СЦЕНА 1. «У ДИРЕКТОРА»
(Молодой специалист, закончив вуз, все лето ходит по школам в поисках работы, но, увы, вакансий нет. По окончании 1 полугодия Игорь Иваныч внезапно узнает, что в одну из школ города требуется учитель-математик. Окрыленный, он приезжает в школу и заходит на приемк директору)
ИГОРЬ ИВАНЫЧ. Добрый день! Я по поводу работы…
ДИРЕКТОР. Здравствуйте, здравствуйте, батенька! Так говорите, детей любите? Похвально! О школе всю жизнь мечтали? Замечательно! Царицу наук преподаете? Рад, рад, рад за Вас! (молодой специалист не успевает вставить при этом ни слова)
ДИРЕКТОР. У нас, батенька, несчастье! Ольга Ивановна в декрет ушла, и остались дети без учителя и без классного руководителя! Ребята там замечательные, золотые просто ребята! …Вот только Петров… Ну да вы молодой, энергичный – справитесь! Вот прямо сейчас идите и начинайте! (жмет руку и выпроваживает из кабинета)
ИГОРЬ ИВАНЫЧ. А… а класс-то какой?
ДИРЕКТОР. Как какой? Девятый! Поздравляю вас с началом педагогической деятельности! Успехов вам, батенька!
СЦЕНА 2. «В КЛАССЕ»
(Дети за партами увлеченно играют в игры на мобильных телефонах, пишут смс, слушают музыку)
ИГОРЬ ИВАНЫЧ. Здравствуйте, дети!
УЧЕНИК 1 (не поворачивая головы, механически бросает). Мы не дети…
ИГОРЬ ИВАНЫЧ (растерянно). Простите, товарищи…
ПЕТРОВ. Гусь свинье не товарищ!
ИГОРЬ ИВАНЫЧ. Извините, что Вы сказали?
УЧЕНИЦА 1. Петров, не наглей!
Все ученики выключают мобильники, разворачиваются к Игорю Иванычу и спрашивают хором: Вы кто???
ИГОРЬ ИВАНЫЧ. Я? Ваш новый учитель математики…и этот… классный руководитель…
ВСЕ. О-о-очень приятно!
УЧЕНИК 2. С чего начнете? Учить будете или воспитывать?
ИГОРЬ ИВАНЫЧ (с воодушевлением). Конечно, учить!
ПЕТРОВ. А может, не надо?
ИГОРЬ ИВАНЫЧ. Как не надо? Вы же выпускной класс!
(Звенит звонок, ребята собирают вещи, уходят, не обращая внимания на растерянного Игоря Иваныча.)
УЧЕНИЦА (из тихонь). Приятно было познакомиться! Извините, у нас литература, а Клара Ивановна зверствует! Представляете, «Отцы и дети» пересказывать заставляет, а кто отцы, кто дети – надо у нашего ботаника Сидорова спросить!
(все уходят)
СЦЕНА 3. «В УЧИТЕЛЬСКОЙ»
(Игорь Иваныч, потерянный, входит в учительскую, скромно садится. В ней, кроме Игоря Иваныча, 3 человека: Клара Ивановна – учитель литературы в 9 классе, учитель, читающий местную газету «Молву», учитель, проверяющий тетради)
КЛАРА ИВАНОВНА. Боже мой! Опять идти в этот 9 «а»! Как учить? Чему учить? А главное, кого там учить? Дебила Петрова?
УЧИТЕЛЬ, ПРОВЕРЯЮЩИЙ ТЕТРАДИ (укоризненно замечает). Клара Ивановна!!!
КЛАРА ИВАНОВНА. Что Клара Ивановна!? 30 лет Клара Ивановна! Спрашиваю: «Кто автор «Отцов и детей»? Отвечает: «Пушкин!» Ну разве не дебил?
ТОТ ЖЕ УЧИТЕЛЬ (возмущенно). Клара Ивановна! Что за выражения? Постеснялись бы, здесь молодой специалист!
УЧИТЕЛЬ, ЧИТАЮЩИЙ ГАЗЕТУ. Тихо, тихо, коллеги! Статейка в газете интересная, послушайте! «Педагоги 23 гимназии вернулись из Америки. 10 дней они находились в творческой командировке по обмену опытом в американских школах». Так, пропускаем… А, вот! «Учителя Америки имеют годовой доход в 60-100 тысяч долларов. Наполняемость классов – 8-12 человек. Недельная нагрузка учителя не превышает 15 часов».
