Умножение на однозначное и двузначное число, 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема: Умножение на однозначное и двузначное число.

Цель: формировать навыки и умения письменного умножения на однозначное и двузначное число.

Задачи:
  1. Образовательная:
    • Создать оптимальные условия для формирования у учащихся навыков и умений умножения на однозначное и двузначное число.
  2. Развивающая:
    • Формировать умение рассуждать, произвольное внимание, гибкости мышления; активизировать мыслительную деятельность учащихся;
  3. Воспитательные:
    • Дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
    • Учить работать в группах и парах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.

Тип урока: урок – закрепление знаний.

Оборудование:

  • печатные листы для групповой работы;
  • индивидуальные печатные листы для самостоятельной работы;
  • инструкционная карта;
  • оценочная таблица (для самооценки);
  • компьютер;
  • Кузя – компьютерный герой;
  • Учебник – В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва «Математика 3 класс». Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2000.

Ход урока:

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность детей

I. Организационный момент. Мотивация.

Создать эмоциональный фон урока

 

 

Приветствие. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

- Определи настроение и отметь его в оценочной таблице. (Приложение №1)

- Сегодня к нам на урок пришёл всем вам знакомый компьютерный герой – Кузя. Он работает на компьютере, но с его машиной случилось несчастье – поселился электронный вирус. Поэтому Кузя просит нас ему помочь.

Приветствие

- А что для этого мы можем сделать?

- Тема урока: «Умножение на однозначное и двузначное число».

- Решить все учебные задания на уроке.

- Какую цель поставим для себя на этот урок?

- Повторить способы умножения на однозначное и двузначное число.

II. Актуализация имеющихся знаний. Числовая цепочка.

  • Развивать мыслительные операции, такие как установление закономерности в ряд у чисел.
  • Развивать вычислительные навыки.
  • Повторить алгоритм умножения на однозначное число.

- Итак, давайте прочитаем в инструкционной карте первого блока. (Приложение №1)

- Найдите значения выражений, записанных на доске.

- Числовая цепочка.

На доске: 11х8, 12х5, 25х4, 16х6, 19х4

 

88, 60, 100, 96, 76

- Расположите значения произведений в порядке убывания.

100, 96, 88, 76, 60.

- Установите закономерность.

- Числа уменьшаются на 4, 8, 12, 16.

- Продолжите ряд до конца.

((-20) 40, (-24) 16)

100, 96, 88, 76, 60, 40, 16.

- Кузя предложил свой ответ и хочет проверить ваш.

 

- Назовите «лишнее» число и «интересные» числа.

- «Лишнее» число – 100 – трёхзначное.
- «Интересные» числа – 100, 60, 40 – круглые десятки, 88 – одна цифра в записи числа, 96 – перевёрнутая цифра в записи десятков и единиц.

- Объедините в группы по общему признаку.

- Круглые десятки: 100, 60, 40;
цифра 6 – 96, 76, 60, 16.

- Работаем с числами 96, 76, 88.

Выполните умножение этих чисел на 9.

96 х 9 = 864
88 х 9 = 792
76 х 9 = 684

- Что общего?

- Сумма цифр значений произведений равна 18.

- Найдите лишнее число.

- «Лишнее» число – 792;
864 и 684 – одинаковые цифры в записи чисел.

III. Обобщение знаний учащихся.

  1. Повторить алгоритм умножения на двузначное число.
  2. Развивать вычислительные навыки.

1) - Кузя направляет нас в следующий блок. Прочитайте его.

(Обращение к инструкционной карте)

- Выполните задание в группе по типу «Вертушка». (Приложение 1)

Выполняют умножение на двузначное число.

2) Два ученика работают у компьютера (выполняют тест).

- Проверьте свою работу, выслушав товарищей. Оцени себя в оценочном листе знаком «+» или «-».

 

Оценивание своей работы.

IV. Физминутка

Эмоциональная разгрузка

Мы выходим на разминку,
На зарядку становись.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Хватит – хватит, прибежали,
Потянулись, подышали!
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
На носок, потом на пятку,
Всё, мы сделали зарядку!

 

V. Диагностика сформированности полученных и обобщённых знаний и умений.

Проверить сформированности полученных знаний и умений.

- Кузя говорит, что «математику нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед». А это значит, что он приглашает вас поработать в следующем блоке самостоятельно по учебнику (по вариантам).

 

I вариант – первое неравенство.
II вариант – второе неравенство.

- Выполнение задания № 537 в учебнике по вариантам.

- Обменяйтесь тетрадями, и каждый пусть проверит друг у друга по эталону на доске.

 

Оцени себя в оценочном листе знаком «+» или «-».

Оценивание своей работы.

VI. Решение задачи.

Сформировать умения «переносить» полученные знания в новые условия.

- Следующее задание Кузя предлагает выполнить каждому из вас по своим возможностям. Подумайте, какое задание вы хотите выполнить?

Выбор задания по своим возможностям.

Красный цвет: решите задачу по действиям.

Жёлтый цвет: решите задачу составлением выражения.

Зелёный цвет: решите задачу составлением выражения. Подбери другие вопросы к задаче и ответь на них.

Решение задачи.

  1. 10 х 15 = 150 (г.)- в 15 вазах.
  2. 30 х 20 = 600 (т.) – в 20 вазах.
  3. 600 – 150=на 450 (т.) больше.

30 х 20 – 10 х 15 = на 450 (т.) – больше.

Сколько цветов всего в цветочном магазине?

30 х 20 + 10 х 15 = 750 (ц.) – всего.

Во сколько раз гвоздик меньше, чем тюльпанов?

(30 х 20) : (10 х 15) = в 4 (раза) – меньше.

- Проверьте решение задачи по эталону на доске самостоятельно.

Проверка решения.

- Оцени свою работу кружком: красным, жёлтым или зелёным и знаком «+» или «-».

Оценивание своей работы. (Самооценка)

VII. Итог урока. Рефлексия. Оценка результатов работы.

Развивать умения давать самооценку своей деятельности на уроке.

- Я думаю, что Кузе мы помогли, и он будет доволен нами тогда, когда услышит от вас оценку своей деятельности на уроке. При этом каждый в своей оценочной таблице на строке «Итог» нарисуйте один кружок: красный, жёлтый или зелёный.

Оценивание своей деятельности в таблице и высказывание своего мнения об уроке.

Литература:

  1. Статья О. Горшковой «Такая разная математика». Газета «Начальная школа», №5, 2001.
  2. Статья Л. В. Киринчук. Урок математики в 4 классе по технологии «обучение в сотрудничестве», 2006.