Цели:
- Упражнять детей в различении звуков [Б]–[Б’], [П]–[П’] в словах и предложениях.
- Упражнять в составлении слов из слогов, составлять предложения с данными словами.
- Упражнять в работе с деформированным предложением.
- Активизировать пассивный словарь детей, обогатить словарь словами: былинка, бегуны.
- Учить видеть скрытый смысл пословицы.
- Развивать зрительное восприятие, долговременную память, логическое мышление.
- Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.
- Воспитывать интерес к занятию.
Оборудование: картина с изображением 4-х наложенных предметов, 4-е бумажных круга с написанными в них буквами ([Б], [Б’], [П], [П’]), картинки, игра “Собери слово” (с веревочками), игра “Волшебная пирамидка”, тетради, ручки, цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент
Логопед предлагает детям подойти к доске и рассмотреть картину, на которой приемом наложения изображены силуэты 4-х предметов: белки, бабочки, пирамидки, панамки.
– Назовите предметы, которые вы видите на картине, и выделите первые звуки в них! ([Б], [Б’], [П’], [П]).
– Кто догадался, какая тема нашего занятия?
II. Характеристика звуков
Дети дают характеристику звуков.
[Б] – согласный, звонкий, твердый;
[Б’] – согласный, звонкий, мягкий;
[П] – согласный, глухой, твердый;
[П’] – согласный, глухой, мягкий.
– Как определить, звонкий или глухой звук? (Приложить пальцы тыльной стороной руки к горлышку: если звук звонкий, то горлышко дрожит).
III. Игра “Прыгни в круг”
На полу лежат 4 бумажных круга.
В каждый круг положены буквы: Б, Б’, П, П’.
Встаньте друг за другом! Я буду показывать картинки! Каждый из вас должен назвать картинку, определить первый звук в слове, прыгнуть в нужный обруч и положить в него картинку! (Картинки у всех разные).
Б |
Б’ |
П |
П’ |
Баран Баклажаны Собака Забор Зебра |
Белка Бегемот Воробей Обезьяна Жеребенок |
Черепаха Павлин Поросенок Попугай Цапля |
Пингвин Кирпичи Петух Пеликан Перо |
Картинки (без изучаемых звуков): лиса, слон, кошка, корова, коза.
IV. Игра “Собери слово”
У каждого ученика по 3 прямоугольника, на них написаны слоги. По краям прямоугольников с обеих сторон – дырочки, через которые собирается
(связывается) слово с помощью тонких веревочек.
Слова: бы-лин-ка, бу-каш-ка, бе-гу-ны, тро-пин-ка, за-па-сы.
Необходимо собрать слово, назвать изучаемый звук и объяснить значение слова. Устно придумать предложение с этим словом.
V. Игра “Волшебная пирамидка”
На доске вырезанная из цветной бумаги пирамидка, на обратной стороне каждого колечка написано одно предложение. Дети по очереди подходят к доске, снимают одно колечко, называют его цвет, читают предложения, устно исправляют их.
- Ботинки поставили Петю под стол.
- Цветок сидит на букашке.
- Паутина плетет паука.
- Березовый лес ходил по грибникам.
- Пижама положила девочку на кровать.
VI. Физкультминутка “Зарядка”
Мы ногами топ, топ, Мы руками хлоп-хлоп. |
Движения выполнять по содержанию текста. |
Мы глазами миг-миг. | Руки на поясе. Моргаем глазами. |
Мы плечами чик-чик. | Руки на поясе, плечи вверх- вниз. |
Раз – сюда, два – туда, | Руки на поясе, глубокие повороты вправо- влево. |
Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, Ванькой-Встанькой словно стали. Руки к телу все прижали И подскоки делать стали, А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. |
Движения выполнять по содержанию текста. |
Раз – два, раз – два, Заниматься нам пора! |
Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз. |
VII. Гимнастика для глаз
Посмотреть на потолок, на пол, вдаль (в окно), на пальцы руки.
VIII. Игра “Отгадай”
Дети по очереди пишут друг другу пальцем на спине, а затем на ладошке буквы Б или П. Надо отгадать написанную букву.
IX. Работа в тетрадях
В коробочках у детей лежат слова, из которых надо составить предложения (предложения у всех разные). Составить предложение, записать его в тетрадь. Сделать звукобуквенный анализ выделенных слов.
- магазин, красные, в, помидоры, привезли;
- воркуют, голуби, белые, крыше, на;
- быстро, по, Люба, бежала, тропинке;
- сидел, под, Боря, тополем, большим;
- висит, дубе, на, паутина, толстом.
X. Игра “Загадки”
– Какие наложенные друг на друга предметы были на первой картинке? (Белка, бабочка, пирамида, панамка.)
– Придумайте загадки про них!
XI. Объясни пословицу
Любишь кататься, люби и саночки возить.
XII. Итог занятия
– Сколько звуков мы сегодня изучали? Назовите их!
– У нас есть пожелание нашим гостям: крепкого здоровья, веселого настроения, надежных друзей.
– Что мы им подарим? (Подарки – рисунки тех предметов, в названии которых имеются наши звуки.)