Оценка результатов экологического образования школьников

Разделы: Экология


На сегодняшний день экологическое образование можно рассматривать как активно развивающееся направление. Изменились и цели экологического образования – от формирования экологической ответственности до достижения учащимися экологической компетентности, комплексного интегрального качества личности, включающего экологическую культуру, коммуникативные, организационные навыки, навыки самореализации при осуществлении проектов, значимых для социоприродного окружения и т.п. Накоплен богатый потенциал форм, методов, средств и технологий осуществления экологического образования, в т.ч. «метод проектов», «технология критического мышления» и другие.

Однако оценка результатов учащихся по предмету «экология» осуществляется традиционным способом, не учитывается специфика и современное понимание «экологии» и «экологического образования» –  метапредметность, универсальность, социоприродная направленность; не учитываются достижения учащихся, вовлеченных в практическую и проектную деятельность, имеющую социоприродную значимость.

В связи с этим возникла идея изменения системы оценки таким образом, чтобы учитывались не только традиционные когнитивные достижения, но и результаты практической деятельности учащихся. В основу идеи положены работы известных ученых И.Я. Лернера [1], В.П. Симонова и Е.Г. Черненко [2], А.Ю. Либерова, Н.А. Менчинской [3], А.В. Хуторского [4]. В ходе реализации идеи весь спектр возможных образовательных достижений учащихся был определенным образом классифицирован. В основу классификации положен уровень усвоения содержания учебного материала, при этом учитывалась  целесообразность формирования, в первую очередь, общеучебных умений. Классификация представлена в таблице 1:

Таблица 1

Уровни усвоения

Общеучебные результаты экологического образования школьников

Описательный (умение выполнять учебные задания ОПИСАТЕЛЬНОГО типа) – ОПИСЫВАЕТ и воспроизводит факты, сведения, законы, явления, версии, закономерности; их содержание, специфику, сходства и различия, смысл терминов и понятий; значение науки для решения задач, возникающих в жизни;
– различает факты и мнения;
– на основе внешних признаков сравнивает, классифицирует, обобщает, характеризует, описывает;
– приводит примеры факторов, явлений, законов и т.п.;
– способен извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, выявлять основную и второстепенную информацию; адекватно, подробно или сжато, выборочно передает содержание текста;
Объяснительный (умение выполнять задания ОБЪЯСНИТЕЛЬНОГО типа, навыки работы с информацией) – ОБЪЯСНЯЕТ сущность процессов и явлений, специфику, закономерности и т.п., необходимость учета норм и правил;
– устанавливает причинно-следственные связи возникновения и развития явлений;
– рассматривает различные мнения, точки зрения;
– выбирает источники информации, осуществляет их внешнюю и внутреннюю критику, анализ;
– представляет результаты изученного в форме конспекта, схемы, графика, таблицы и т.п.)
Уровень элементарной деятельности  (характеризует умение выполнять задания ПРАКТИЧЕСКОГО типа – включает поступки, деятельность, коммуникативные и организационно-деятельностные умения) – ОСУЩЕСТВЛЯЕТ те или иные поступки, позитивные для социоприродного окружения (как природы, так и общества);
– заботится об окружающей социоприродной среде (реальная деятельность по  улучшению экологической обстановки ближайшего окружения);
– осуществляет поиск, систематизацию, анализ и преобразование информации, представленной в различных знаковых системах (таблицы, графики, схемы, карты, текст), используя в том числе методы электронной обработки и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
– использует приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни;
– умеет применять знания на практике (показывать, проводить опыты, эксперименты, наблюдения, ухаживать, соблюдать правила, оценивать состояние);
– оценивает эстетический потенциал ближайшего социоприродного окружения и осуществляет деятельность по усилению его значимости;
– участвует в диспутах, дискуссиях, обсуждении экологических проблем, формулирует собственную позицию и аргументирует ее на основе знаний по экологии;
Уровень проектной деятельности (характеризует умение выполнять задания ПРОЕКТНОГО типа – включает все общеучебные умения, ценностно-смысловое самоопределение,  самостимулирование,  рефлексию) – ПРОЕКТИРУЕТ собственную траекторию решения экологических познавательных задач на основе личностного самоопределения в системе ценностей, включая формулирование проблемы и цели своей работы, определение адекватных  экологическому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными экологическими знаниями, используя различные информационные технологии;
– составляет планы и тезисы статей различных жанров, создает творческие работы различных видов;
– определяет ключевые моменты диалога или дискуссии, формулируя собственную позицию по обсуждаемым вопросам, отстаивает ее, дает устную и письменную аргументированную оценку различных точек зрения и формулирует собственную позицию по отношению к обсуждаемым вопросам, явлениям, процессам, проблемам, фактам, используя экологические сведения, учитывая различные мнения и интегрируя идеи;
– участвует в групповой исследовательской работе, организовывая работу группы, представляя результаты индивидуальной и групповой работы в формах конспекта, реферата, сочинения, мини-исследования, исследовательского проекта, а также умеет публично презентовать результаты своей работы;
– умеет прогнозировать события, развитие процессов и результаты деятельности (понимать: «что произойдет, если…»); проводит экологические исследования социоприродного окружения, демонстрируя умение ставить задачи и организовывать собственную деятельность по их достижению без внешнего контроля и понуждения;  самостоятельно создает алгоритмы деятельности при решении широкого круга проблем, в том числе творческого и поискового характера;
– занимает активную экологически целесообразную позицию в вопросах, касающихся состояния окружающей среды, готов к экологически целесообразной деятельности, ведет пропаганду экологически целесообразного поведения.

