Урок по окружающему миру в 3-м классе по теме "Наше питание. Пищеварительная система"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Образовательные
    • Познакомить учеников с необходимыми организму питательными веществами.
    • Дать элементарные представления об органах пищеварения человека.
    • Сформировать правила правильного питания.
    • Обобщить и систематизировать знания.
  2. Воспитательные
    • Содействовать формированию бережного отношения к своему здоровью.
    • Воспитывать аккуратность и прилежание.
  3. Развивающие
    • Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.
    • Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.
    • Развивать самостоятельность, познавательные интересы.

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование:

  1. Презентация.
  2. Этикетки от различных продуктов (молоко, сок, шоколад, булочка, йогурт).
  3. Карточки со словами – белки, жиры, углеводы, витамины.
  4. Тест.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Организационный момент

1 слайд – Мы рады приветствовать вас!

II. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня на уроке мы поговорим о … (стук в дверь, заходит мальчик).
- Здравствуйте, простите за опоздание.
- Что случилось?
- Я сегодня ел омлет, булочку с вареньем,
Конфеты ел и сушки, кофе пил с печеньем.
Съел потом я сыр с колбаской,
Сделал с ними бутерброд.
А теперь, друзья, не знаю,
Отчего болит живот.
- Садись на своё рабочее место.
- Ребята, как вы думаете, почему у Жени заболел живот?
- Он много съел.
- Правильно, и съеденная пища не принесла ему пользы.
- Ребята! Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке. Сформулируйте тему и цели урока. (Ответы детей)
- Сегодня на уроке мы поговорим о правильном питании и узнаем, как работает пищеварительная система человека.

2 слайд – тема урока: «Наше питание. Органы пищеварения»
- Тема урока «Наше питание. Органы пищеварения»

III. Новая тема

Практическая работа.

- У вас на партах лежат этикетки от упаковок разных продуктов, внимательно прочитайте и скажите, что входит в состав данных продуктов. (Ответы детей)

3 слайд - (слова - жиры, белки, углеводы, витамин - ?)

- А знаете ли вы, какую роль выполняют жиры, белки, углеводы в нашем организме?
- Давайте послушаем сообщения детей из учебника, справочников и энциклопедий. (4 человека)

Белки – вещества, которые служат основным строительным материалом для тела человека. Особенно нужен такой «материал» детям – для роста и развития. Белки содержатся во многих продуктах. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль.

Жиры обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом» тела. Источником жиров являются сливочное и растительное масло, маргарин, сметана.

Углеводы – главный поставщик энергии для нашего тела. К ним относятся сахар и крахмал. Углеводами богаты хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты.

Витамин (возле доски):
- А про меня забыли! Витамины не указаны на ваших этикетках, но присутствуют в любом продукте питания. А в каких продуктах их особенно много? (фрукты и овощи)
- Для чего они необходимы? (Для сохранения и укрепления здоровья)
Дети садятся на свои места.

- Верно. Существует около 20 видов витаминов («вита» - жизнь, «амин»- органическое вещество). Наиболее распространенные – A, B, C, D, Е.

4 слайд - витамины

ОЦЕНИВАНИЕ ДЕТЕЙ

- Давайте вернёмся к этикеткам и посмотрим, какое количество жиров, белков и углеводов содержатся в каждом продукте питания.
- Откройте рабочие тетради на стр. 62, найдите задание № 2.
- Заполнять таблицу мы будем коллективно.

5 слайд – таблица для практической работы

Поднимаю этикетку молока и показываю детям.
- Первый продукт, пищевую ценность, которого мы рассмотрим – молоко.
- Запишите его название в таблицу.
- Расскажи о пищевой ценности молока. (1 ученик рассказывает, остальные дети записывают)
Следующий продукт шоколад. Запиши это слово во второй строке.
- Расскажите о содержании белков, жиров и углеводов в нём.
- Третий продукт - булочка. Расскажите об её пищевой ценности. Остальные записывают данные в третьей строке.
- Далее мы поговорим о соке. Запишите в следующей строке это слово.
- Что интересного вы заметили? (Не содержит жиров и белков)
- И последний продукт – йогурт. Правильно запишите это слово в последней строке. Занесём данные о пищевой ценности.
- Какая колонка осталась незаполненной? (витамины)
- Запишите названия витаминов в свою таблицу. Обратите внимание, что названия витаминов обозначают большими латинскими буквами.
- В каких из этих продуктов самое высокое содержание белков, жиров, углеводов, витаминов?
- Сравните результаты и сделайте вывод.
Вывод: белки – в шоколаде, жиры – в шоколаде, углеводы – шоколаде и булочке, витамины – в соке и молоке.
- В разных продуктах содержится разное количество белков, жиров, углеводов, витаминов. Ещё раз посмотрите на таблицу.
- Какой должна быть наша пища? (Разнообразной)
- Любая пища может быть как полезной, так и вредной. Когда она может стать вредной для организма человека? (Когда человек переедает)
- Значит, пища должна быть не только разнообразной, но и в меру.

