Тип урока:
сообщение новых знаний.Форма урока:
урок- путешествие.Цели урока:
- научить объяснять и выполнять сложение и
вычитание смешанных чисел;
- обеспечить условия для активизации
мыслительных операций (сравнения, обобщения,
анализа и конкретизации) и развитие устной
“математической” речи;
- содействовать воспитанию интереса к предмету,
развитию коммуникативной культуры учащихся,
форм сотрудничества, сотворчества, уверенности в
себе.
Оборудование:
Изображения горных вершин, альпинистов на доске, “карточки настроения” (Рисунок 1), презентация (Приложение1), проектор и персональный компьютер, учебник “Математика 5-кл.” Виленкин и др., плакат для устного счета (Рисунок 2).Ход урока:
1. Организация начала урока:
Здравствуйте, ребята! Встаньте ровно, проверьте готовность к уроку: на столе должны лежать учебник, тетрадь, письменные принадлежности, сигнальные карточки и карточки- настроения. Садитесь
Из карточек-настроений выберите карточку которая соответствует вашему настроению и покажите мне.
В конце урока проанализируем, улучшилось ли ваше настроение.
2.Сообщение темы и постановка целей урока:
Тема сегодняшнего урока “Сложение и вычитание смешанных чисел”. На уроке мы узнаем, как складывать и вычитать смешанные числа, как применять полученные знания к выполнению практических заданий.
Приложение 1. СЛАЙД №1
На время данного урока мы станем альпинистами, и весь урок будем покорять горные вершины царства “Обыкновенных дробей” (Обратиться к рисункам на доске)
-Кто такие альпинисты?
-Какие они должны быть?
Для начала проверим, что вы имеете в своем рюкзаке? А в рюкзаке у нас домашнее задание. Проверим его.
3.Проверка домашнего задания.
Приложение 1. СЛАЙД №2, №3, №4.
Откройте тетради и запишите число, тему урока.
4.Устный счет
Определим, что ещё очень важное надо взять с собой для покорения вершин (используя плакат для устного счета). Правильному ответу соответствует БУКВА под ним. Один учащийся у доски, остальные с места реагируют сигнальными карточками.
Приложение 1. СЛАЙД №5
5.Обобщение и систематизация ранее изученного материала.
Фронтальный опрос
Какая из дробей с одинаковыми знаменателями больше?
Какая дробь называется правильной?
Как сложить две дроби с одинаковыми знаменателями?
Как вычесть две дроби с одинаковыми знаменателями?
Как выразить целую часть из смешанного числа?
Как перевести смешанное число в неправильную дробь?
Графический диктант.
Теперь выберем маршрут для покорения горных вершин знаний.
На экране появляется математическое выражение, если оно верное, ставьте , если неверное, то ставьте
У вас получится рисунок, это и будет наш маршрут.
Приложение 1. СЛАЙД №6
а) > ; б) правильная дробь;
в) 4; г) ;
д) ; е) ; ж) .
Чтобы не сбиться с пути проверим наш маршрут
Правильный ответ: Приложение 1. СЛАЙД №
Перед нами не самый легкий маршрут. Нам надо покорить 4 вершины “Историческую”, “Новых знаний”, “Задачи”, “Домашнее задание”
Итак, первая вершина “Историческая”.
Приложение 1. СЛАЙДЫ №8, №9.
- Посмотрите, как изображали дроби в Древнем Египте:
- В древнем Китае вместо черты использовали точку:
- Индийцы записывали так:
- Первым дробную черту ввел итальянский ученый Фибоначчи.
- Дроби на Руси называли долями, а позже “ломаными” числами. (VIII в.)
У нас есть поговорка “Попал в тупик, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “Попал в дроби”. Она означает, что человек, попавший в дроби, попал в трудное положение. Эта поговорка напоминает о тех временах, когда дроби считали самым трудным, запутанным разделом математики ,т.к. общих приемов действий с дробями и записи дробей не было. Мы начинаем изучать их уже в младших классах.
Задача нашего урока – показать, что обыкновенные дроби не смогут поставить вас в трудное положение. Будем уверенно складывать, вычитать, находить дробь от числа, число по заданному значению дроби.
6. Изучение нового материала.
И вот мы подошли к вершине “Новых знаний”
1) Давайте решим задачу. На тарелке лежало плитки шоколада, а на другой плитки шоколада. Сколько всего шоколада лежало на двух тарелках?
Как предлагаете решать?
.
Можно записать короче:
.
Решим ещё один пример:
.
Сделайте вывод как сложить смешанные числа?
(Надо сложить отдельно целые части, а дробные отдельно)
2) На тарелке лежало плитки шоколада. плитки шоколада съели. Сколько шоколада осталось на тарелке?
Как найти, сколько шоколада осталось?
; .
Сделайте вывод, как вычесть смешанные числа?
(Надо вычесть отдельно целые части, а дробные отдельно).
Еще раз повторить правила.
Ну, я считаю, что и вторую вершину мы покорили.
Физ.минутка.
Теперь давайте сделаем привал и немного отдохнем. Встаньте со своих мест, проведём физминутку.
Мы осанку исправляем,
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
7. Закрепление изученного материала
Следующая вершина “Задачи”.
Некоторые растения находятся в Красной книге. Вы знаете, что это за книга?
И сейчас мы с вами должны угадать одно из таких растений.
Приложение 1. СЛАЙД №10.
Нужно решить следующие примеры. И каждому правильному ответу соответствует буква. Подставив к ответу букву, мы сможем прочитать название этого растения.
Приложение 1. СЛАЙД №11.
Один учащийся у доски, остальные в тетрадях.
1) ; 4) ;
2) ; 5) ;
3) ; 6) 12;
Приложение 1. СЛАЙД №12.
Работа по учебнику.
№1088 Самостоятельно в тетрадях. Можно без краткой записи.
С последующей проверкой.
(кг) – в двух коробках.
Ответ: кг конфет.
Резерв №1089.
8. Домашнее задание:
И, наконец, мы подошли к последней вершине, вершина “Домашнее задание”. Её вы покорять будете самостоятельно дома.
Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Приложение 1. СЛАЙД №13.
№1109 (а, б, в, г).
№1110.
№1114.
9. Итог урока.
Так что же мы учились делать сегодня на уроке?
Как сложить смешанные числа?
Как вычесть смешанные числа?
Молодцы, ребята, вы смогли убедить меня в том, что научились складывать и вычитать смешанные числа. Изучение этой темы вы продолжите на следующих уроках.
А так как вы очень хорошо поработали на уроке, в память о нашем уроке хочу вручить вам маленькие подарки. Дежурные раздадут на перемене.
Выберите теперь карточку-настроения и покажите, какое у вас сейчас настроение.
Впереди у вас ещё много новых вершин и если вы будете целеустремлёнными, упорными, как альпинисты, то покорите любую вершину.
Спасибо за урок.
И счастливого вам восхождения на вершину ЗНАНИЙ.