Цель урока:
Проверить знания учащихся по данной теме в виде соревнования.
(Данный урок проводится в 8 классе после изучения темы: «Электрический ток».
Оценивает работу не учитель, а ученики старших классов, которые предварительно выполняют предложенные задания, а затем проверяют работы восьмиклассников. Один старшеклассник проверяет работы 5 человек, следовательно, на уроке должна быть комиссия из 5 старшеклассников. (У каждого из проверяющих имеются решения и готовые ответы ко всем заданиям, для облегчения проверки) На данную работу отводится 2 урока. Время, отведенное на выполнение каждого этапа, засекается таймером. Каждое задание выполняется на отдельном листочке, и после выполнения сразу сдается проверяющему. Старшеклассники сидят на последних партах, и ребята передают листочки с выполненными заданиями назад. Урок – соревнование проводится в такой последовательности:
- Вступительное слово учителя
- Физический диктант
- Работа с дидактическим материалом
- Задачи – рисунки
- Задачи разного уровня сложности
- Экспериментальное задание
- Кроссворд – лесенка
- Подведение итогов и выставление отметок
- Работа над ошибками
I. Физический диктант
1. Какие величины входят в данную формулу, и в каких единицах они измеряются?
Вариант 1 |
Вариант 2 |
; |
; |
2. Выразите из формулы указанную величину
Вариант 1 |
Вариант 2 |
выразите I |
выразите l |
3. Запишите числа, используя приставки
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|
|
4. Переведите в систему СИ
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Q = 34,5 кДж L = 140см |
R = 0,15 кОм t = 12 мин |
II. Работа с дидактическим материалом
Выполните задания по картинке
Вариант 1
Вариант 2
III. Задачи – рисунки
А) В какой из предложенных схем амперметр и вольтметр включены правильно? |
А) В какой из предложенных схем вольтметр точнее измеряет напряжение на резисторе? |
Б) Как изменится сопротивление реостата, если ползунок реостата передвинуть влево? |
Б) Как изменится сопротивление реостата, если ползунок реостата передвинуть вниз? |
IV. Решите задачи
- При напряжении 220В сила тока в спирали плитки равна 5А. Определите сопротивление спирали.
- При напряжении 1,2 кВ сила тока в цепи одной из секций телевизора 50мА. Чему равно сопротивление цепи этой секции?
- Определите напряжение на концах стального проводника длиной 140см и площадью поперечного сечения 0,2мм2, в котором сила тока 250мА.
- При напряжении 120 В в электрической лампе в течение 0,5 мин израсходовано 900Дж энергии. Определите силу тока в лампе.
- Две электрические лампы имеют одинаковую мощность. Одна из них рассчитана на напряжение 110В, а другая на 220В. Какая из ламп имеет большее сопротивление и во сколько раз?
V. Экспериментальное задание
Даны приборы: лип, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода, лампочка.
Определите:
1-й вариант – сопротивление вольфрамовой спирали
2-й вариант – мощность лампочки.
(нарисуйте схему соединения приборов)
VI. кроссворд – лесенка
Решите кроссворды
(они либо нарисованы на обратной стороне доски, либо проецируются на экран с помощью мультимедийного проектора.)
1-й вариант
1. Единица измерения мощности.
2. Ученый, установивший зависимость I = U/R.
3. Частица с наименьшим (+) зарядом
4. Единица измерения силы тока
5. Величина, которая обозначается - R
2-й вариант
1.Вещество, в ядре которого один протон
2. Центральная часть атома
3. Частица с наименьшим (-) зарядом
4. Прибор для измерения напряжения
5. Частица, не имеющая заряда.
VII. Подведение итогов (Ребята, проверяющие работы, сообщают ученикам результаты, и называют фамилии учеников, получивших за урок «5»; «4»; «3» и «2».
VIII. Работа над ошибками. (если остается время, то можно разобрать с ребятами любые задания)