Цели: Создать образ государственной раздробленности на Руси в 8 веке. Сформировать образные представления учеников о завоевании монголов, о государстве Золотая Орда, о религии ислам. Развивать умение ориентироваться по карте, познавательную активность. Пополнять словарный запас учеников. Расширять интеллектуальные способности, логическое мышление, кругозор учащихся. Прививать интерес к истории родного государства.
Оборудование: Учебник «Мое Отечество» 3кл. (авт. Д.Д Данилов, С.В. Тырин); карта «Раздробленность русских земель в 8 веке, карта «Завоевание монголов в 8 веке»; гравюра Чингисхана; карточки с вопросами и анаграммой; тест на информационном носители.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Урок начинается со сценки подготовленной детьми.
Илья читает книгу:
Это вы раздорами и смутой
К нам на Русь поганых завели,
И с тех пор житья нам нет от лютой
Половецкой проклятой земли!
Аня: Что ты читаешь?
Илья: Книгу неизвестного древнерусского поэта – «Слово о полку Игореве». Про Игоря Святославовича русского князя, который жил, когда русские земли грабили племена половцев-кочевников и приносили много бед людям. А Игорь Святославович зовет князей соединиться и встать все вместе на защиту Русской земли.
Аня: А что, в те времена не было единого Русского государства?
3. Постановка проблемной ситуации.
Работа идет с картой «Раздробленность русских земель». Дети ориентируются по карте вывешенной на доске и в учебниках на стр.55.
Учитель. Посмотрите внимательно на карту. Что можно сказать о Древней Руси, о ее территории?
Дети. Она разбита на княжества.
У. Назовите и покажите княжества
Дети выходят к карте и показывают княжества.
- Как вы думаете почему?
Дети дают предполагаемые ответы.
4. Совместное открытие нового знания.
У. Во времена Древней Руси княжества враждовали, велись братоубийственные войны. Племена половцев-кочевников грабили русские города, села. А распри между князьями не прекращались. Давайте прочитаем основную мысль, выделенную в рамке в учебнике на стр.55.
Д. Из-за внутренних войн и нашествия иноземцев земли Древней Руси были разорены, государство разрушено, бесценные памятники культуры уничтожены.
У. А почему же тема урока называется: «Слово о погибели русской земли»? Сегодня на уроке нам и предстоит узнать, что же погубило Древнюю Русь.
5. Закрепление нового знания.
У. Новые несчастья обрушились на Русь.
Учитель рассказывает и показывает территорию монгольских племен на карте и гравюру Чингисхана.
- На востоке расположено Монгольское ханство. Среди монгольских племен объявился человек, которого звали Чингисхан. Силою, жестокостью и коварством он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию завоевателей. Его войска покорили многие страны и народы, и Чингисхана стали называть повелителем вселенной.
К доске выходят подготовленные дети, по очереди читают о завоевании монгольского племени.
1 ученик. В1237 году войска завоевателей, возглавляемые внуком Чингисхана, ханом Батыем, подошли к границам русских земель.
2 ученик. Каждое из русских княжеств пыталось отбиться от врагов своими силами. Одна за другой гибли богатырские дружины, сгорали героически защищавшиеся города. Однако завоеватели шли все дальше и дальше по русской земле.
3 ученик. За спиною завоевателей оставались выжженная земля и безлюдные селенья. Богатейшая страна – Древняя Русь была разорена и захвачена. На восточных границах русских земель, Батый создал свое сильное государство - Золотую Орду.
У. Посмотрите на карту стр. 60, находится ли наш город на земле, принадлежавшей Золотой Орде?
- Назовите столицу Золотой Орды.
Д. Столица – Сарай.
У. Русь оказалась под властью Золотой Орды. Русские князья были вынуждены платить дань ордынским ханам.
- В Золотой Орде распространилась религия – ислам.
- А что это за религия? На этот вопрос вы ответите сами
6. Расширение нового знания.
У. Вы самостоятельно прочитаете о религии – ислам в учебнике стр.61. Ответите на вопросы, ответы найдете в анаграмме.
Учащиеся работают в малых группах. Каждой группе выдаются вопросы и анаграмма. Затем выслушиваются ответы.
Вопросы:
- Религия, распространившаяся в Золотой Орде. (Ислам)
- Бог, в которого верили жители Золотой Орды. ( Аллах)
- Священная книга мусульман. (Коран)
- Так называют последователя исламской религии. (Мусульманин)
- Так называют особых людей, в уста которых Бог вкладывает свои слова. (Пророк)
- Как звали последнего и главного пророка Аллаха? (Мухаммед)
7. Обобщение знаний.
У. Обобщим наши знания по данной теме. Для этого ответьте на вопросы теста.
Учитель показывает тест на экране телевизора. Приложение 1. Если в классе нет компьютера и телевизора, можно использовать классную доску. Учащиеся пишут ответы на листочке, после проходит взаимная проверка.
Тест.
1. Кто являлся правителем Золотой Орды?
а) Чингисхан;
б) Батый;
2. Религия, распространившаяся в Золотой Орде.
а) Ислам;
б) Коран;
3. Бог, в которого верили жители Золотой Орды.
а) Мухаммед;
б) Аллах;
4. Какое государство образовалось, после победы монгольских завоевателей?
а) Монгольское;
б) Золотая Орда.
8. Итог.
У. Почему Древняя Русь была разбита на княжества?
- Почему «погибла Русская земля»?
- Что нужно было сделать, чтобы дать отпор монгольским завоевателям?
- Кто командовал армией завоевателей?
- Какое государство было создано?
- Что должны были платить население Руси ордынским ханам?
- Какая религия распространилась в Золотой Орде?