Задачи:
- Познакомить с понятием «гипотеза», учить собирать факты для доказательств гипотезы;
- формировать исследовательские навыки, учить планировать свою деятельность;
- развивать логическое и критическое мышление.
Цель проекта: На основе исследования комнатных растений создать модель комнаты с комнатными растениями, расположенными в зонах, благоприятных для их роста.
Оборудование: А.А. Вахрушев «Я и мир вокруг» (учебник-тетрадь для 1 класса, 2007г.), АРМ, презентация PowerPoint (Приложение 1), Macromedia Flash, комнатные растения.
Ход урока
Орг. момент
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей. (Слайд 1).
Актуализация знаний
Сегодня на уроке окружающего мира мы с вами будем исследователями. А когда мы уже были исследователями? Правильно, когда поставили перед собой задачу открыть тайну семян фасоли, гороха. Мы работали над проектом «Выращивание растений из семян гороха и фасоли».
Мы проверяли, живые или неживые семена гороха и фасоли. Результатом этого проекта стало вот это растение. (Показ растения, выращенного из семени). Давайте вспомним, какие условия нужны для того, чтобы из семени выросло растение. (Солнечный свет, почва, воздух, вода, тепло). (Слайд 2).
Может ли фасоль расти в цветочном горшочке в комнате? Горох, картофель, кукуруза, пшеница, капуста, фасоль – это какие растения? Где они растут?(Ответы детей).
Эти растения обработаны, возделаны и выращены человеком, это культурные растения. Расти они могут только на культурном слое почвы, т.е. на земле со следами деятельности человека. Им нужна хорошая почва на большой территории.
Откройте учебники на стр. 18. Перечислите рисунки с изображением культурных растений и обведите их красным карандашом. (Слайд 3). О культурных растениях будем говорить на следующих уроках.
Проверьте правильность выполнения работы на экране. Какие рисунки не обвели? Почему? (Это дикорастущие растения). А почему не обвели цветок в горшке? Это комнатное растение – герань. Обведите его синим цветом. (Слайд 3).
Постановка проблемы
У кого дома есть комнатные растения? Все ли вы знаете, как они называются? С какой целью их выращивают? (Слайд 4). ( Они очищают воздух, украшают наше жилище, школу, влияют на наше здоровье).
Можно ли сказать, что комнатные растения – наши друзья? А как надо относиться к друзьям? (Друзьям надо помогать, беречь их, заботиться о них). (Слайд 5).
Знаете ли вы, что:
- что цветы чувствуют атмосферу;
- к ним надо относиться как к живым существам: говорить с ними, уметь слушать их;
- у цветов характер как у маленьких детей;
- обижать цветы нельзя!
Хорошо ли чувствуют себя ваши комнатные растения? Бывает ли так, что мы хорошо ухаживаем за комнатными растениями (как нам кажется), а они болеют, плохо себя чувствуют? (Слайд 6). У них желтеют кончики листьев, опадают цветы и листья? Что нужно учитывать при выращивании растений, чтобы растения чувствовали себя хорошо?
Раз сегодня мы с вами ученые-исследователи, то я как ученый выдвигаю гипотезу. (Слайд 6). Гипотеза – это предположение, т.е. я предполагаю:
Чтобы комнатное растение чувствовало себя в нашей комнате как дома, ему нужно создать особые условия.
- Как вы понимаете эту гипотезу? Что значит «чувствовать себя как дома»?
- Как вы думаете, какие для этого условия нужны растениям?
- Сегодня на уроке мы попытаемся доказать или опровергнуть эту гипотезу.
- На уроке мы попытаемся создать модель комнаты, в которой растения будут чувствовать себя как дома.
Планирование работы
Ученые прежде, чем приступать к исследованиям, составляют план своей работы. Мы тоже составим план и будем учиться работать по плану. (Слайд 8)
- Собрать информацию о разных растениях;
- Выяснить, какие условия нужны комнатным растениям для роста и развития;
- Отобрать подходящие комнатные растения;
- Разместить их в помещении с учетом особенностей растений.
Сбор информации.
