Внеклассное занятие для учащихся начальных классов "История о том, как кукушка покинула гнездо"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: учить детей понимать состояние окружающих людей, выражать свои чувства, воспитывать доброту, чуткость, стремление заботиться об окружающих.

Оборудование:

  • 4 чёрно–белых рисунка (формат А3):
  • а) резвящиеся сыновья;
    б) согнувшаяся мать, несущая ведро воды;
    в) дети, бегущие за птицей;
    г) кукушка, улетающая прочь;

  • магнитофонная запись ненецкой сказки  «Кукушка»;
  • конверты со словами пословиц (1 на парту);
  • лепестки из бумаги красного, зелёного, жёлтого, голубого, белого, коричневого и чёрного цвета;
  • маски, показывающие различное настроение (радость, грусть, равнодушие, огорчение).

Ход занятия.

1. Сообщение темы занятия.

- Здравствуйте, ребята! Пришло время нашей новой встречи с Солнечным Зайчиком. Он провёл нас по тропинкам «Нашего двора» и  «Долины детства». Нас ждут приключения на «Волшебных холмах» и в «Подземелье страшных сказок». Но это впереди. А сегодня Солнечный Зайчик познакомит нас с историей о том, как кукушка покинула гнездо. Послушайте эту историю. (Включается магнитофонная запись).

2. Работа по сказке.

 

а) Слушание сказки.

Кукушка.

Ненецкая сказка.

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать – убирай. Одежду промочат, а мать – суши. Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети не помогали. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит: - Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички. Несколько раз просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит:
- Я без пимов.
Другой говорит:
- Я без шапки.
Третий говорит:
- Я без одёжи.
А четвёртый и совсем не отвечает.
Сказала тогда мать:
- Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
Засмеялись дети и из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший есть – заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума. Закричал старший сын:
- Смотрите, братья, смотрите, улетает наша мать птицей!
Тут побежали дети за матерью, кричат ей:
- Мама, мы тебе водички принесли.
Отвечает им мать:
- Ку–ку, ку–ку! Поздно, поздно. Теперь озёрные воды передо мною. К вольным водам лечу я.
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают.
Меньший сынок кричит:
- Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!
Отвечает мать издали:
- Ку–ку, ку–ку, ку–ку! Поздно, сынок, не вернусь я.
Так бежали за матерью дети много дней и ночей – по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется. Навсегда бросила детей мать–кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

б) Беседа.

- Понравилась ли вам эта сказка?
- А её конец?
- Что заставило мать обратиться к детям с просьбой?
- Почему дети придумывали всякие отговорки?
- А когда же они решили выполнить просьбу матери?
- Что вы чувствовали, когда слушали эту сказку?

в) Работа с рисунками.

- Посмотрите на рисунок на доске, который иллюстрирует один из эпизодов сказки. Это чёрно–белый рисунок. Попытайтесь отразить
настроение детей, раскрасив рисунок.

- Как себя чувствуют мальчики?
- Какое у них настроение?
(Мальчики веселы, беззаботны, счастливы)
- Как при помощи цвета показать душевное состояние этих детей?
- Какие цвета должны преобладать?
(Яркие. Белый, жёлтый, оранжевый, розовый и т. п.).
Дети раскрашивают рисунок на доске.
- Согласны вы с тем, как наши художники выполнили эту работу?

г) Групповая работа

- А теперь каждая группа получит свой рисунок и цветом покажет, какие чувства у вас вызывает изображённое на рисунке событие.

1 группа раскрашивает рисунок, на котором уставшая мать несёт ведро воды.
2 группа – Мать превратилась в птицу.
3 группа – Дети бегут за птицей, зовут её назад.

Завершив групповую работу, учащиеся объясняют, почему использовали тот или иной цвет.

д) Подведение итога этого этапа работы:

- Как закончилась эта история?
- Почему?
(Дети не заботились о матери.)
- Как бы вы поступили на месте матери?
- А как бы вы поступили на месте детей?
- Какой вывод сделаем для себя?
(Надо заботиться о близких. Чтобы понять окружающих, надо поставить себя на их место.)

3. Игры.

- А сейчас мы с вами поиграем.

а) «Собери пословицу».

На каждой парте у вас в конверте слова  Достаньте их, разложите.
В парах вы попробуете собрать пословицу из этих слов. Приступайте.

На 1 и 3 партах получается такая пословица:

Нет на свете лучше дружка, чем родная матушка.

На 2 и 4 партах получается такая пословица:

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

- Какая пословица у вас получилась?
- Объясните, как вы понимаете её смысл.

б) «Цветик – семицветик».

- У вас на столах лепестки, вырезанные из цветной бумаги. Каждый из вас возьмёт лепесток такого цвета, какой покажет ваше настроение. А затем сложите один цветок на группу.
- Посмотрите, какое настроение преобладает в вашей группе.
- Ответственные в группе, подойдите к доске и среди масок, показывающих настроение, найдите ту, которая отражает настроение большинства  учеников в вашей группе. Прикрепите на доску.

4. Проверка домашнего задания.

- Немножко отдохнули, поиграли. Проверим домашнее задание.

Каждая группа получала задание обсудить ситуацию и найти решение.

1 группа.

Мама очень устала, пришла с работы, а дома  дети разбросали игрушки, одежду,  не вымыли за собой посуду, не выучили уроки.

Как поступит мама?
Как быть детям?

2 группа.

Маленькая сестрёнка плачет, а мамы дома нет. Что делать?

3 группа.

Скоро праздник. На подарки близким  у вас нет денег. Что делать?
Как сделать праздник запоминающимся, счастливым днём? (Дети рассказывают, показывают, какое решение они приняли.)

5. Подведение итога.

 

- Подошло к концу наше занятие. Пора подвести  итог. Нам поможет это сделать игра «Зеркало». Что делает зеркало?
 (Отражает  внешний вид того, кто в него смотрится.)
- А наше зеркало отразит наш внутренний мир.
- На доске  написаны числа. Каждому числу соответствует буква алфавита. Переведите числа в слова.

16  20  15  16  19  10  19  30  12  5  18  21  4  10  14  20  1  12  12  1  12

23  16  25  6  26  30  25  20  16  2  29  16  20  15  16  19  10  13  10  19  30 12  20  6  2  6

(Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.)

Ключ:

А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц Ч  Ш  Щ  Ъ  Ы  Ь  Э  Ю  Я

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24 25  26  27  28  29  30  31  32  33

- Какой же вывод  мы для себя сделаем  сегодня?
- Если будешь заботиться о близких, будешь внимателен к окружающим, тебе самому будет легче жить.

                                                                                                               

Литература.

1. Л.П. Стрелкова. Уроки  сказки. Москва, «Педагогика», 1990г.