ОЦЕНИВАНИЕ ДЕТЕЙ

- А сейчас мы немножко отдохнём.

IV. Физминутка.

Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать.
Раз присесть, достать до пятки.
И плечами покачать.
А затем, как на зарядке,
Прямо и красиво встать.
Руки вытянуть пошире
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Физкультминутка, как зарядка.

V. Знакомство с пищеварительной системой организма человека.

  • С пищей человек получает необходимые питательные вещества.
  • А как же белки, жиры, углеводы и витамины попадают в организм человека и усваиваются об этом мы и поговорим сегодня.

6 слайд - органы пищеварения

Сопроводительный рассказ учителя.
- Сначала пища попадает в ротовую полость. Мы пережевываем пищу, наши зубы превращают её в маленькие кусочки и перемешивается языком. Слюна размягчает пищу и облегчает процесс глотания. Язык проталкивает пищу в глотку. Через глотку и пищевод еда проходит в желудок. В желудке еда переваривается с помощью желудочного сока до состояния густого супа. Эта кашица проходит дальше в кишечник. Там и заканчивается её переваривание. Большую роль в пищеварении играет печень. Она выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения, – желчь. В тонком кишечнике частицы питательных веществ впитываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу.
Остатки «супа» попадают в толстый кишечник. Здесь полезные вещества и вода всасывается в кровь. Остатки выносятся в прямую кишку.

- А теперь давайте посмотрим, как вы запомнили названия органов пищеварения.

7 слайд – органы пищеварения (установить связь)

- Молодцы! Вы можете работать ещё лучше!

ОЦЕНИВАНИЕ ДЕТЕЙ

VI. Правила питания.

- Твоему организму нужна по-особому обработанная пища. Для того, чтобы обед пошел впрок, все, что попало в рот, — котлета и каша, картофель и хлеб, масло и варенье, яблоко и конфета, - должно перевариться и всосаться в кровь.
- А поэтому необходимо выполнять следующие правила питания:

8 слайд – правила питания (дети читают)

  1. Нужно стараться есть разнообразную пишу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.
  2. Булочек и сладостей надо есть поменьше, особенно если име­ешь склонность к полноте. В этой пище очень много углеводов, из­лишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей.
  3. Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.
  4. Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.
  5. Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.
  6. Утром перед школой надо обязательно завтракать. Некоторые ребят по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что- то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.
  7. Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.

- Какое из правил вам было знакомо?
- Какие правила вы выполняете?
- Дети, что важно делать для того, чтобы быть здоровым? (правильно питаться)

VII. Закрепление. Индивидуальная работа.

- Вы сегодня хорошо поработали, и я хотела бы посмотреть, как вы усвоили новый материал.
- Для этого разгадаем кроссворд.

2 человека выполняют тест. 9 слайд - кроссворд

Разгадайте кроссворд:

По горизонтали:

1. Вещество, без которого человек умрет через 3-4 дня;
2. Питательные вещества, необходимые для роста организма, со­держащиеся в мясе, рыбе, твороге;
5. Продукт животного происхождения, необходимый в большом количестве грудным детям;
8. Орган пищеварения в виде трубки, соединяющей рот и желудок;
9. Инструмент, помогающий человеку заботиться о зубах;
10. Орган пищеварения, выделяющий желчь.

По вертикали:

1. Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах;
3. Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком;
4. Желание есть;
6. Как назвать одним словом – огурец, лук, помидор;
7. Орган, в котором пища начинает перевариваться.

(Ответы:
По горизонтали: 1. Вода. 2. Белки. 5. Молоко. 8. Пищевод. 9. Щетка. 10. Печень.
По вертикали: 1. Витамины. 3. Голод. 4. Аппетит. 6. Овощи. 7. Желудок
.)

- Молодцы!

VIII. Итог урока

- Что было интересным на уроке?
- Что нового вы узнали о том, как правильно питаться?

10 слайд – Прежде, чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть.

IX. Домашнее задание