Урок изучения нового материала.
Цель мастерской:
- Образовательная: познакомить учащихся с новой физической величиной - давлением; показать значение давления в природе, быту и технике; изучить способы изменения давления.
- Развивающая: развивать умение наблюдать, видеть проблему, любознательность, умение ставить цель, добывать знания, понимать, оценивать и соотносить свою точку зрения с мнением других, проводить самоанализ и самооценку.
- Воспитательная: воспитывать раскованность чувств и движений, сочетающихся с умением выдерживать нормы поведения, умение вести диалог, слушать других.
Методы, приемы, способы:
- Обмен мнениями, групповое обсуждение, дискуссия;
- Анализ собственного опыта;
- Эксперимент.
Оборудование:
- наглядный материал - Презентация с рисунками по теме;
- сказка Г.Х.Андерсена "Принцесса на горошине"(Приложение 1);
- кусок пластилина, монета, карандаш;
- напольные весы;
- на каждой парте:
- лоток с сыпучим веществом, груз, столик, инструкция для проведения опыта (Приложение 2).
- разлинованный лист-заготовка <Рисунок>, инструкция для определения площади и давления тела (Приложение 3).
Этап | Учитель | Ученики |
Индуктор (создание эмоционального настроя) | В возрасте почемучек дети задают много
вопросов. Моя дочь не исключение. Однажды я читала ей сказку Г.Х.Андерсена "Принцесса на горошине" (слайд 1, приложение 1.) Вопрос: - Правда ли таким способом можно выявить девицу благородного происхождения? Вы как думаете? Затем пришло время приготовлений к школе. (слайд 2) И мы с ней отправились в магазин школьных принадлежностей. Подошла очередь портфеля. И тут:. - А почему не мишкой, он красивее? Сейчас моя дочь учится в 7 классе и точно знает ответы на эти детские вопросы. Почему? Пришло время изучать новый предмет - физика. |
Дети слушают известную сказку,
задумываются над ответами.
Изучают содержание слайда. |
Социализация | Физика - наука экспериментальная.
Эксперимент может быть мысленный и опытный
(лабораторный), индивидуальный и фронтальный,
демонстрационный. Начнем с первого. МЫСЛЕННЫЙ эксперимент. (см. слайд 3) Представим, себя в зимнем лесу. (слайд 3). Глубокие сугробы, белый искристый снег, вокруг тишина, МАЛЬЧИК В СУГРОБЕ. Проанализируйте ситуацию. (слайд 3!) ЧТО изменится, если теперь рядом с ребенком встанет взрослый человек. Мальчик в зимнем лесу на лыжах. - ЧТО можете сказать в этой ситуации? (слайд 3!) Итак - результат действия сил зависит от F и s . (слайд 3!) А сейчас демонстрационный эксперимент: на столе круглый кусок пластилина, карандаш. - ЧТО произойдет, если острие карандаша опустить на комок пластилина? ПРОВЕРИМ. - ЧТО произойдет, если на опыт повторить, но на пластилин положить монету? ПРОВЕРЯЕМ. |
Участвуют в проведении мысленного эксперимента. Анализируют ситуацию. (Человек действует на снег с силой, которая называется вес тела и зависит она от массы тела) Мыслительная деятельность продолжается. (Деформация снега увеличится, т.к. масса взрослого человека больше) Мальчик меньше проваливается в снег, хотя его масса не изменилась. Скорее всего изменения связаны с тем, что площадь опоры стала больше) Визуальная деятельность, обсуждение увиденного. (карандаш провалится в комок пластилина) Продолжение опыта. (карандаш не смог проникнуть в кусок пластилин) |
Разрыв | - Перейдем к опытному обоснованию
ситуации. Попробуем проверить полученные выводы
на опыте. Внимательно прочитайте инструкцию, выполните то, что требуется и постарайтесь ответить на предложенные вопросы. |
Самостоятельная работа в парах по 2
человека по проверке результатов обсуждения
мысленного и демонстрационного эксперимента.
Проведение эксперимента на местах по
предложенной инструкции (приложение 2). Работа в тетради. |
Теперь все это перенесем на наш предмет
и тему "Давление" - новая физическая величина.
Давление - р - какая сила приходится на единицу
поверхности. (Записать на доске: ДАВЛЕНИЕ. ) Измеряется в Па - паскалях. - (на доске: , [Па] - Паскаль) Интересно, какое давление оказывает человек, стоя вниз головой на руках? Мои помощники и подробная инструкция помогут вам рассчитать давление, когда вы стоите на одной руке вверх ногами. Для этого вам потребуется лист бумаги в клетку, фломастер, напольные весы и доверие моим помощникам. (слайд 4) ДЛЯ ДВУХ РУК? Подумайте. (слайд 4) - Перед вами примеры давлений, часто встречающихся в жизни. Сравните ваше давление с табличными. (слайд 5) |
Записи в тетради.
Самостоятельная работа в группах по определению собственного давления, стоя на одной руке вниз головой. (приложение 3).
Сравнение собственного давления с давлением трактора. Они примерно одинаковые. |
|
- КАКИЕ СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ ВЫ
УЗНАЛИ? Доска: |
Говорят, что успели выяснить по мере
проведения опытов. Делают записи в тетради. |
|
Рефлексия Самоанализ |
- Давление широко применяется в природе,
технике, быту. (слайд 6 - лопата) - Какая обувь наиболее подходит для походов? Кроссовки - вряд ли, подошва слишком мягкая, и если наступишь на камень: Для чего представленная обувь? (слайд 6 - обувь ) - Иглы, клювы, когти, зубы, клыки, жала (ЗАЧЕМ???) - неплохо природа вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием! (слайд 6 - животные ) - Определите способы применения давления с точки зрения уменьшения или увеличения. (слайд 6 ) - ГОВОРЯТ, что сказка ложь да в ней намек. Вернемся к началу занятия. - МОГЛА ЛИ СКАЗОЧНАЯ ПРИНЦЕССА ОЩУТИТЬ ГОРОШИНУ? - Какой портфель вы не купите ребенку для посещения школы? (слайд 7) СПАСИБО ЗА ОБЩЕНИЕ И СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ. |
Используя примеры из жизни, находят
проявление новой физической величины -
ДАВЛЕНИЯ.
Отвечают на вопросы, которые возникли вначале занятия. Выбирают правильный портфель. |