Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые патологии, подвели нас к вопросу о планировании и организации четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей в условиях логопедической группы МДОУ.
При разработке системы взаимодействия логопеда и воспитателей мы определили следующие цели:
– повысить эффективность коррекционно-образовательной работы;
– исключить дублирование воспитателем занятий логопеда;
– оптимизировать организационные и содержательные аспекты коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.
В процессе нашей работы выявился ряд проблем, которые создают трудности в организации совместной работы:
– совмещение программы “ Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет)” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ;
– отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
– сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа;
– отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом;
– невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателем в разновозрастных группах.
Не в нашей власти решение первых двух проблем. Мы предлагаем пакет документов, предусматривающий четкое разделение функций между воспитателем и логопедом речевой группы, для оптимизации коррекционного процесса и для рационального использования рабочего времени.
Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
– логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов;
– воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Исходя из этих задач, мы предлагаем разделить функции логопеда и воспитателя следующим образом:
Функции логопеда:
- Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
- Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
- Работа по коррекции звукопроизношения.
- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
- Работа по коррекции слоговой структуры слова.
- Формирование послогового чтения.
- Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
- Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
- Предупреждение нарушений письма и чтения.
- Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
Функции воспитателя:
- Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
- Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
- Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
- Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
- Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
- Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
- Закрепление навыков чтения и письма.
- Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
- Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
На примере лексической темы “Овощи” мы предлагаем проследить разделение этих функций:
Примерное разделение функций воспитателя и логопеда на примере темы “Овощи”
(2 неделя, старшая группа)
Коррекционные задачи недели | Содержание работы воспитателя | Содержание работы логопеда |
Фонематическое восприятие: |а| от прочих звуков. | Формирование слухового внимания: д/и “Найди овощ”(с колокольчиком); “Да – нет”; “Что слышишь?”. | Понятия “речевые и неречевые звуки”; знакомство со звуком и буквой А (игра “Поймай звук |а|). |
Звукобуквенный анализ и синтез:
выделение ударного гласного в начале слова; анализ звукоряда из 2 звуков. |
Работа по заданию логопеда на закрепление усвоенных навыков (2 половина дня). | Учить выделять ударный гласный в начале слова; учить проводить анализ звукоряда из 2 звуков. |
Лексика: овощи. | Расширение, активизация и закрепление словарного запаса по теме на всех проводимых занятиях и в процессе всех режимных моментов. | Введение усвоенных слов в связную речь ребенка. |
Словоизменение: единственное и множественное число существительных. | Формирование у детей представления о единичности и множественности предметов (на занятиях по математике, лепке, рисованию, на прогулке).Закрепление новой лексико-грамматической категории в играх в течении дня (“один-много”, “собери овощи в корзины” и т.д.) | Знакомство с новой лексико-грамматической категорией. |
Синтаксический уровень: одушевленные и неодушевленные предметы. | Закрепление понятий в играх по заданию логопеда (прогулка, режимные моменты, коррекционный час). | Знакомство с понятиями “одушевленный – неодушевленный предмет”. |
Развитие связной речи: составление предложений по следам выполняемых действий. | Побуждение детей к проговариванию выполняемых ими действий в течение всех режимных моментов. | Учить детей отвечать на вопросы полным предложением в игре “Живые картинки” и оречевлять выполняемые ими действия. |
Звукопроизношение: выработка воздушной струи. | Упражнения на силу выдоха “подуй на укроп” (вар-т: повесить в дверях комнаты гигиены картинку) | Выработка направленной воздушной струи для постановки конкретных звуков. |
Артикуляция. | Отработка общего комплекса динамических и статических артикуляционных упражнений по заданию логопеда (утро, вечер). | Отработка специального комплекса артикуляционных упражнений для постановки конкретных звуков. |
Речь – движение. | Разучивание и проигрывание в течение дня д/и. “Овощи”. | Использование д/игр в качестве физминуток. |
Мелкая моторика. | Разучивание упр-й пальчиковой
гимнастики “Хозяйка однажды с базара пришла”
(во время подготовки к завтраку, обеду); мозаика,
шнуровки, волчки и т.д. (2 половина дня). Работа с детьми по заданию логопеда (2 половина дня). |
Работа по подгруппам с детьми, имеющими нарушения мелкой моторики. |
Цель создания листа рабочих контактов логопеда и воспитателя – оптимизировать организационные и содержательные аспекты коррекционно-педагогической деятельности, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка:
Лист рабочих контактов логопеда и воспитателей.
Условные обозначения:
+ – справился;
з – закреплять.
Месяц октябрь, неделя 5
Воспитатель должен четко представлять себе динамику развития фонематической стороны речи каждого ребенка. Логопедический экран, составляемый логопедом, отражает динамику работы по коррекции звукопроизношения и помогает воспитателю проводить системный контроль над поставленными звуками. Экран сделан из материала, позволяющего использовать магнитные или клеящиеся цветные символы звуков. Размещается экран в рабочей зоне воспитателя.
Логопедический экран работы над звукопроизношением.
Месяц октябрь, неделя 5.
Надеемся, что предложенный нами материал заинтересует специалистов и поможет эффективно организовать коррекционную совместную работу в логопедической группе дошкольного учреждения.
Литература
- Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы.// Логопед в детском саду, 2007, № 9 (24).
- Мазанова Е.В. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в системе коррекционной работы по преодолению ОНР.// Логопед в детском саду, 2004, № 1.
- Моргачева И.Н., Франдо О.Б., Съедина С.В. К вопросу о взаимодействии логопеда и воспитателя по закреплению лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР в процессе развития элементарных математических представлений.// Дошкольная педагогика, 2007, № 5 (38).
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – С-Пб., “Детство-пресс”, 2003.
- Степанова А.О. Организация логопедической работы в ДОУ.– М., 2007.
- Тоценко Е.Д. Некоторые аспекты взаимодействия логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР.// Логопед в детском саду, 2004, № 2.