Цели:
- Повторение и закрепление полученных знаний студентов по дисциплине “Основы права”.
- Формирование умений и навыков по принятию решений в конкретных жизненных ситуациях.
- Привитие практических навыков в процессе разбора и анализа конкретных правовых ситуаций.
- Активизация творческого мышления.
- Преодоление психологического барьера.
- Совершенствование индивидуальной и коллективной форм взаимодействия.
В олимпиаде участвуют команды студентов в количестве 3-4 человека. Члены жюри (преподаватели – гуманитарии) подводят итоги конкурсов и объявляют предварительные результаты. Все ответы ограничены временем и оцениваются по трехбалльной системе.
Задание 1. “Разминка”.
Каждая команда объясняет термины, которые им предлагает преподаватель.
(Например
- судебный прецедент, моральный вред, соучастие;
- религиозные нормы, доверенность, референдум;
- правовая доктрина, завещание, судимость;
- нормы морали, суд присяжных, правопорядок.)
Задание 2. “Эрудит”.
Для этого конкурса необходимо изготовить картонный кубик, на шести гранях которого изображены или написаны имена известных политиков и юристов. А члены команд должны рассказать о том человеке, который изображен на той грани, которая им досталась после броска кубика.
(Например, В.В. Путин, В. Мономах, П.Астахов, В. Жириновский и др.)
Задание 3. “Основной закон”.
Для этого конкурса преподаватель готовит вопросы о Конституции РФ; побеждает та команда, которая ответит правильно и быстро.
(Например,
- дайте определение понятия “конституция”;
- что такое конституционный строй;
- расскажите о структуре Конституции РФ;
- почему Конституция считается ядром системы права и т.п.)
Задание 4. “Детектив”.
Учащимся предлагаюся слова, из которых они должны составить детективный рассказ. Кроме того, они должны объяснить представленную в рассказе ситуацию с точки зрения закона.
(Например,
- братья Сергеевы, сосед, погреб, деньги, долг, тяжело заболел, выпустили, пригрозили;
- гости, соседи, изрядно навеселе, пощечина, оскорбления, несколько дней, повестка в суд;
- вечер, дорога, человек без движения, увидели, ушли, танцы, инфаркт, помощь)
Задание 5. “Мистификации”.
Все команды получают одинаковые тексты с ошибками (ошибки не орфографические или исторические, а правовые). Учащиеся должны не только найти эти ошибки, но и дать правильный ответ. Задание выполняется письменно.
Задание 6. “Пантомима”.
Члены одной команды должны без слов изобразить любое правонарушение, а члены другой команды – отгадать.
Задание 7. “Головоломка”.
Командам предлагается решить кроссворд по праву. Время ограничено. (Приложение 1)
Задание 8. “В мире мудрых мыслей”.
Преподаватель читает пословицы и поговорки, а команды по очереди объясняют их смысл.
(Например,
“Только слабые совершают преступления:
сильному и счастливому они не нужны.” Вольтер.
“Никакие выгоды, достигнутые ценой
преступления, не могут вознаградить потерю
душевного мира”. Г.Филдинг.
“Безнаказанность для преступника как овация для
актера”. Э. Севрус.)
В конце олимпиады жюри подводит итоги и награждает участников.