Поскольку каждый последующий уровень образовательных достижений качественно выше предыдущего, целесообразно выразить это соотношение количественно:

Таблица 2

Описательный
1 – 3 балла

Объяснительный
4 – 6 баллов

Элементарная деятельность
7 – 9 баллов

Проектная деятельность
10 – 12 баллов

Баллы, набранные учащимися в ходе определенного этапа деятельности, суммируются, затем (при необходимости) переводятся в традиционную 5-балльную систему по следующему принципу: набравшие не менее 50% от максимального числа баллов, получают отметку «3», набравшие не менее 60% – отметку «4», и набравшие не менее 75% – отметку «5».
Апробация данной системы оценки осуществлялась на базе Областного многопрофильного лицея-интерната № 1 г. Читы в 8а и 8б классах в ходе реализации регионального компонента экологического образования по учебнику «Региональная экология» [5].
На подготовительном этапе эксперимента задания учебника были распределены на 4 группы в соответствии с таблицей 1. Частично результаты анализа и распределения представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровни заданий, представленных в учебнике

Описательный

Объяснительный

Элементарная деятельность

Проектная деятельность

1 параграф задание 1 1 параграф тема для обсуждения 1, 2, задание 2    
  3 параграф тема для обсуждения 1   3 параграф задание 1
4 параграф тема для обсуждения 1   4 параграф задание 1  
  5 параграф тема для обсуждения 1 5 параграф задание 1, 2, 3, 4  

Были разработаны дополнительные задания практического и проектного уровней. Эти образовательные достижения в течение года можно выявлять на предметном содержании, выбрав из комплекса заданий (таблица 6) или создав по аналогии свое (с учетом особенностей класса, социоприродного окружения школы).

Таблица 4

Элементарная деятельность

Проектная деятельность

Выполнять практические задания, например, по уходу за цветами; осуществлению наблюдения в природе; Создать, оформить и реализовать  (например, в рамках школьного конкурса проектов, НПК) проект, направленный на исследование, улучшение социоприродного окружения; проект социальной направленности (включающие постановку цели, разработку плана, оценку необходимых ресурсов и материалов, определение сроков, участников, ответственных, планирование результатов, презентацию проекта и его реализацию);
Принять участие в рейде по очистке территории; по озеленению класса, школы и т.п.;
Составить и оформить схему, таблицу, график, например,  по одной из изучаемых тем  для использования в учебном процессе;
Создать агитационные материалы (плакат, листовки) по какой-либо теме, возможно для внеклассного мероприятия "День Земли"; Принять участие в научно-практической конференции (различного уровня), подготовив исследовательскую работу на тему экологической направленности;
Подобрать литературные источники, например, по одной из изученных тем  (включая Интернет-источники), грамотно их оформить; Подготовить статью, например, по теме "Проблемы сохранения растительного и животного мира в Забайкалье" и добиться ее издания в средствах массовой информации, в т.ч. в Интернет.
Написать и оформить реферативный доклад по понравившейся теме;
Принять  участие в одном или нескольких этапах деятельности, связанных с использованием социоприродного окружения:

– организовать и провести экологическую игру;
– принять участие в создании экологической тропы или организации ее работы;
– принять участие в экологическом походе, полевой практике;
– принимать участие в улучшении класса, школьного помещения и  пришкольного участка.

Выполнить отдельный элемент проектной деятельности, например, в группе с распределением обязанностей – организовать презентацию проекта, составить список участников и ответственных за осуществление мероприятия и т.п.