Группа детей получила задание – узнать о своих комнатных растениях и рассказать нам о них. При сборе информации они использовали разные книги. (Слайд 7).
Вторая группа детей получила задание рассказать о правилах ухода за растениями.
Информация для учителя. Растения выбираются по критериям:
- Различные места обитания растений (родина растения);
- Различные условия содержания;
- Влияние на здоровье человека (ядовитые или неядовитые)
Рассказ 4-x человек о комнатных растениях: спатифиллум, диффенбахия, кактусы, сенполия (фиалка). На экране слайды (Слады 10-13) с изображениями данных цветов. (Материал в Приложении). По возможности демонстрируются живые растения.
Рассмотрите карту в учебнике на стр. 19. Найдите родину комнатных растений. (Слайд 14). Почему комнатные растения предпочитают разные условия в наших жилищах? (В природе они росли в разных условиях и привыкли к ним, приспособились).
Мы собрали информацию о растениях. Узнали, где в природе встречаются эти растения.
Выслушаем другую группу ребят с правилами ухода за растениями. (Приложение4)
Рассказ 3-x человек о правилах ухода за растениями (Слайды 15-16).
Изготовление и оформление проекта.
Растения - это самое естественное украшение помещения. (Слайд 17). За ними нужен постоянный и индивидуальный уход. Эти зеленые питомцы отблагодарят вас чистым воздухом, красивыми цветами, листвой, а некоторые даже и плодами, если вы будете за ними тщательно следить и ухаживать.
Посмотрите на экран. (Слайд 18). Это одна комната с разных точек. Как назвать эту комнату? (Детская). Нравится ли вам комната? Хотелось бы вам жить в такой комнате? А что хотели бы изменить, добавить? Как использовать знания, полученные на уроке, при украшении комнаты цветами? (Слайд 19)
Надо расположить комнатные растения с учетом их особенностей. Какие условия нужно учитывать при расположении цветов в комнате?
Отбор критериев обсуждается вместе с детьми: (Слайд 20)
Где будет находиться (комната, кухня, ванная, прихожая);
Откуда растение пришло (происхождение);
Какие условия нужны растению для хорошего роста;
(Условия: солнечный свет, тепло, полив.)
На экране часть комнаты с окном. Учитель объясняет, что это окно на южную сторону, т.е. солнечная сторона, бывает много солнца. (На слайде 4 комнатных растения, о которых рассказывали дети).
Нам надо выбрать цветы, которые подойдут для детской комнаты. Все ли из них можно поместить в комнате? Почему?
Какие цветы можно расположить на подоконнике? Почему? (Кактусы)
Где надо расположить другие цветы, учитывая их особенности? Объяснить свой выбор. (На объекте мультимедиа Flash, созданной с помощью программы Macromedia Flash, учитель передвигает растения в указанные детьми места. Если растению не подходит данное место, на экране появляется рисунок погибающего растения. Ученики объясняют причины гибели растения.)
Нравится ли теперь комната? Чем она привлекает вас? Растения в доме необыкновенно украшают интерьер, делают его теплее и уютнее. Они помогают справиться со стрессовыми ситуациями. Очень важна санитарно-гигиеническая роль. Растения поглощают пыль, очищают воздух, а также могут использоваться как лекарственные растения.
У нас получился проект «Модель комнаты с комнатными растениями, расположенными в зонах, благоприятных для их роста».
Смогли мы доказать гипотезу: Чтобы комнатное растение чувствовало себя в нашей комнате как дома, ему нужно создать особые условия?
Итог урока
Подведем итог урока. (Слайд 21) Сегодня на уроке мы:
- познакомились с тем, что такое гипотеза;
- учились ее доказывать;
- учились планировать свою деятельность;
- учились работать по плану;
- учились создавать проекты;
Сегодня мы с вами действительно были исследователями.
Творческое задание.
Конкурс творческих проектов. (Слайд 22)
Дома я предлагаю вам сделать проект своей комнаты или комнаты, в которой вам хотелось бы жить, и обязательно украсить ее комнатными растениями, расположив их так, чтобы растениям было комфортно. (Показ рисунков-образцов на экране).