Поисковая работа как средство воспитания патриотов

Разделы: Внеклассная работа


1. Введение

Любовь к родному краю, знание его
истории – основа, на которой только
и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества

Академик Д.С. Лихачев

Данные методические рекомендации адресованы, прежде всего, педагогам дополнительного образования и руководителям музеев. В настоящее время накоплен громадный арсенал научных средств и методов организации поисковой деятельности.

Цель пособия – использование метода научного исследования при организации и проведении поисковой работы.

Под термином «научно-исследовательская работа» понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством педагога.

Актуальность и своевременность данных методических рекомендаций обосновывается тем, что в основе поисковой деятельности лежит развитие навыков научно – исследовательской деятельности.

Ценность метода научного исследования заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на свои результаты поиска с позиции ученого.

Краеведческий материал – это связь науки с жизнью, связь с современностью. А главное, что при умелой организации поисковой работы у подрастающего поколения воспитываются лучшие качества гражданина и патриота.

Материалы, представленные в пособии, показывают, как на местном краеведческом материале можно рассказать о замечательных земляках, помочь детям понять общие исторические сведения, характерные для города Сызрани и применить метод научного исследования при оформлении результата поисковой работы.

2. Основное содержание

Традиционно сложилось так, что город Сызрань славится высоким духом патриотизма. Здесь все, от мала до велика, называют себя «сызранцами», бытует уважение к героическому прошлому и настоящему.
Воспитать в духе патриотизма, что же это означает? Словари говорят, что патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу. Значит патриотизм – это любовь, а любовь – это, прежде всего, ответственность за объект своей любви. Патриотизм начинается с чувства сопричастности к подвигам земляков, с открытого сердца, чистой совести и добрых дел.
Наши земляки всегда вносили достойную лепту в дело защиты Родины. Подвиги воинов – лучшее тому подтверждение. В 2008 году нашему городу исполняется 325 лет, поэтому сбор материала о своих земляках для юных следопытов особенно дорог.
В моей педагогической деятельности краеведческая работа носит системный характер. При этом я пытаюсь решать следующие задачи:

  • расширение и углубление знаний по истории ДТДиМ, города и области;
  • формирование умений и навыков общения и выступлений перед аудиторией;
  • мотивация ребенка на использование полученных знаний в научно – исследовательской деятельности;
  • применение метода научного исследования в поисково – краеведческой работе.

Тема Великой Отечественной войны не отошла в прошлое истории. Она и сегодня актуальна, потому что связана с основными проблемами нашего времени: немногие вернулись с фронта, немного осталось тех, кто вынес войну и уцелел. Они уходят от нас, возраст берет свое. 1140 человек – участников Великой Отечественной войны, сызранцев встретили 63 годовщину Победы. Более 11 тысяч солдат не вернулись с полей сражений, многие умерли от ран, болезней, переживаний уже в мирное время. Только за последний год покинули строй 360 сызранских ветеранов. Потому священный долг каждого поколения: сохранить имена солдат – защитников Родины для потомков.

Руководство самостоятельными исследованиями обучающихся, проверка и оценка работ, представленных на мероприятиях различных уровней, позволила сделать вывод, что юные исследователи слабо понимают, что такое научная работа.

Итак, что такое научное исследование при проведении поисковой работы, как оно делается, стоит ли этим заниматься? Если да, то как? Попробуем ответить на все эти вопросы.
Основными направлениями в работе являются:

  1. Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
  2. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
  3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
  4. Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
  5. Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.
  6. Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
  7. Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
  8. Редактирование и издание ученических научных сборников.

Первое условие – цель исследования должна быть конкретной.

Второе условие, которому должна удовлетворять выбранная задача работы – быть доступной. Есть вопросы, на которые найти ответ вы не сможете или из-за недостатка знаний, или из-за отсутствия необходимого оборудования.

Третье условие, соблюдение которого необходимо – работа должна быть нужной. Её результаты должны быть интересны не только вам, но ещё какому-то кругу людей. Одно из самых бесспорных проявлений таланта учёного – умение выбрать наиболее актуальную тему исследования. Не стесняйтесь советоваться с научными сотрудниками, специалистами. «Нужность» той или иной работы зависит от современного уровня соответствующей отрасли знаний, от тенденций её развития. Понятно, что без помощи здесь вам не обойтись.
Наконец, четвёртое условие – работа должна быть вам интересна. Если самому не любопытно, каков будет полученный результат, если не доставляет радости сам процесс работы, лучше не беритесь за неё вовсе.

Впрочем, недаром говорят, что аппетит приходит во время еды. Часто интерес к работе проявляется в ходе самой работы.

Говоря о выборе темы исследования, хочется сделать одно замечание. Не забывайте, однако, что начинать надо обязательно с вопросов, которые вы способны решить сами. Очень ценно, что юные краеведы находят темы исследований совсем близко, в окружающей жизни: «Высок и свят их подвиг незабвенный» (о жизни и деятельности Дворца пионеров в годы Великой Отечественной войны), «Забвению не подлежит» (о героях-сызранцах, участниках Сталинградской битвы), «На взлете прерванный полет» (о Герое России, курсанте школы юных космонавтов ДТДиМ, Кириллине Алексее).

Этапы работы над научным исследованием.

  1. Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.
  2. Выбранную тему обсудить на заседании своей секции или индивидуальной консультации с руководителем.
  3. Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор определил самостоятельно.
  4. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.
  5. На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
  6. Оформить работу и на основе её содержания подготовить небольшое (7 – 10 минут) выступление на итоговой конференции.