Осуществлять виды деятельности, связанные с использованием социоприродного окружения:

– инициировать создание и обеспечить активную работу экологической тропы, проведение экологических рейдов, десанта;
– инициировать создание экологических традиций, символики, проведение культурно-массовых мероприятий;
– участвовать в НОУ с работой на экологическую тему (осуществление проектной деятельности (практические, исследовательские работы), участие в экологических конференциях);
– инициировать и организовать улучшение школьного помещения и  пришкольного участка, класса.

Были разработаны рекомендации педагогу для осуществления оценки результатов экологического образования:

  • подробно ознакомиться с предлагаемой классификацией образовательных достижений учащихся в области экологии;
  • определить уровень требований (описательный, объяснительный, элементарная деятельность, проектная деятельность), на который сможет выйти преподаватель в соответствии с условиями социоприродного окружения школы, уровнем учебных возможностей учащихся, а также со своими профессиональными и личностными характеристиками;
  • проанализировать цели, заложенные в программе, на предмет их соответствия содержанию курса и требованиям к его усвоению; при необходимости доработать их, отразив в образовательной программе;
  • проанализировать планируемые методы, приемы, средства, виды деятельности и формы организации обучения на предмет соответствия их целям и содержанию; при необходимости дополнить;
  • определить возможные результаты, которых могут достичь учащиеся в процессе обучения в соответствии с поставленными целями, на данном предметном содержании при использовании необходимых методов, средств и т.п. (Приложение 1);
  • познакомить учащихся с целями курса и результатами, которых они могут достичь;
  • вести накопительную систему оценки в баллах по итогам заданий и осуществляемых мероприятий, отслеживая и учитывая, в том числе, внеурочные достижения школьников в области экологического образования.

Составлена контрольная работа на основе заданий, предложенных Региональным стандартом по экологии [6], и дополнительно разработанных.
Далее, на основном этапе эксперимента, в течение 2007 – 2008 учебного года осуществлялось текущее и итоговое оценивание учащихся 8а по экспериментальной системе оценки, а 8б и по традиционной, результаты которой сообщались учащимся, и по экспериментальной (для последующего анализа учителем). Причем задания всем учащимся предлагались одинаковые.

В ходе работы учителем были отмечены следующие важные моменты. По мере привыкания учащихся экспериментального класса, да и самого учителя, к работе по новой системе оценки результатов экологического образования школьников, наблюдалось повышение интереса учащихся к такой работе, повышалась степень активности выбора учащимися уровня выполняемого задания. Ситуация выбора всегда ставит взрослого человека, а тем более ребенка, в нелегкую ситуацию предварительной оценки своих сил, возможностей, склонностей. Поэтому можно говорить об определенном воспитательном значении данной работы. Диагностика, проведенная учителем, позволила выявить некоторые закономерности, говорящие в пользу данной системы оценки:

У учащихся экспериментального класса динамика выбора изменяется в пользу заданий более высокого уровня, оценивающихся, соответственно, более высоко. У учащихся контрольного класса такой закономерности выявить не удалось, поскольку за выполнение задания любого уровня ставились одинаковые баллы. Здесь изменения обусловлены, в первую очередь, содержанием задания, степенью его доступности, привычности и понятности.

Динамика выбора заданий учащимисч экспериментального класса

Динамика выбора заданий учащимисч контрольного класса

Результаты диагностики дополняют данные анкетирования, проведенного среди учащихся. Один из вопросов звучал следующим образом: «В ситуации выбора заданий: легкие – мало баллов (1 – 6), сложные – много баллов (7 – 12), –  какие  задания вы будете выбирать чаще? Почему?» Отвечая на вопрос, учащиеся экспериментального класса в 64% случаев выбрали и легкие, и сложные задания, в 20% – только сложные, 16% – только легкие. А учащиеся контрольного класса: 52% и сложные, и легкие, 11% – только сложные, 37% – только легкие. Таким образом, непроизвольное стремление получить больше баллов заставило учащихся преодолевать трудности при выполнении заданий практического и проектного типа, чего не наблюдалось у учащихся контрольного класса. Причем учащиеся, выбирающие сложные задания, мотивировали это следующим образом: «Я буду стремиться к усовершенствованию, да и баллы при этом будут выше», «Сложные задания будут в наибольшей степени тренировать ум и показывать готовность к решению сложных проблем», «Чтобы повысить свои знания и умения».

Контрольная работа, проведенная среди учащихся обоих классов, подтверждает большинство выводов, кроме того, анализ выполнения заданий (Приложение 2) позволяет внести коррективы в образовательный процесс.

Выполнение 1 и 2 блоков заданий (описательного и объяснительного уровней) не показали принципиальных отличий между учащимися контрольного и экспериментального классов.