УЧИТЕЛЬ, ПРОВЕРЯЮЩИЙ ТЕТРАДИ. Ничего себе!
КЛАРА ИВАНОВНА. Вот именно! А здесь смешная зарплата, их в классе – 30, и изволь обучать дебила Петрова!
УЧИТЕЛЬ, ПРОВЕРЯЮЩИЙ ТЕТРАДИ. Да в конце концов! Клара Ивановна!
(Звонок прерывает споры. Игорь Иваныч все время сидит с ошарашенным видом)
СЦЕНА 4. «НА ПЛАНЁРКЕ»
(Игорь Иваныч сидит грустный и одинокий в учительской. Входит учитель.)
УЧИТЕЛЬ. Вы классный руководитель 9 «а»?
ИГОРЬ ИВАНЫЧ. Я-а-а..
УЧИТЕЛЬ. Пройдемте, Вас приглашают на заседание профкома.
( за столом председатель профсоюзного комитета, его заместитель, секретарь)
ДИРЕКТОР. У нас к Вам, (смотрит в листочек) …Игорь Иваныч, кое-какие вопросы накопились.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА 1. 9 «а» Ваш? (Игорь Иваныч молча кивает) Макулатуру собирали? (Игорь Иваныч недоумевает) 5 кг от 30 человек! Плохо собираете!
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА 2. Математику в 9 «а» Вы ведете? 5 двоек за полугодие в выпускном классе! И все – по математике! ПЛОХО учите! (Игорь Иваныч не успевает вставить ни слова)
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА 1. На каникулах был смотр кабинетов. Что имеем? Парты исписаны, тряпки на батареях, на доске надпись: «Даешь каникулы до 2010 года!» Безобразие! ПЛОХО воспитываете!
ДИРЕКТОР. В общем, плохо работаете! Идите и исправляйтесь!!!
СЦЕНА 5. «ПОСЛЕ УРОКОВ»
(Печальный Игорь Иваныч идет домой, его догоняют девятиклассники)
ПЕТРОВ. О! Игорь Иваныч! А вот и мы!
ИГОРЬ ИВАНЫЧ. …
УЧЕНИЦА. Игорь Иваныч, можно вопрос? А чего Вы в школу работать пошли?
ИГОРЬ ИВАНЫЧ. Ну как же… Сеять! Это… разумное, доброе, вечное!
ПЕТРОВ. А зарплата у Вас какая?
ИГОРЬ ИВАНЫЧ. Ну…
ПЕТРОВ. Что, коммерческая тайна?
ИГОРЬ ИВАНЫЧ. Нет. Три тысячи 603 рубля!
УЧЕНИЦА. И как Вы на них живете?
ИГОРЬ ИВАНЫЧ. Мне хватает…
УЧЕНИК. А квартира у Вас есть?
ИГОРЬ ИВАНЫЧ. Конечно, я с мамой живу!
ПЕТРОВ (лениво). А тачка?
ИГОРЬ ИВАНЫЧ. Тачка??? А, тачка… Пока нет, да мне и не надо, я тут рядом со школой живу, всего 7 остановок…
ПЕТРОВ. Да ладно, Игорь Иваныч… не переживайте, мы Вас в обиду не дадим, подумаем, как Вам помочь…
ИГОРЬ ИВАНЫЧ. То есть как помочь?
ПЕТРОВ. Как-как – материально!
(Игорь Иваныч испуганно озирается)
УЧЕНИК. Да не бойтесь Вы, Игорь Иваныч, все в рамках закона! Мы с пацанами на стройке подрабатываем…в свободное от уроков время… Штука в день, на хлеб с маслом хватает!
ПЕТРОВ. Кончай базарить. На работу пора, завтра на математике встретимся, поговорим…
УЧЕНИК. О, кей! До завтра, Игорь Иваныч!
ИГОРЬ ИВАНЫЧ. До свидания, дети!
ПЕТРОВ. Да не дети мы!
ИГОРЬ ИВАНЫЧ (растерянно). Простите, товарищи…
УЧЕНИК. Во дает!
ПЕТРОВ. Да ладно, перевоспитаем…
( уходят)
ИГОРЬ ИВАНЫЧ. Может, правда, на стройку?
ДИРЕКТОР. Игорь Иваныч! Батенька! А я к Вам с хорошим известием! С 1 сентября зарплату педагогам зна-а-ачительно повышают!!! На стройке столько не заработаете!!!
(все выходят на поклон )