Цели:
- познакомить учащихся с историей космонавтики;
- развивать любознательность, расширять кругозор учащихся;
- воспитывать чувство гордости за свою Родину, желание сделать себя лучше, совершенствовать свои человеческие качества.
Оборудование: шлемы для полета, рисунки машины времени, карточки с датами.
ПОДГОТОВКА ПУТЕШЕСТВИЯ.
На этом этапе, на уроке технологии можно изготовить шлемы для полета. (Полоска вокруг головы и антеннки). На каждом шлеме написать имя космонавта.
На уроке изобразительного искусства дети рисуют машину времени и составляют рассказ о ней.
ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ.
(На доске рисунки детей)
- Сегодня наш отряд юных космонавтов отправляется в необычное путешествие. Мы проникнем в черную дыру, переместимся назад во времени и снова увидим самые важные события в истории освоения космоса.
- А на чем мы можем совершить такое удивительное путешествие?
Дети представляют свои машины времени и рассказывают, как можно на них совершить путешествие.
- Аппарат для путешествия у нас готов. В добрый путь!
- Пристегните ремни! Наденьте шлемы. Наш полет начинается. Закройте глаза, мы совершаем прыжок во времени.
- Вот мы в России в 1957 году. В этом году 4 октября был запущен первый искусственный спутник Земли. Он так и назывался “Спутник”.
Главным конструктором космических кораблей, руководителем полетов был Сергей Павлович Королев. В это время космическая эра только начиналась.
Здорово, наверное, когда тебя с невероятной скоростью выстреливают в космос.
- Какое событие произошло 4 октября 1957 года?
- Как вы думаете, кто был первым живым существом, побывавшим в космосе?
- Первый космонавт был четвероногим — собака по кличке Лайка.
Все ждали, скоро полетит человек!
- Закрывайте глаза, мы совершаем еще один прыжок.
- Мы продолжаем путешествие и перемещаемся в 1960 год.
Первого полета человека ждали и одновременно очень боялись этого. Ведь там, на огромной высоте, в абсолютной пустоте и невесомости, еще никто ни разу не был. И даже главный конструктор не скрывал тревоги.
Перед стартом человека в космос было решено провести несколько пробных полетов без человека.
15 мая 1960 года запущен такой же корабль, на котором должен лететь человек. Место космонавта там заняли мыши. Четыре дня корабль был на орбите. Затем, когда была дана команда, возвращаться на Землю, корабль не послушался. Мыши так и остались в космосе.
19 августа на орбиту отправились две симпатичные собачки — Белка и Стрелка. Они 17 раз облетели вокруг Земли и благополучно приземлились. Это обрадовало инженеров: раз летают и возвращаются собаки, значит, сможет полететь и человек.
Мы продолжаем путешествие во времени и наш корабль останавливается в 1961 году.
К полету в космос готовился отряд космонавтов из нескольких человек. Но для полета должны были отобрать только одного человека.
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать первый космонавт?
(Воля к победе, выносливость, целеустремленность, ощущение коллектива, трудолюбие, уравновешенность, умение отстоять свою точку зрения.)
- Кто хотел бы обладать такими качествами?
- На каждого члена отряда космонавтов была составлена характеристика. И были отобраны два человека Юрий Гагарин и Герман Титов. Кто из них будет первым космонавтом, официально еще не было объявлено. Окончательное решение предстояло принять на космодроме.
8 апреля 1961 года на заседании Государственной комиссии было утверждено задание на космический полет. Юрий Алексеевич Гагарин назначен первым космонавтом, а Герман Степанович Титов его дублером. Полет был назначен на 12 апреля 1961 года. Уезжая из дома на космодром Байконур, Гагарин сказал жене, что полет назначен на 14 апреля.
- Почему он назвал неверную дату?
(Гагарин не хотел, чтобы семья переживала за него. О его полете они узнали из сообщений по радио).
12 апреля на Байконуре стояла прекрасная погода. Там в Южном Казахстане, наступила весна, зацвели поля и деревья. Юрий Алексеевич, как всегда, был спокоен, много шутил. Даже подбадривал слишком озабоченного Королева. Когда он сел в кабину корабля, тут же попросил включить музыку. В момент старта бодрым голосом произнес знаменитое: “Поехали!”, а когда его корабль оказался, наконец на орбите, он радостно воскликнул: “Красота-то, какая!”. Это было первое впечатление человека, оказавшегося в космосе. Космический корабль, на котором полетел Гагарин, назывался “Восток”.
А. Т. Гагарина “Память сердца” (иллюстрации с комментариями)
14 апреля Москва встречала первого космонавта. Гражданина Вселенной, как его тогда называли. В Москве стояла небывало теплая погода — настоящий летний день. Тысячи москвичей пришли на Красную площадь, чтобы взглянуть на человека “оттуда”. Чтобы сказать “спасибо” за его смелость. Юрий Алексеевич стоял на трибуне, по своему обыкновению широко и счастливо улыбался. И совершенно по-особому, по-гагарински приветствовал москвичей — двумя руками сразу.
Закрывайте глаза.
- И мы совершаем последний прыжок во времени в 1972 год.
- Вы узнаете о визитной карточке Земли.
Космический аппарат “Пионер 10”, запущенный в 1972 году, несет на себе металлическую пластину, своеобразную “визитную карточку”, на тот случай, если он когда-нибудь встретится с разумными существами. На пластине выгравирован внешний вид землян и звездная карта, указывающая, где расположена Солнечная система.
- Но вот наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся домой. Снимите шлемы, отстегните ремни.
- Скажите, кто из вас хотел бы стать космонавтом, что привлекло в этой профессии?
- А сейчас, мы проверим, на сколько вы были внимательными во время полета.
Нужно разгадать кроссворд.
1. Фамилия первого космонавта Земли.
2. Кличка первого четвероногого космонавта.
З. Название корабля, на котором полетел Ю.А.
Гагарин.
4. Фамилия главного конструктора и руководителя
первым полетом.
5. Космический аппарат, который несет на себе
визитную карточку Земли.
6. Месяц, когда состоялся первый полет в космос.
7. Название космодрома, с которого полетел Ю.А.
Гагарин.