3 блок заданий (уровень элементарной деятельности):

  1. Составить и оформить схему или таблицу, по теме "антропогенное воздействие на почвы и его последствия" для использования в учебном процессе.
  2. Оформить плакат, призывающий сохранять биоразнообразие, и защитить (по желанию).
  3. Создать агитационные (информационные) материалы (плакат, листовки) по теме "Сохранить для потомков", разместить на сайте лицея.
  4. Написать и оформить реферативный доклад, по теме "Таёжные богатства Забайкалья".

Некоторые трудности возникли при составлении схемы (выбор 20% и 5% учащихся экспериментального и контрольного класса соответственно) – недостаточно умений вычленить все взаимосвязи между объектами и явлениями и показать их схематично. Недостаточно творчески подошли и к оформлению плакатов (выбор 20% и 45% учащихся), ярких и нестандартных было немного, однако в целом все их можно отнести к высокому уровню, все были защищены достойно. Написание и оформление листовок (выбор 10% и 0% учащихся) вызвало наибольшие затруднения – учащиеся незнакомы с такой формой работы, недостаточно понимают суть предложенного задания и назначение листовок. Работа с докладами (выбор 50% учащихся) затруднений не вызвала. Среди замечаний – недостаточное количество дополнительного материала, отсутствие четких выводов, итога работы.

4 блок заданий:

  1. Создать и представить компьютерную (или на альбомных листах) презентацию по одной из понравившихся тем, изученных за контрольный период (объем 5 – 10 слайдов/страниц).
  2. Данное задание, самое серьезное и трудоемкое, вызвало немало трудностей как технических (не все умеют качественно работать с программой PowerPoint, использовать ее ресурсы), так и теоретического характера (недостаточное использование дополнительного материала, освещение ключевых, значимых моментов, взаимосвязей, которые необходимо показать, раскрывая данную тему, недостаточный объем работы).

Далее были проанализированы итоги работы обоих классов:

Таблица 5

Класс

Традиционная

Экспериментальная

Результат контрольной работы

Объективность с точки зрения наблюдения учителем

Результаты диагностики по методике «Натурафил»

Контрольный

80%

45%

40%

Традиционная – завышает оценки, поскольку балл 5 (4, 3) ставится независимо за выполнение любого из 4 типов заданий Средний уровень по показателям «натуралистическая эрудиция» и «перцептивно-аффективный», по остальным – ниже среднего
Экспериментальный

78%

68%

90%, поскольку и учитель, и учащиеся в течение определенного периода времени привыкали к новой системе Средний уровень по всем показателям, кроме «натуралистическая эрудиция» – выше среднего

В заключение опишем возможные трудностей, возникающие у учителя при работе с данной системой оценки, и положительные результаты, проявляющиеся в ходе ее использования.

Таблица 6

Трудности

Положительные результаты

Ведение отдельной тетради для фиксации результатов Объективность оценки результатов
Дополнительный подбор заданий практического и проектного уровня Ситуация выбора побуждает учащихся к выполнению того задания, в котором он будет наиболее успешен
Дифференцирование заданий учебника, которые учитель планирует использовать в течение образовательного процесса Побуждает учащихся к активности, ибо это отражается на общем количестве баллов, на итоговой оценке
Подсчет баллов Широкий спектр заданий позволяет учащимся проявить себя с различных сторон
Поиск эффективных методов, средств, форм работы, видов деятельности, вовлекая в которые учащихся, можно способствовать повышению их достижений Выполняемые на оценку задания различных типов выполняют не только контролирующую функцию, но и, в большей степени, формирующую, воспитывающую.

Опыт показывает, что трудности эти временные и преодолимые, кроме того, получаемые положительные результаты оправдывают их.

Объективность полученных в ходе эксперимента результатов подтверждают:

  • наблюдения учителя;
  • данные диагностики по методике «Натурафил»;
  • результаты контрольной работы;
  • процент выполнения и уровень выполнения заданий практического и проектного типов.

Литература:

1. Современная дидактика: теория – практике./ Под научной редакцией И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. – М.: изд. ИТП и МИО РАО, 1993.– 228 с.
2. Симонов В.П., Черненко Е.Г. Образовательный минимум: Измерения, достоверность, надежность. //Педагогика, 1994, N4. (Стр. 30 – 34)
3. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование, 2003. – № 5. – с. 55
5. Горлачёв В.П., Корсун О.В, Игумнова Е.А., Золотарева Л.Н. Региональная экология: Учебник для общеобразовательных учебных заведений Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. – Издание 2-е, испр. И доп. – Чита: Экспресс-издательство, 2007. – 210 с.
6. Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ Читинской области. / В.П. Горлачев, Е.А. Игумнова, О.В. Корсун, Е.И. Никифорова; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2006. – 62 с.