Логопедическое занятие во 2-м классе по теме "Дифференциация звуков [б]–[б'], [п]–[п'] в словах и предложениях"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Упражнять детей в различении звуков [Б]–[Б’], [П]–[П’] в словах и предложениях.
  2. Упражнять в составлении слов из слогов, составлять предложения с данными словами.
  3. Упражнять в работе с деформированным предложением.
  4. Активизировать пассивный словарь детей, обогатить словарь словами: былинка, бегуны.
  5. Учить видеть скрытый смысл пословицы.
  6. Развивать зрительное восприятие, долговременную память, логическое мышление.
  7. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.
  8. Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: картина с изображением 4-х наложенных предметов, 4-е бумажных круга с написанными в них буквами ([Б], [Б’], [П], [П’]), картинки, игра “Собери слово” (с веревочками), игра “Волшебная пирамидка”, тетради, ручки, цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

Логопед предлагает детям подойти к доске и рассмотреть картину, на которой приемом наложения изображены силуэты 4-х предметов: белки, бабочки, пирамидки, панамки.

– Назовите предметы, которые вы видите на картине, и выделите первые звуки в них! ([Б], [Б’], [П’], [П]).

– Кто догадался, какая тема нашего занятия?

II. Характеристика звуков

Дети дают характеристику звуков.

[Б] – согласный, звонкий, твердый;
[Б’] – согласный, звонкий, мягкий;
[П] – согласный, глухой, твердый;
[П’] – согласный, глухой, мягкий.

– Как определить, звонкий или глухой звук? (Приложить пальцы тыльной стороной руки к горлышку: если звук звонкий, то горлышко дрожит).

III. Игра “Прыгни в круг”

На полу лежат 4 бумажных круга.

В каждый круг положены буквы: Б, Б’, П, П’.

Встаньте друг за другом! Я буду показывать картинки! Каждый из вас должен назвать картинку, определить первый звук в слове, прыгнуть в нужный обруч и положить в него картинку! (Картинки у всех разные).

Б

Б’

П

П’

Баран
Баклажаны
Собака
Забор
Зебра
Белка
Бегемот
Воробей
Обезьяна
Жеребенок
Черепаха
Павлин
Поросенок
Попугай
Цапля
Пингвин
Кирпичи
Петух
Пеликан
Перо

Картинки (без изучаемых звуков): лиса, слон, кошка, корова, коза.

IV. Игра “Собери слово”

У каждого ученика по 3 прямоугольника, на них написаны слоги. По краям прямоугольников с обеих сторон – дырочки, через которые собирается

(связывается) слово с помощью тонких веревочек.

Слова: бы-лин-ка, бу-каш-ка, бе-гу-ны, тро-пин-ка, за-па-сы.

Необходимо собрать слово, назвать изучаемый звук и объяснить значение слова. Устно придумать предложение с этим словом.

V. Игра “Волшебная пирамидка”

На доске вырезанная из цветной бумаги пирамидка, на обратной стороне каждого колечка написано одно предложение. Дети по очереди подходят к доске, снимают одно колечко, называют его цвет, читают предложения, устно исправляют их.

  1. Ботинки поставили Петю под стол.
  2. Цветок сидит на букашке.
  3. Паутина плетет паука.
  4. Березовый лес ходил по грибникам.
  5. Пижама положила девочку на кровать.

VI. Физкультминутка “Зарядка”

Мы ногами топ, топ,
Мы руками хлоп-хлоп.
Движения выполнять по содержанию текста.
Мы глазами миг-миг. Руки на поясе. Моргаем глазами.
Мы плечами чик-чик. Руки на поясе, плечи вверх- вниз.
Раз – сюда, два – туда, Руки на поясе, глубокие повороты вправо- влево.
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Ванькой-Встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Движения выполнять по содержанию текста.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора!
Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.

VII. Гимнастика для глаз

Посмотреть на потолок, на пол, вдаль (в окно), на пальцы руки.

VIII. Игра “Отгадай”

Дети по очереди пишут друг другу пальцем на спине, а затем на ладошке буквы Б или П. Надо отгадать написанную букву.

IX. Работа в тетрадях

В коробочках у детей лежат слова, из которых надо составить предложения (предложения у всех разные). Составить предложение, записать его в тетрадь. Сделать звукобуквенный анализ выделенных слов.

  1. магазин, красные, в, помидоры, привезли;
  2. воркуют, голуби, белые, крыше, на;
  3. быстро, по, Люба, бежала, тропинке;
  4. сидел, под, Боря, тополем, большим;
  5. висит, дубе, на, паутина, толстом.

X. Игра “Загадки”

– Какие наложенные друг на друга предметы были на первой картинке? (Белка, бабочка, пирамида, панамка.)

– Придумайте загадки про них!

XI. Объясни пословицу

Любишь кататься, люби и саночки возить.

XII. Итог занятия

– Сколько звуков мы сегодня изучали? Назовите их!

– У нас есть пожелание нашим гостям: крепкого здоровья, веселого настроения, надежных друзей.

– Что мы им подарим? (Подарки – рисунки тех предметов, в названии которых имеются наши звуки.)