Программа по английскому языку “Учимся писать по-английски” включает в себя пояснительную записку, цели и задачи курса, описание заданий, учебно-методический план, темы занятий, методические рекомендации и список используемой литературы. Программа построена блоками и направлена на изучение и применение на практике рекомендаций по оформлению анкет, деклараций, открыток, личных и официальных писем, сочинений. Каждое занятие состоит из практической и теоретической части. Запланировано использование средств ИКТ. Учебно-методический план рассчитан на 21 час.
Пояснительная записка.
В средней общеобразовательной школе, где ограничен объём часов, отводимых на изучение иностранного языка, элективные курсы дают возможность увеличить количество занятий. Проводятся они вне обязательного учебного компонента. Элективные курсы направлены на более интенсивное изучение предмета. Программа этого курса включает в себя дополнительный материал. Иностранный язык относится к устным предметам. На уроках много внимания уделяется развитию и совершенствованию навыков устной речи, техники чтения и перевода. Однако, в КИМах для подготовки к ЕГЭ включён раздел “Письмо”, который состоит из двух заданий. Практика показывает, что написание сочинения, оформление писем, открыток, заполнение анкет вызывают определённые трудности у учащихся. Занятия этого курса будут полезны для тех, кто планирует сдавать экзамен по английскому языку.
А также находясь на современном этапе обучения и имея доступ к Интернет-сети, предлагаемый элективный курс даёт возможность учащимся расширить и углубить свои знания, установить переписку с зарубежными сверстниками по электронной почте, грамотно заполнить декларацию и анкету в случае выезда за границу. Данный курс позволяет расширить кругозор школьников, даёт возможность хорошо мотивированным учащимся заниматься дополнительно.
Цели курса:
- углубить знания в письменной речи английского языка;
- оказать значимость их практического использования в жизни;
- способствовать повышению интеллектуального уровня уч-ся.
Задачи курса:
- изучение рекомендаций к оформлению личного и официального писем, открыток, к заполнению анкеты и написанию сочинения;
- выполнение в письменной форме вышеперечисленных видов задания;
- использование Интернета в своей работе.
Содержание курса:
Данный курс предполагает изучение рекомендаций по блокам:
1) заполнение анкет, деклараций и открыток;
2) написание личных писем;
3) написание официальных писем;
4) написание сочинения;
5) оформление и подготовка работ к презентации.
Предлагаемые задания различны по уровню сложности: от простых, до достаточно трудных. Постоянно увеличивается объём слов. В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из 2-частей: теоретической и практической.
Первый вид заданий предполагает развитие умений заполнение анкет и деклараций. На этом этапе от учащихся требуется знание ключевых слов и грамотность при заполнении.
Программа данного курса научит учащихся правильно писать личные и официальные письма, выразить благодарность, симпатии и антипатии, написать жалобу, запросить информацию. При выполнении этих заданий учащиеся должны соблюдать правила оформления писем, владеть необходимыми фразами обращения, приветствия, прощания и правильно записывать адрес. На данном этапе обучения предполагается использование сети - Интернет для установления контакта с подростками из Англии.
Самый сложный вид задания - это сочинение, объём которого составляет 200-250 слов. Школьники будут учиться описывать причинно - следственные связи между событиями и явлениями, сравнивать, сопоставлять, давать сравнительную характеристику. Планируется написать сочинение по темам: “Моё любимое время года”, “Моя Родина”, “Выбор профессии”.
Все занятия направлены на развитие интереса к английскому языку, иллюстрируют применение английского языка в повседневной жизни.
Блочное построение курса даёт возможность учащимся, пропустившим по каким-либо причинам занятия, подключиться к работе над другим разделом. Программа может быть использована в 9 классе любой степени подготовленности, предоставляет возможность подготовиться к выбору профиля.
Занятие № 1. Введение. – 1 час. О значении иностранного языка в жизни человека. На материалах науки языкознания. Презентация работы элективного курса
ПЕРВЫЙ БЛОК (4 часа)
Занятие № 2. Анкеты, декларации. Открытка (теория) - 2 часа
Изучаются рекомендации по заполнению открыток, 2 видов анкет и декларации при пересечении границы. Вводятся необходимые Л.Е.
Занятие № 3. Анкеты, декларации. Открытка. (практика) - 2часа
Заполнение бланков и ответы на вопросы анкеты. Оформление поздравительной открытки.
ВТОРОЙ БЛОК (4 часа)
Занятие № 4. Официальное письмо (теория) - 2 часа
Изучение рекомендаций по оформлению письма.
Введение необходимой лексики и фраз.
Занятие № 5. Официальное письмо (практическая часть) - 2 часа.
Выражение благодарности. Написание письма – просьбы.
ТРЕТИЙ БЛОК (4 часа)
Занятие № 6. Личное письмо (теория) - 2 часа
Изучить рекомендации и ознакомить со схемой построения письма.