В ходе написания каждой работы автор работы определяет алгоритм действий по выполнению научной работы:

  • знакомство с архивными материалами;
  • систематизация статей из книг, журналов, газет;
  • изучение соответствующего сайта в Интернете и литературы по данному вопросу;
  • переписка героя;
  • проведение встреч, уроков мужества с участниками и свидетелями исторических событий, запись их рассказов;
  • краеведческие изыскания в архиве;
  • изучение экспонатов и материалов, не включенных в экспозицию;
  • обработка и изучение собранных краеведческих материалов;
  • использование их при подготовке сообщений.

Для изучения темы используются эмпирические методы:

  • метод опроса, анкетирование;
  • использование визуальных документов (фильмы, фотографии, видеофильмы);
  • анализ личных документов (дневники, письма – «документы жизни», как их называет К. Пламер)

Ребята овладевают теоретическим и практическим материалом по выбранной проблематике, анализируют различные точки зрения на данную проблему. Разрабатывают и проводят исследование в соответствии с гипотезой и целью исследования. Результатом работы можно считать не только интеллектуальное обогащение, но и личное развитие ребенка. Как показывает опыт, окружающие отмечают у детей повышение самооценки и уверенности в себе. Ребята не боятся обсуждать и анализировать свои гипотезы. Обучающиеся почувствовали себя востребованными как личности, состоявшиеся в научном плане.

Результаты поэтапно фиксируются в виде описания, социальной целесообразности. Следует учесть, что итоги исследовательской работы должны быть реальными, то есть теоретическая проблема должна завершаться ее конкретным решением, а практическая – ее конкретным результатом. Совокупность всех этих материалов и готового решения и составляют научную работу учащихся. По данной работе можно судить об уровне интеллекта ребенка.

3. Заключение

Поисковая работа – это один из сложных разделов в организации научно-исследовательской работы.

Она мобильна как по времени, так по результативности, а значит, наиболее привлекательна для вовлечения туда обучающихся и приобщения их к поиску, изучению истории, национальных традиций нашего народа.

Краеведение помогает нам осознать причастность к делам наших предков, изучить свои корни, ощутить неразрывную связь с предшествующими поколениями.

Именно благодаря любви к Родине, нашему народу удавалось выходить из самых сложных ситуаций в тяжелые периоды истории. Поэтому нам необходимо возрождение высоких гражданских чувств. И начинать эту работу лучше всего с родного порога. С малой Родины.

История города неотделима от истории великой России.

Большую роль в организации научно-исследовательской деятельности играет музей «Необъявленные войны» ДТДиМ. Он является тематическим систематизированным собранием подлинных памятников истории нашего края.

Практическая значимость участия в поисковой деятельности заключается в том, что она несет не только обучающий, но и воспитательный характер: формирует лучшие качества: принципиальность, честность, гуманность, целеустремленность и служение народу.

Существенно и то, что краеведение дает возможность ребенку научиться легко и без комплексов общаться на любом уровне.

Теоретическую значимость данного вида деятельности автор видит в том, что:

  • систематизирован материал по данной теме исследования;.
  • обоснован опыт работы по формированию патриотических чувств и развитию пионерского движения в годы Великой Отечественной войны;.
  • проанализирован на основе научных методов сбора и обработки информации.

Создание экспозиций – это результат применения метода научного исследования, возрождение развития патриотического движения, которое способствует воспитанию любви к Родине, делает юного гражданина достойным наследником лучших традиций своего Отечества.

Библиографический список литературы

1. Абросимова Г.Н., Василенко М.Г. «Свидетельства Великой Отечественной войны», М., 2000 год.
2.Гнедовский М.В. Музей и образование. Музейное дело и охрана памятников Экспресс-информация. – Вып 1990 г.
3. Иванов П.В. «Изучение материалов о Великой Отечественной войне» М., Педагогика, 1975 год.
4. Милонов Н.П., Кононов Ю.П. «Историческое краеведение (основные источники изучения истории родного края). Пособие для студентов педагогических вузов, М., Просвещение, 1969 год.
5.Матюшин Г.Н. «Историческое краеведение» М. , Просвещение, 1975 год.
6. Морозенко В.С. «Золотые звезды Сызрани», Сызрань. Творческое товарищество «Журналист», 1995 год.
7.Морозенко ВС. «По законам военного времени», Сызрань. Творческое товарищество «Журналист», 2003 год.
8. Морозенко В.С. «Сызрань годы и люди», Сызрань. Творческое товарищество «Журналист», 2002 год.
9. Михайловская А.И. «Музейная композиция» (организация и техника), М., 1964 год.
10. Михайлов В.И. «Герои земли Самарской», ГУВД Самарской области, 2002 год.
11. Соколова И.В. «Следопыты ведут поиск», М., Просвещение, 1973 год.
12. Строев К.Ф. «Краеведение», М., Просвещение, 1974 год.
13. Остапец А.А., Абросимова Г. Н., Трубачева М.Е. «Патриотическое воспитание школьников средствами краеведческой деятельности», М., 2003 год.
14. Шепелев А.Е. «Архивные разыскания и исследования» М., Военная школа, 1978 год.
15. Юньев А.С. «Общие вопросы краеведения». Просвещение, М.,1971 г
16. Юньев И.С. «Беседы о краеведении», М. Знание. 1966 год

Приложение