорошо моется и не токсична.

Работа над витражом

Презентация.
  1. Выполнение эскиза на бумаге
  2. Нанесение изображения на стеклянную поверхность, предварительно обезжиренную уайт спиритом, с помощью специального карандаша,подложив эскиз под стекло и закрепив клейкой лентой.
  3. Можно нанести рисунок сразу на стекло.


  4. Затем наносим контур, даём высохнуть, излишки убираем зубочисткой.
  5. После высыхания контура, наносим краску аккуратно размазывая тонкой кистью.Излишки краски убираем ватной палочкой. ВНИМАНИЕ! Каждая сторона изделия должна находиться в горизонтальном положении до полного высыхания краски.
  6. По высохшей краске можно нанести добавления орнамента цветными контурами.
УДАЧИ!