Введение лексического минимума, форм обращения.
Занятие № 7. Личное письмо (практика) - 2 часа.
Написание личного письма, согласно схеме. Выход в Интернет и установление контакта с зарубежными сверстниками.
ЧЕТВЁРТЫЙ БЛОК (6 часов)
Занятие № 8.Сочинение (теория) - 2 часа.
Изучение рекомендаций. Повторение лексико-грамматических правил, устойчивых фраз и выражений. Аргументация фактов.
Занятие № 9. Сочинение (практика) – 4 часа
Сочинение “Моё любимое время года”
“Моя Родина”, “Выбор профессии”.
ПЯТЫЙ БЛОК (2 часа)
Занятие № 10. Заключительное занятие - 2 часа.
Творческий этап: отбор лучших работ, их оформление и подготовка к презентации.
Учебно–тематический план
Наименование разделов, тем | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | лекции | практика | ||
Введение. О значении иностранного языка в жизни человека | 1 | 1 | ||
Раздел 1. Анкеты. Декларации. Открытки | 4 | 2 | 2 | Фронтальный опрос. Заполнение анкет, деклараций. |
Раздел 2. Официальное письмо. | 4 | 2 | 2 | Устный опрос. Написание письма- просьбы, благодарности |
Раздел 3. Личное письмо | 4 | 2 | 2 | Контрольные вопросы. Написание личного письма зарубежному другу |
Раздел 4. Сочинение | 6 | 2 | 4 | Индивидуальный опрос правил написания
сочинений и тем. Выполнение письменной работы. |
Раздел 5. Заключительное занятие | 2 | 2 | Оформление работ и подготовка их к презентации |
В результате изучения курса учащиеся должны:
- заполнять анкеты на английском языке;
- написать приглашение, поздравление;
- писать личные письма и отправлять их по электронной почте;
- писать официальные письма;
- аргументировать свои доводы в сочинениях.
Этот элективный курс является как средством обучения, так и средством повышения интеллектуального уровня учащихся.
Методические рекомендации.
Представленные в данном курсе задания нужны для общего развития школьников. Эти знания пригодятся не только тем школьникам, которые будут сдавать ЕГЭ, но и тем, кто планирует получить профессию и готовится стать специалистом современного общества. Важно, чтобы каждый ученик усвоил все требования, предъявляемые к данному заданию, изучил все необходимые фразы и научился мыслить и писать по-английски. Этот курс поможет развить навыки письменной речи, улучшить грамотность. Успех курса будет обеспечен, если учащиеся усвоят преподаваемый материал и смогут самостоятельно писать письма, открытки и т.д. Этот успех удвоится, если удастся выйти в Интернет и установить связь с английскими школьниками.
На занятиях можно использовать фронтальный и индивидуальный опросы. Домашнее задание обязательно для всех. Проверка задания осуществляется путём опроса слов, фраз, теоретического материала
Возможны критерии оценок.
- Оценка “отлично” - учащийся освоил весь теоретический материал и успешно применяет его на практике, не допуская лексико-грамматических ошибок.
- Оценка “хорошо” - учащийся освоил идеи и методы курса в такой степени, что может справиться со всеми видами заданий, но допускает ошибки при написании.
- Оценка “удовлетворительно” - учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса
Результатом работы данного курса может стать создание методического пособия для подготовки к письменной части ЕГЭ по английскому языку для учащихся средних школ.
Литература.
1.ЕГЭ. Английский язык. Учебно-методическое пособие для подготовки экзаменаторов и экспертов. Москва. Издательство “Уникум-Центр” 2004.
2.И. Л Бим, М. А Вайсбург, Н. П .Грачёва, А. В. Щепилова. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки школьников с ориентацией на филологический профиль. Иностранные языки в школе-2003 № 6.
3.Сафонова В.В., Сысоев П.В. Элективный курс в системе профильного обучения английскому языку. Иностранные языки в школе.-2005-№2.
4.Соловова Е. Н. Разработка авторских программ и курсов. Иностранные языки в школе.-2004-№4
5. Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык. Иностр. Языки в школе.-2005-№5.
6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Иностранные языки в школе -2004 №4.
7.Лекционный материал с межрегиональных курсов подготовки экспертов и экзаменаторов ЕГЭ по английскому языку.
8. Т.О.Догаева. Вводный курс делового письма. Изд-во “Дрофа”, 2006г.
9.Сеть творческих учителей. Материалы сайта учителей английского языка.
10.www.prosv.ru/umk/we – УМК “Мир английского языка” под руководством В.П. Кузовлева.
11.www.school.edu.ru –Российский общеобразовательный портал.
12.www.prosv.ru/umk/vereshchagina – УМК “К английскому с любовью!”. Авторы И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева.
13.Соловова Е. Н, В.Г.Апальков “Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. – курс лекций, 2007 г.